РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гариева Мунира Асхатовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №5 «Гномик»
г. Елабуга Республика Татарстан
Развитие музыкально-творческих способностей – одна из актуальных задач музыкального воспитания. Обучение и развитие в музыкальном творчестве тесно связано между собой только в игровой деятельности. Игра наиболее доступный для ребенка вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, творческие способности.
Не обходится без игры и музыкальная деятельность. В процессе игры ребенок приобщается к слушанию музыкальных произведений мировой классики, получая простейшие сведения о музыке, поет, водит хороводы, танцует, играет на музыкальных инструментах. В результате этого у детей формируется музыкальный слух, а приобщение к творческим действиям приобретает развивающий характер. Музыкальные игры очень нравятся детям, они развивают у детей желание заниматься музыкой, помогают лучшему усвоению программных задач, подталкивают детей к самостоятельной музыкальной деятельности, способствуют развитию творчества и фантазии.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек, пытливости и любознательности». Известный педагог, специалист в области музыкального воспитания дошкольников - Ветлугина Н.А. считает, что в «музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки». Ими и являются музыкальные игры. Например, «Ритмические кубики», «Кого встретил колобок?», «Выбери инструмент», «Музыкальный домик» и другие. И, действительно, жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если основой музыкальной деятельности является игра. Работая с основной общеобразовательной программой дошкольного образования детского сада «Гномик» г. Елабуга, основываясь на примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и федеральный стандарт дошкольного образования, я применяю новейшие педагогические технологии музыкального развития дошкольников: «Топ, хлоп, малыши!», «Коммуникативные танцы игры для детей» Бурениной А.И., «Серебряный колокольчик» Н.В. Голубевой, а также развивающие игры и технологии Д. Бина «Волшебная дудочка».
Игра является самым любимым видом деятельности на музыкальном занятии. В танцевальной деятельности для освоения правильных движений необходимо приложить усилия, в пении запомнить текст песни. А музыкально - игровая деятельность позволяет детям быстро запоминать содержание и правила игр, то есть способствует самостоятельности, а в дальнейшем развитию творческих способностей. Условно-музыкальные игры делятся на:
- музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического слуха;
- развивающие и коммуникативные игры, способствующие развитию сотрудничества и коммуникативных способностей детей, умений координировать слуховое восприятие с двигательной активностью;
- игры пляски с пением развивают у дошкольников выразительность и пластику движений, умения сочетать пение и движение, формируют музыкально-художественный вкус.
- хороводные игры, направленные на развитие согласованности движений, умения ритмично двигаться под музыку, приобщение к народному творчеству;
- игры - импровизации на музыкальных инструментах формируют навык правильного звукоизвлечения, развивают ритмический и звуковысотный слух.
Какими способами можно побуждать детей младшего возраста к творчеству? Для начала я подбирала игры-песенки и пляски так, чтобы их содержание вызывало у ребенка разнообразные чувства, эмоциональную реакцию, желание и готовность действовать. Например, содержание таких попевок и игр-плясок как «Ладушки», «Петушок», «Игра с лошадкой» (муз. Кишко), «Заинька, попляши», побуждало детей к определенным действиям и уже при первом знакомстве с песенкой, попевкой или игрой, дети активно делали движения по тексту, стараясь.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников в музыкально-игровой деятельности способствует:
- накоплению определенных знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности;
- развитию интереса и любви к музыке.
Литература:
1.Бин Д. «Волшебная дудочка», 2006.
2.Буренина А.И. «Топ, хлоп, малыши!», 2002.
3. «Коммуникативные танцы игры для детей», 2004.
4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», 2007.
5. Ветлугина Н. «Художественное творчество в детском саду», 1989.
6. Голубева Н.В. «Серебряный колокольчик», 2008.
7. Комиссарова Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», 1986.
8. Роот З.Я. «Музыкально дидактические игры», 2006.