Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Применение технологии моделирования "оригами" в ходе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Раскрыть значение технологии "оригами" для закрепления математических понятий, развития мелкой моторики, формирования пространственных представлений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Капелька»

(МБДОУ – детский сад «Капелька»)

ПРОЕКТ

«Применение технологии моделирования   «оригами» в ходе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Духовская Валентина Ивановна

с.Криводановка -2023

Тип проекта - информационно-практический

Вид проекта – групповой

Продолжительность проекта - краткосрочный 1 неделя

Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной к школе группы 6 - 7 лет, родители.

Цель проекта: 

- формирование математических способностей и познавательной активности детей посредством оригами-конструирования;

- создание условий для формирования у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала, интеллектуального и эстетического развития в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги;

- развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через занятия оригами.

Задачи:

- актуализировать   знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

- знакомить с базовыми формами оригами;

- обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами;

- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения;

- развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер;

- воспитывать интерес к искусству оригами;

- содействовать совершенствованию трудовых навыков, преодолению трудностей, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

Методы:              

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: рассматривание иллюстраций;

- практические: показ образца выполнения последовательности работы.

Актуальность.

У современных детей высоко развита потребность в знаниях. Как правило, дети с большим энтузиазмом готовы осваивать что-то новое, решать более сложные задачи. Но не все дошкольники готовы с таким же рвением повторять пройденный материал. Поэтому для обучения и закрепления знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах; для формирования умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам, по описанию, представлению; учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей); для обучения различным приемам работы с бумагой хорошо использовать нестандартные приёмы, а именно геометрическое моделирование (оригами).

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются и взрослые, и дети всего мира. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, закрепляет сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон), признаки их сходства и различия.

В программе детского сада отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой, а именно, геометрическому моделированию. Большая часть занятий посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, - это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.

Оригами учит детей действовать в «уме» и «мыслить», а это, в свою очередь, раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.

Реализация проекта

I этап — подготовительный

Деятельность детей:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Знакомство детей с искусством оригами, получение представлений о значении оригами, о его истории.

2.Знакомство детей со свойствами и особенностями бумаги.

3.Расширение знаний об основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, круг, диагональ, прямоугольник и т. д.

4.Развитие познавательной активности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

2. Формирование чувства заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.

3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие звуковой культуры речи.

2. Развитие лексической, грамматической сторон речи.

Деятельность воспитателя:

1. Создание информационной базы (консультации, папки – передвижки, изучение литературы по теме).

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей (бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок).

3. Организация образовательного процесса через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей.

4. Оформление альбома с иллюстрациями поделок оригами.

Работа с родителями:

- беседы, консультации «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать», «Роль оригами в развитии детей», «Развитие мелкой моторики посредством оригами»

- практические задания: изготовление оригами совместно с детьми дома.

1. Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей.

2. Расширять знания родителей об особенностях развития конструктивных способностей детей и мелкой моторики в процессе работы по оригами.

 3. Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагога и родителей в вопросах конструирования из бумаги.

II этап - практический

Организация деятельности детей

Период

Тема

Задачи

Содержание образовательного

материала

Формы работы

Понедельник

«В некотором царстве, в бумажном государстве…»

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле оригами, познакомить с некоторыми из них. Начать знакомить детей с историей искусства оригами.

«Сказка о мальчике и царе Картоне», показ поделок в стиле оригами

Чтение. Рассматривание готовых поделок в стиле оригами. Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

Вторник

«Давайте поиграем»

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; упражнять в нахождении углов, сторон; закреплять понятие «линия сгиба».

Знакомство с основными базовыми формами: «книга», «дверь», «треугольник», «воздушный змей».

Дидактическая игра «Узнай по описанию». Рассказ воспитателя «Волшебные превращения квадрата».

Подвижная игра «Найди свой домик».

Среда

«Воздушный змей»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами; познакомить с пооперационной картой на основе базовой формы воздушный змей»; развивать объяснительную речь.

Царь Картон посылает детям пооперационную карту. Воспитатель вместе с детьми проговаривает последовательность изготовления фигурки, постоянно обращаясь к пооперационной карте.

Рассматривание образца.

Практическая деятельность.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Четверг

«Звёздочки»

Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Учить находить линию сгиба, угол, сторону.

Воспитатель показывает фон (небо), на котором сияет одна звёздочка. На месте других звёзд виден лишь слабый силуэт. Их заколдовала злая волшебница. Нужно разрушить злые чары.

Беседа о звёздном небе.

Рассматривание образца звезды. Практическая деятельность.

Пятница

Поздравитель- ная открытка «Хризантемы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами. Закреплять понятия «линия сгиба, угол, сторона», умение пользоваться ножницами. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Воспитатель говорит детям, что в подарок к маминому празднику будем делать открытку. Показывает образец. Спрашивает, знают ли дети, как называется изображенный на открытке цветок. Предлагает детям сказать, на основе какой базовой формы выполнен цветок.

Рассматривание готового образца. Дети с помощью воспитателя рассказывают о последовательности выполнения работы.

Практическая деятельность.

III этап – заключительный

Презентация материалов проекта.

Выставка совместного детского творчества с родителями.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Сформированные знания у детей об искусстве оригами.

Созданы условия для развития математических представлений и творческих способностей детей.

Для родителей:

Информированность об искусстве оригами

Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду.

Методическое обеспечение проекта

1.Зайцева А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – Издательство: ЭКСМО, 2010.

2.Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду: Пособие для воспитателей. – М,: Школьная Пресса, 2005.

3.Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200.

4.Соколова Г.А. Оригами. Подход на основе подобия: учебно – методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019.

5.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. –Ярославль: Академия развития, 2010.

6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Федоров», 2000.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области