Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Гендерная социализация детей раннего возраста»

Цельформирование у них основных представлений о различии между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Задачи1 обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей раннего возраста 2 особенности реализации гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников раннего возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Гендерная социализация детей раннего возраста»

Актуальность данной темы заключается в том, что под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Ведь в ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. При этом, основой гендерной социализации являются гендерные стереотипы, которые помогают поддерживать существование гендерных ролей, норм, моделей поведения и мышления, принятых в культуре. Тем не менее, стоит отметить, что на текущий момент социальные изменения привели к разрушению традиционных представлений поведения мужчин и женщин. В частности, по определению ООН, именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем ХХI века, так как процесс демократизации общества смешал половые роли мужчин и женщин, ведь сегодня женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями.

Из-за этих изменений в обществе меняются в сознании детей представления о настоящих мужчинах и женщинах. Следует отметить, что современная система дошкольного образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков.

Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.

Соответственно, гендерное воспитание дошкольников, очень важный процесс, при этом, один из самых сложных и противоречивых. Это подтверж-дают исследования Л. А. Арутюновой, Л. В. Градусовой, Е. А. Кудрявцевой. Так, в работе Л. А. Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду. Так, было отмечено, что уже в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. Между тем, в раннем возрасте мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет множество отрицательных последствий. К слову, в возрасте с 3 до 7 лет у детей уже формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Тем не менее, был выявлен факт, что именно в этот возрастной период у 91% детей отмечается наличие избирательных контактов, а и у 9% существует разобщенность между девочками и мальчиками.

Итак, проблемы гендерного и социального воспитания волнуют сегодня многих педагогов. Интерес объясняется и тем, что в последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.

Один из значимых документов - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где прописано  содержание образовательной области «Социализация», направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера, включения детей в систему социальных отношений через формирование гендерной принадлеж-ности к мировому сообществу, посредством   усвоения дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Таким образом, гендерное воспитание дошкольников, в частности, детей раннего возраста, можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - способностей, навыков, характера, нацеленных на социализацию личности, которая начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. Ведь по мнению Т. Н. Дороновой, организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками развития психических особенностей мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания: примера поведения родителей, групп сверстников в детском саду, педагогов, традиций данного общества.

Соответственно, цель гендерного воспитания детей раннего возраста - формирование у них основных представлений о различии между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Все это становится возможным посредством реализации ряда задач, а именно: 1) обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей раннего возраста; 2) особенности реализации гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников раннего возраста. В ходе разрешения поставленной цели и задач, нами использовалась модель работы с детьми раннего возраста, направленная на складывание механизмов поведения, завязывания первых взаимоотношений, формирования механизма подражания, развития рефлексии, интегрирующих в новое качество индивида - его личность, в частности, на основе:

- проведения бесед («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки (мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»);

- продуктивной деятельности («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)»);

- дидактических игр: «Скажи свое имя», «Назови ласково», которые были направлены на обучение детей называть свое имя, отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?», отзываться на свое имя, знать имена других ребят, обращаться к ним по имени; называть друг друга ласково;

- выполнением задания «Догадайся, о ком говорится в потешке: о мальчике или девочке» и последующего рассматривания картин, иллюстраций по предложенной теме:

Баю-баю-баюшки,

Прискакали заюшки,

Люли-люли-люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать,

Стала Катя засыпать.

***

У лисы боли,

У медведя боли,

У нашего Петеньки

Ничего не боли!

- сюжетно-ролевых игр («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).

Кроме того, работу с детьми раннего возраста по проблеме их гендерной социализации осуществлялась и тематически, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные, например: при проведении тематической недели - «Вода»   непосредственно образовательная деятельность «Закрасим воду в аквариуме» - мы первоначально рассмотрели картинку с аквариумом, после чего детям было предложено выбрать цвет краски, при этом, сориентировав мальчиков закрасить воду зеленой краской - много водорослей, а девочек- желтой, много песка. В конце под музыку поиграли с детьми в игру «Рыбки в аквариуме» (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализации», «Художественное творчество»).

- тематическая неделя «Зима» включала в себя, на начало ее проведения, игровую мотивацию, которая стимулировала детей к выполнению такого задания: «Наступила зима, дети будут болеть, им нужно давать витамины. Давайте научимся, лепить витамины для зайчат. Для девочек - красные, для мальчиков - синие (по выбору детей)». Задача: «пролечить зайчат витаминами», «я помогу вам лепить витамины для зайчат».

По ходу проведения занятия вся деятельность осуществлялась в игровом контексте. Например: «Я боюсь, что зайчик не сможет проглотить такой большой витамин, что делать?... В конце - приходила мама-зайчиха к каждому ребёнку и благодарит его. Кроме оценки результата деятельности детей мама-зайчиха задавала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учётом гендерных особенностей (просила детей покатать зайчат на построенном из кубиков автобусе, покормить);

- проводились и совместные игры с разными игровыми ситуациями «Курочки и петушок», «Утка и утята», «Кто что носит», «Кто что делает»…

Так, при проведении игры «Выберите игрушку для ….» шел процесс обучения различать игрушки по гендерной принадлежности детей, определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек; определять, для кого эта игрушка для мальчика или для девочки;

- чтение художественной литературы также оказывало благотворное влияние на гендерную социализацию воспитанников раннего возраста. В частности, что при помощи сказок выявлялись сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяло спланировать коррекционную работу, в которой показались равные социальные возможности девочки и мальчика.

При чем, девочкам и мальчикам читались самые разнообразные сказки. Например, сказки для мальчиков – «Теремок», «Колобок», после прочтения которых проводила беседы с детьми о поведении персонажей в разных ситуациях. Одновременно, в процессе развития и воспитания мальчиков показывала им, как можно больше «мужских» моделей поведения. Ведь все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Наиболее популярными женскими сказками являются «Маша и медведь», «Снегурочка», которые помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.

Необходимо указать и то, что особого внимания со стороны педагогов требовали проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды, которая не только обеспечивала разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и являлась основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

В своей группе мы постарались продумать, как и где расположить атрибуты для игр, в спальной группе - покрывала разного цвета, в умывальной комнате - подобрали двух цветов полотенца для вытирания рук в раздевалке на шкафчиках – дифференцировали метки для девочек и мальчиков; решили по цвету расставить столы в группе. Выполнение задачи по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании детей раннего возраста осуществлялось посредством использования методических приемов с учетом гендерной принадлежности, а именно: различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек; различия в дозировке; различия в обучении сложным двигательным движениям; распределение ролей в подвижных играх (мальчик–кот, девочки-мышки); систематическое использо-вание средств по гендерному воспитанию в образовательной деятельности педагога; преодоление разобщенности между мальчиками и девочками.

Таким образом, все то, что было перечислено мною, в рамках реализации работы по гендерной социализации детей раннего возраста, было направлено на определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям посредством игровой деятельности; развитие ребенка как личности в социуме и семье, становление чувства мужественности (женственности), в частности, на основе создания и реализации модели, обеспечивающей активное усвоение детьми гендерной роли через игровую деятельность. Одновременно шло повышение уровня компетенций родителей в вопросах гендерного воспитания, в том числе, через проявление перехода из позиции партнёров в позицию активных участников образовательного процесса.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области