Краткосрочный исследовательский проект
«Растим травянчиков на подоконнике»
В ГКН для детей с ЗПР
Панфилова И.И.
Пояснительная записка
Тип проекта:исследовательский, краткосрочный (3-4 недели), групповой
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель: воспитание экологической культуры у детей в процессе выращивания и ухода за«Травянчиками»(эко-игрушками, из которых растет трава)в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Вовлечь воспитанников в практическую деятельность по выращиванию декоративных растений;
2. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений;
3. Выявить условия, влияющие на рост декоративного растения –«Травянчика»(вода, тепло, свет).
4. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа илюди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями - растения вырастают, радуют людей своей красотой.
3. Развивать речь детей, активизировать словарь(свет, тепло, вода, условия).
4. Разъяснять значимость труда.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное и внимательное отношение к растущим растениям, интерес к уходу за растением.
2. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
3. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Объектом исследования явился процесс выращивания травянчиков в условиях детского сада.
Актуальность:Главная задача экологического воспитания в детском саду – это воспитание в детях бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, заботиться о ней, то они, погубят себя и всё вокруг. Чтобы этого не произошло, следует воспитывать в детях с раннего возраста экологическую культуру, в этом нам поможет«Травянчик», уникальная экологическая игрушка, которая словно живой питомец, прививает ребенку навыки заботы.
Краткое описание проекта: Проект подготовлен для детей(5 - 6 лет)по разделу«Окружающий мир». В проекте используются все методыобучения: словесные, наглядные, практические.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний по экологической культуре воспитанников.
2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира.
3. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
Виды деятельности: образовательная деятельность (соц -коммуникация, художественное творчество, познание, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
Продукты проекта:
Рисунки, схемы, дидактические игры, картотека стихов, подбор инвентаря по уходу за растениями, консультационный материал для родителей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1-й этап: подготовительный
• Чтение художественнойлитературы:
Подбор и чтение художественной литературы о комнатных растениях, С. Маршак«Зеленая страница»; пальчиковая игра «Дождик», дидактическая игра «Где что зреет?»
• Беседы с детьми на выявление знаний о растениях, их строении;«Зачем нам нужно заботиться о природе?», «Что такое«Травянчик?»;
• Рассматривание иллюстраций, карточек – схем ухода за комнатными растениями.
• Приобретение необходимого оборудования (леечки, тряпочки, таз, пульверизатор, инвентарь для посадки и ухода за растениями).
• Подготовка травянчиков: замачивание и помещение в светлое теплое место на подоконник.
2-й этап: исследовательский:
• Уход за травянчиками:
1. Полив и опрыскивание каждый день, защита от пересыхания.
2. Стрижка растений через 10 дней.
• Дидактические игры«Собери растение»,«Угадай по описанию»,«Что изменилось?»,«Что растет в саду и огороде».
• Опыты на выявление условий, необходимых для роста и развития растений«В тени и на свету»,«С водой и без воды».
• Художественное творчество:
1. Раскрашивание раскрасок по теме«Цветок»;
2. Творческая мастерская«Прическа для наших питомцев».
3 этап: заключительный:
• создание фотоальбома«Уход за нашими питомцами»
В ходе исследования мы пришли к следующимвыводам:
«Травянчик»должен жить в особых условиях, в идеале это должен быть солнечный подоконник, где питомец будет чувствовать себя вполне комфортно, при температуре 18-25 градусов, должен быть регулярный полив, без пересушки и переувлажнения, подкормка удобрениями.
Дети должны сами открыть для себя интересный процесс ухода за«Травянчиками», начиная с появления ростков и заканчивая их стрижкой. Детям необходимо рассказывать обо всех природных явлениях, особенностях живой и неживой природы, влияющих на рост растений; на практике показывать пошаговость каждого процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, исследовательский проект завершен.
При работе над проектом дети нашли ответы на все поставленныевопросы: узнали историю появления эко-игрушки, научилась правильно ухаживать заней: стричь, поливать. В результате у нас в группе получилась необычная и интересная работа – огород на подоконнике.«Травянчики»всегда яркие по своему содержанию, что всегда привлекает внимание ребят. Хотелось бы, чтобы каждый ребёнок познал для себя увлекательный процесс выращивания эко-игрушки из овса, ведь любой ребенок – исследователь по своей натуре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Энциклопедия для детей«Я познаю мир». Н. Бурдуковская.
Стихи В. Карцева, С. Пшеничных.