Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль изучения родного языка в ДОО

Привитие любви к родному языку, формирование эстетических чувств

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Родной язык – душа народа. И каждый народ (большой он или малый по численности) хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам.

Благодаря родному языку мы познаем мир, открываем новое и интересное об окружающих нас предметах и людях.

В нашем детском саду сохраняют и чтят культуру и традиции удмуртского народа. И я, будучи воспитателем, стараюсь воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. В наше время особенно необходимо, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, но при этом с уважением относился к культуре и традициям других народов.

Свой педагогический опыт условно хочу представить в виде пирамиды, которая состоит из ступеней, ведущих к осуществлению поставленных перед собой целей:

-воспитание уважения к родному языку;

- осмысление родного языка, как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Первая ступенька пирамиды – «Связь с историей народа- носителя языка».

Судьба человека неотделима от истории его народа. Эта ступенька развития рассматривает стремление создать условия, в которых я смогу заинтересовать детей изучению родного языка через историю прошлого своего народа.

Для достижения данной задачи этой ступени, значимой предметно-развивающей средой является наш школьный музей « Даур куара» (« Голос веков»), где представлены экспонаты быта удмуртского народа, одежда, украшения. Посещение начинается со средней группы. Каждое посещение музея становится событием особенным. Дети проявляют интерес к изучению истории прошлой и настоящей жизни родного края; осознают, что каждый экспонат несет в себе историческую значимость, знакомятся с правилами поведения в музее. Музей ежегодно пополняется новыми экспонатами. Наиболее эффективной формой работы является проектирование.

Итак, в 2020г. был разработан и проведен проект «Сказки, мифы и легенды удмуртского народа».

Цель проекта: знакомство с мифами, легендами, сказками удмуртского народа.

Результатом проекта было оформление группы с использованием персонажей удмуртских сказок: Вукузё (Водяной), Нюлэскузё (Леший), Лопшо Педунь.

В 2021г. разработан проект «Куклы наших бабушек».

Цель: знакомство с удмуртскими обычаями, традициями, народными игрушками.

Итоговым мероприятием стала выставка кукол, создание альбома «Удмуртская национальная кукла».

Активную роль в этом проекте сыграли родители, бабушки. Кто-то сам изготовил игрушки из различных материалов, кто-то порылся на чердаках и пожертвовал кукол из своего детства.

 Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка,   большое внимание уделяю созданию  в группе национального колорит, оформлен патриотический уголок с национальной символикой, куклами в национальных костюмах, альбом с орнаментами.

Вторая ступенька – это связь с культурой. Задачей этой ступени является приобщение детей к удмуртской культуре, формированию позитивного отношения к ней. Изучение языка осуществляется в различных видах деятельности : игровой, учебной, изобразительной, музыкальной, речевой. Для осуществления этой цели я использую удмуртские поговорки, народные приметы, потешки, стихи, народные песни. Прослушание и разучивание песен и хороводов на музыкальных занятиях (совместно с музыкальным руководителем и воспитателем).

В обучении детей родному языку мы широко используем удмуртский фольклор. Выученный фольклорный репертуар (частушки, дразнилки, потешки, хороводные игры) используется в программах развлекательных мероприятий, утренников и календарно-обрядовых праздников: "Вой дыр" – "Масленица", "Портмаськон" – "Колядование", "Выль ар" – "Новый год".

Третья ступень - развитие культуры речи и грамотного языка. Овладение родным языком в развитии речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В работу по обучению детей удмуртскому языку включаю различные организационные формы: общение с детьми на занятиях, вне занятий в игровой и трудовой деятельности, в семье; разучивание подвижных игр на физкультурных занятиях и прогулках; рассматривание картин, иллюстраций, экспонатов музея. 

Для развития стойкого желания изучать язык и грамотно разъясняться , использую различные дидактические пособия « Лэпбук по изучению удмуртского языка», «Шкатулка–Камали», «Тунсыко шыкыс»( Волшебный сундучок), информационно-коммуникативные технологии: просмотр презентаций, мультфильмов на удмуртском языке, а так же здоровьесберегающие технологии ( пальчиковые гимнастики, подвижные удмуртские игры ).

Четвертой ступенькой является создание среды национального культурного пространства. Ступенька рассматривает формирование чувств товарищества, привитие навыков межкультурного взаимодействия, так же заинтересованность отношения к людям, говорящим на других языках. Неотъемлемой частью в межкультурном воспитании детей является семья. Использую разнообразные возможности поддерживать связь с семьей и вовлекать их в свою работу. Для осуществления данной задачи провожу родительские собрания на родном языке. Привлекаю их к подготовке и проведению совместных праздников, встреч, проектов. Такие мероприятия на удмуртском языке, на мой взгляд, положительно влияют на их отношение к детскому саду и желанию общаться на родном языке.

Самая верхняя точка пирамиды -это наши достижения. Я и мои воспитанники, их семьи – постоянные участники муниципальных, региональных конкурсов, которые помогают повысить уровень знаний; способствуют укреплению семьи.

-В 2021г. я была участницей республиканского конкурса «Лучший воспитатель дошкольной организации с родным удмуртским языком обучения и воспитания», где стала победительницей. Для меня эта победа стала значимой для дальнейшего роста в своей деятельности.

Поэтому я решила стать участником конкурса для воспитателей, осуществляющих воспитание и обучение на родном языке, на реализацию проектов, направленных на сохранение и развитие родных языков народов и стала обладателем Гранта конкурса.

И как результат моего труда - мои воспитанники имеют некоторые представления о традициях, быте своего народа, проявляют интерес и уважение к культуре и традициям удмуртов, народным играм и традициям. Уверена: дальнейшая работа над реализацией всех компонентов в ступеньках, позволит поддерживать постоянный интерес к родному языку, культуре. Поэтому планирую и дальше работать в этом же направлении.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области