Тренинг для педагогов на тему:
«Взаимодействие с коллективом» путём использования элементов сказкотерапии.
Педагог-психолог:
Лукьянова И.Н.
Цель: сплочение коллектива.
Задачи:
1.Развитие творческих созидательных способностей.
2.Знакомство с новыми способами и методами работы детьми.
3.Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.
Необходимые материалы: свеча, костюмы и аксессуары, фломастеры, краски, листы бумаги, кисти, непроливайки.
Ход тренинга
Психолог: Уважаемые коллеги, сегодня у нас необычный тренинг. Мне потребуется ваша помощь, фантазия, воображение. Я не сомневаюсь, что все это у вас есть. Если у человека богатая фантазия и воображение, он может сформировать свой образ будущего, т.е. вашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому, что признак настоящей сказки-хороший конец. Сегодня мы познакомимся со сказкотерапией - это один из методов в практической психологии для поддержания в трудную минуту.
Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса? Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но сегодня мы отправимся в путешествие по волшебному миру. Я приглашаю вас в круг, к волшебной свече (педагоги садятся на стулья по кругу, в центре стол со свечой. Зажечь свечу.)
Ратуал входа в сказочное пространство:
Психолог: (звучит спокойная музыка)
Сядьте удобнее, расслабьтесь, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом мысленно, без слов. Смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир, сделайте глубокий вдох - выдох. Мы оказались в волшебном мире.
Упражнение 1. Представление сказки.
Психолог: Итак, мы на волшебной поляне. Обычно, для того, чтобы рассказать и послушать истории, мы собираемся вместе. Мы педагоги живем очень близко со сказкой. Давайте на время вспомним свое беззаботное детство и сказку, которая нам больше запомнилась. Что именно вам нравилось в ней? Пожалуйста, кто начнет…
(участники по кругу представляют свои любимые сказки.)
Упражнение 2. Имидж-терапия. «Превращение на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)
Психолог: Многие люди, желающие изменить свое внутреннее содержание, начинают с изменения внешности. Сейчас вы попробуйте измениться, перевоплотиться в сказочный образ. Выберите из предложенных аксессуаров и костюмов понравившиеся, «соберите» свой образ сказочного героя. Пожалуйста, подходите, примеряйте. Почувствуйте своего героя, продумайте стиль поведения. Кто готов, собирайтесь в круг. Очень хочется узнать, кто посетил нашу волшебную полянку. Представьтесь, расскажите о себе… (идет представление сказочных героев)
По необходимости задать наводящие вопросы, например:
Как тебя зовут? Что тебя может огорчить? Что порадовать? Сколько тебе лет? Откуда ты прибыл? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? И т.д.
Психолог: Было очень приятно познакомиться со всеми вами! Сейчас поляна оживет, и вы будете общаться друг с другом, желательно, чтобы вы познакомились с каждым на волшебной поляне. Подходите к кому хотите, говорите о чём захотите, можете петь, танцевать, но не забывайте про свой образ, про ваш характер. (Свободное общение под легкую музыку)
Психолог: Итак, общение завершается, приглашаю всех в круг. Расскажите: с кем было легко общаться? Есть ли те, с которыми не удалось поговорить? Если хотите, можете спросить сейчас? С кем бы хотели продолжить общение на волшебной поляне? Что вы могли дать волшебной стране?
Психолог: Спасибо всем сказочным героям. Сейчас мы выйдем из сказочных образов. Произнесите фразу: «я не (имя персонажа), я- (собственное имя) Вышедший из образа может снять наряд.
Сейчас вы почувствовали, как меняя образ, вы меняете характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь вам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребенка можно предстать перед ним в образе короля, королевы, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда вы раздражительны, нервозны, и чтобы не передавать свое раздражение-негатив на непослушного ребенка, можно, как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки, например, Бабы-яги, кикиморы. Ведь если ребенка поругает Баба-яга, он обидится на нее, а образ воспитателя останется в его памяти добрым, заботливым и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, предотвращая серьезные конфликты. Постарайтесь, найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость.
Упражнение 3 . Создание своей сказочной страны.
Психолог: а теперь, я предлагаю вам создать свою сказочную страну. Для этого можно использовать краски, фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это страна, где вам будет хорошо и у вас все будет получаться. (Работа под музыку за столами) Кто готов, сдайте работы мне. (после того как все сдали, воспитатели становятся в круг). Теперь я буду показывать сказочную страну, а вы, по кругу, говорите свои ассоциации: на что похоже, что напоминает, кто живет в этой сказочной стране, какие чувства вызывает у вас эта картина? При этом не давайте оценок и советов, говорите только то, что чувствуете.
Упражнение 4 Релаксация «Теплый как солнце»
(развитие восприимчивости всех органов чувств)
Психолог: Закройте глаза и представьте себе, что сегодня чудесный день, а над нами плывет серое облачко, положите на облако все свои горести, заботы, болезни. Дайте вашим заботам просто улететь с ним (пауза)
Представьте, что небо над нами ярко-голубое, легкие лучи солнца согревают нас (пауза)
Мы чувствуем себя защищенными- так мирно и спокойно вокруг (пауза)
Сегодня вы такие же замечательные и теплые как солнце.
При вдохе наше тело наполняется солнечным светом- от головы до кончиков пальцев ног.
При выдохе чувства, которые не нужны нам сейчас, покидают нас. Мы вдыхаем золотой свет, выдыхаем неприятные чувства.
Не спеша возвращаемся назад, сюда в этот зал.
Вдохните глубоко и легко-выдохните. Можно открыть глаза.
Ритуал выхода: упражнение на концентрацию внимания:
Сядьте удобнее, возьмитесь за руки, смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире. Все хорошее, что было сегодня мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам, задуем свечу.
Сегодня мы увидели, как с помощью сказкотерапии можно сближать людей, находить контакты между собой, расслабляться. Я желаю нам всем беречь свое здоровье, нервы, и обязательно найти свои методы расслабления и снятия напряжения.