Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: развитие речи
Ф.И.О: Чернышева Людмила Руслановна
Дата: 10.12.18
Группа (возраст): старшая группа
Тема: «Дифференциация звуков с–ш»
Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков «с– ш», на определение позиции звука в слове.
Задачи:
Обучающие: Обучать различению звуков «ш и с». Умение находить звуки в словах.
Развивающие: Развивать слуховое и внимание, память;
Развивать мышление. Развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми
Воспитательные: Воспитывать интерес к получению новых знаний;
Закреплять умение работать в парах, слушать других, считаться с их мнением, аргументировано отстаивать своё.
Ресурсы (наглядные пособия): ёжик, таблица.
Ход НОД:
Цель: Приветствие, настрой на предстоящую работу.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Руслановна, и сегодня занятие у вас проведу я. Но я пришла не одна, вместе со мной к вам в гости пришел ёжик, и он хочет чтобы мы с вами научили различать его звуки.
Цель: Подготовительная беседа, сообщение темы и задания.
Воспитатель: Но я пришла не одна, вместе со мной к вам в гости пришел ёжик, и он хочет чтобы мы с вами научили различать его звуки. Ребята, давайте поможем ёжику научиться различать звуки?
Дети: Давайте
Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков «с– ш».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем. А ежик будет нас внимательно слушать и все запоминать. Сейчас я буду называть звуки такие как «с и ш». Если я назову звук «с», вы должны будете изобразить такое движение как умывание, будто вы умываетесь утром после сна. А если я назову звук «ш», вы должны будете изобразить зигзагообразное движение кистью руки, будто от вас уползает змея. (Произношу звуки с и ш: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки и скажите какие звуки на них изображены?(Показываю детям карточки изображением звуков «с и ш»)
Дети: на карточках изображены звуки «с и ш»
Воспитатель: Правильно. (подзываю к себе 2-х детей и даю им каточки с изображением этих звуков, остальным детям раздаю картинки с изображением различных предметов, в названии которых есть звук «с и ш».)
Воспитатель: Что изображено на ваших картинка?(ответы детей)
Воспитатель: Дети у которых на картинке изображен предмет в названии которого есть звук «с» подойдите к мальчику у которого на карточке изображен этот звук. А теперь дети которые имеют в названии предмета звук «ш», подойдите к мальчику у которого на карточке написан данный звук.
Воспитатель: Почему вы сделали именно такой выбор? Почему вы подошли к Сереже? А почему вы подошли именно к Диме? (Ответы детей)
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я буду называть слова, в которых есть звук «ш». Если в слове только один звук «ш», надо вы должны хлопнуть в ладоши один раз, если два звука «ш» – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш, шишки, шоколад, шапка, шарик,
Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные!
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из одного очень интересного стихотворения, слушайте внимательно.
Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Воспитатель: Дети, вам понравилось стихотворение?
Дети: Да
Воспитатель: Вообще-то это стихотворение называется «Жадина».Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что стихотворение называется «Жадина»
Воспитатель: А кто такой «Жадина»?(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
"Ежик".
Хитрый ежик-чудачок сшил колючий пиджачок.
Сто иголок на груди, сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке, натыкает на булавки
Груши, сливы, всякий плод, что под деревом найдет.
И с подарочком богатым возвращается к ежатам,
(дети выполняют движения по тексту).(2раза)
Повторяю стихотворение еще раз. Затем ставлю на свой стол три пирамидки и прошу детей назвать три слова со звуком «ш» из этого стихотворения. (Шагал, большую, подошел.) Если дети не могут определить третье слово, читаю стихотворение еще раз.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все слова назвали. А сейчас я вам прочитаю еще один отрывок из стихотворения, которое называется «страшная история», слушайте внимательно.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала….
А волосы растут.
Воспитатель: Внимательно слушали? Назовите мне все слова со звуком с, из этого стихотворения. (Устала, волосы, стричь, стала, растут.)
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все слова.
Прикрепляю к фланелеграфу решетку из трех ячеек и одно за другим произношу слова: пес, кусок, нос,. Ребята, вы должны определить позицию звука «с» в каждом слове, и положить цветной кружок в нужную ячейку решетки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. У вас на столах лежат листочки, с такой же таблицей как у меня, сейчас вы самостоятельно должны будете определить позицию звука ш в слове: окошечко, мышь, шмель.
Воспитатель: Ребята, вот мы и научили нашего ежика различать звуки, он говорит вам большое спасибо, и ему уже пора идти к себе домой в норку.
-Помогли мы ежику?
-Какие звуки мы различали?
-Что для вас было сложно?
Хочу сказать, что вы были сегодня внимательными слушателями, вы слышали не только меня, но и своих товарищей. Вы сегодня очень хорошо потрудились. На этом наше занятие подходит к концу. До свиданья!