Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Презентация опыта работы"Особенности работы по речевому развитию с детьми с нарушениями зрения"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Росинка» комбинированного вида

городского округа город Кумертау

Автор-составитель

учитель-дефектолог

высшей категории

ЧЕКИНЕВА Т.Н

Проведено для ГМО

г. Кумертау, 2019

Цель презентации:

Задачи презентации по обмену опытом:

Предварительная работа:

Ожидаемые результаты мастер-класса:

«Учите ребёнка, каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”.

К.Д. Ушинский

Проблема.

Общение с окружающими - неотъемлемая часть полноценной жизни человека. Умение хорошо и правильно говорить, слушать и слышать - залог эффективности общения. Приемы, позволяющие людям обмениваться информацией, воздействовать на поступки, мысли и чувства окружающих, планировать при помощи речи совместную деятельность, необходимо осваивать, начиная с дошкольного возраста. Также в этом возрасте целесообразно готовить детей к адекватному восприятию литературных произведений, стимулировать развитие читательского интереса, то есть обогащать речь дошкольников, расширять их словарный запас. Эти же задачи стоят и перед педагогами в группах детей с нарушениями зрения. Планируемые итоговые результаты усвоения программы дошкольного образования едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями зрения. По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Одним из целевых ориентиров в них названа следующая характеристика ребенка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

На самом деле получается, что в законе прописано, а на практике реализуется не всегда системно и не всегда родители готовы помочь педагогам в этом. Поэтому встала проблема заняться работой по достижению ориентира более качественно, системно, целенаправленно совместно с семьями воспитанников.

Пути решения.

Намечая пути решения задачи по развитию речи детей с нарушениями зрения, педагоги сами должны внимательно изучить документ ФГОСДО; ознакомить с ключевыми моментами родителей.

Ознакомление родителей можно осуществить через консультации, беседы, наглядную агитацию в уголке для родителей, организовать консультации с учителем - дефектологом, просмотр НОД воспитателя и специалистов.

Для достижения результатов по развитию речи необходимо внедрять в педагогический процесс использование новых технологий: компьютерные презентации (при проведении родительских собраний, консультаций [например, демонстрируя игры для развития мелкой моторики], при проведении семинаров-практикумов [рекомендации по развитию словарного запаса] и т.д. при проведении НОД), песочная терапия, использование проектного метода.

Использование проектного метода. Необходимо широко привлекать родителей к участию в мероприятиях группы и ДОУ: конкурсах, праздниках, развлечениях.

Особенности развития речи у детей с нарушением зрения

Нарушение зрения обычно сопровождается вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе ребёнка, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и ЦНС, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации.

Поражение зрительно-нервного аппарата вызывают изменения тех или иных зрительных функций, что отрицательно влияет на восприятие и связанные с ними другие психические процессы, которые формируются у него значительно дольше и в более поздний период, чем у нормально развивающихся детей.

В силу нарушения зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в большинстве случаев в нарушении всех компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением.

Нарушение речи впрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительной патологии (в большей части врождённой) ставит ребёнка относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими детьми, т.к. у детей со зрительной патологией сужается сфера для развития двигательно-моторной активности. Нарушается общение ребёнка со средой.

Для детей со зрительной патологией характерна бедность представлений и недостаточное понимание семантической основы слова, трудность в словесной интерпретации практических действий. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонематического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у хорошо и плохо видящих детей идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт с плохо видящим ребёнком окружающих его людей.

Коррекционная работа со слабовидящими детьми строится с учётом специфических принципов: учёт первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учёт нарастающей сложности вербального материала. Коррекционная работа по развитию речи предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимание, мышление, восприятие, память), но и требует развития различных параметров зрительных функций.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Дети с нарушением зрения видят объективную картину окружающего мира только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение.

В связи с этим важно в дошкольный период научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять ясные существенные признаки и свойства (используя определенные методы и приемы). Процесс адаптации ребенка с нарушением зрения к условиям существования с окружающей действительностью зависит от того, как у него формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей

Знакомство с окружающим миром имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома, через предметно-чувственное восприятие. Процесс ознакомления должен строиться по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями, дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта. Необходимо изучать объекты окружающего мира с опорой на полисенсорную основу. Педагог должен упражнять детей со зрительной патологией сознательно использовать в восприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

Важным условием работы является взаимосвязь коррекционно-педагогической работы с лечебно-восстановительным процессом. В перспективном планировании необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей.

Целью коррекционной работы, с детьми с нарушением зрения, является предупреждение ухудшения его состояния. А также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений и устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения

Основными этапами педагогической коррекционной работы являются: развитие речи, формирование различных видов деятельности, физическое воспитание, эстетическое развитие, сенсорное воспитание.

Осмыслению образовательного процесса во многом способствуют интеграция образовательных областей. Во время образовательной деятельности ребенок не только знакомится с характеристикой сенсорного эталона, но и может выбрать предметы, познавая их свойства на практике. Важно отметить, что образовательный процесс в данном случае не носит характер механической тренировки сохранных анализаторов, он организовывается чаще всего в виде игры и включает в себя ряд интересных для детей заданий. Закрепление полученных знаний осуществляется в игре, повседневной жизни, что позволяет слабовидящему ребенку создать более полную картину окружающего мира. Для слабовидящих детей особую значимость приобретает, овладение способами зрительного восприятия сенсорных эталонов, на каждом возрастном этапе.

Непосредственно образовательную деятельность с такими детьми необходимо организовывать на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Им предоставляется более крупный демонстрационный и раздаточный материал. При рассматривании картин, иллюстрации, образцов изобразительной деятельности ребенок находиться ближе к доске или к демонстрационному материалу. Соблюдаются пропорциональные отношения величин, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст и дополнительное освещение. Четкое выделение ближнего и дальнего плана.

Каждое коррекционно-развивающее занятие следует планировать из двух частей:

  I. Упражнение для рук – с целью снятия напряженности с мышц и развития их подвижности и гибкости.

  II. Непосредственное ознакомление ребенка с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, для выполнения поставленных задач.

Во время совместной деятельности ребенка и воспитателя проводиться:

·  коррекция недостаточно сформированного тактильного восприятия, через различные виды предметно-практической деятельности (лепкамозаика, конструирование, работа со штампами);

·  коррекция зрительно-двигательной и моторной координации проходит через пальчиковую гимнастику;

·  коррекция изобразительных навыков.

Что бы сформировать более тесные и координированные зрительно – моторные реакции следует использовать разные виды изобразительных навыков:

o  коррекция точности направление руки;

o  размах движения руки при рисовании;

o  коррекция формообразующих движений;

o  коррекция изображения мелких предметов.

Так же коррекционная работа проходит через рисование различных геометрических фигур (крупных и мелких), перевод крупных деталей через копирку, штриховка и прорисовка мелких деталей. Так осуществляется подготовка руки к письму.

Звукопроизношения и работа над лексико-грамматическим строем речи отрабатывается с помощью  учителя-дефектолога. У детей с нарушением зрения возникают сложности при переходе к тем видам речи, где требуется работа зрительного анализатора, связанная с овладением навыком чтения и письма. Эту образовательную деятельность рекомендуется планировать в первой половине дня длительностью не более 10-20 мин., в зависимости от общего состояния ребенка.

В работе над лексико-грамматическим строем речи следует учитывать недостаточность произвольного внимание у слабовидящих детей, чтобы его активизировать, механическое повторение звуков и слогов заменяю образным примером, опираясь на наглядный опыт детей, приобретенный во время целевых прогулок и экскурсий, так же отрабатываем силу голоса и речевое дыхание.

Использование ярких предметов наглядности стимулирует познавательную активность и позволяет поддерживать интерес к образовательной деятельности. Важно уделять повышенное внимание эмоциональному комфорту слабовидящего ребенка, находящегося в группе со здоровыми сверстниками. Обеспечить это можно через беседы с детьми, игровые ситуации, направленные на развитие моральных качеств и воспитание чувства заботливости, сочувствия и терпимости к ограниченным возможностям других детей.

Эффективность реализации коррекционно-педагогической деятельности на практике обеспечивается разработкой индивидуального маршрута сопровождения, в котором отражается система работы всех специалистов по развитию и воспитанию слабовидящего ребенка.

Используемая литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области