Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Капелька»
(МБДОУ – детский сад «Капелька»)
ПРОЕКТ
«Применение технологии моделирования «оригами» в ходе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Духовская Валентина Ивановна
с.Криводановка -2023
Тип проекта - информационно-практический
Вид проекта – групповой
Продолжительность проекта - краткосрочный 1 неделя
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной к школе группы 6 - 7 лет, родители.
Цель проекта:
- формирование математических способностей и познавательной активности детей посредством оригами-конструирования;
- создание условий для формирования у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала, интеллектуального и эстетического развития в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги;
- развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через занятия оригами.
Задачи:
- актуализировать знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- знакомить с базовыми формами оригами;
- обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными картами;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения;
- развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер;
- воспитывать интерес к искусству оригами;
- содействовать совершенствованию трудовых навыков, преодолению трудностей, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы:
- словесные: беседа, рассказ;
- наглядные: рассматривание иллюстраций;
- практические: показ образца выполнения последовательности работы.
Актуальность.
У современных детей высоко развита потребность в знаниях. Как правило, дети с большим энтузиазмом готовы осваивать что-то новое, решать более сложные задачи. Но не все дошкольники готовы с таким же рвением повторять пройденный материал. Поэтому для обучения и закрепления знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах; для формирования умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам, по описанию, представлению; учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей); для обучения различным приемам работы с бумагой хорошо использовать нестандартные приёмы, а именно геометрическое моделирование (оригами).
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются и взрослые, и дети всего мира. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, закрепляет сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон), признаки их сходства и различия.
В программе детского сада отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой, а именно, геометрическому моделированию. Большая часть занятий посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, - это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.
Оригами учит детей действовать в «уме» и «мыслить», а это, в свою очередь, раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.
Реализация проекта
I этап — подготовительный
Деятельность детей:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Знакомство детей с искусством оригами, получение представлений о значении оригами, о его истории.
2.Знакомство детей со свойствами и особенностями бумаги.
3.Расширение знаний об основных геометрических понятиях: угол, сторона, квадрат, круг, диагональ, прямоугольник и т. д.
4.Развитие познавательной активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Формирование чувства заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам.
3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие лексической, грамматической сторон речи.
Деятельность воспитателя:
1. Создание информационной базы (консультации, папки – передвижки, изучение литературы по теме).
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей (бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок).
3. Организация образовательного процесса через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей.
4. Оформление альбома с иллюстрациями поделок оригами.
Работа с родителями:
- беседы, консультации «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать», «Роль оригами в развитии детей», «Развитие мелкой моторики посредством оригами»
- практические задания: изготовление оригами совместно с детьми дома.
1. Активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей.
2. Расширять знания родителей об особенностях развития конструктивных способностей детей и мелкой моторики в процессе работы по оригами.
3. Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагога и родителей в вопросах конструирования из бумаги.
II этап - практический
Организация деятельности детей
Период | Тема | Задачи | Содержание образовательного материала | Формы работы |
Понедельник | «В некотором царстве, в бумажном государстве…» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле оригами, познакомить с некоторыми из них. Начать знакомить детей с историей искусства оригами. | «Сказка о мальчике и царе Картоне», показ поделок в стиле оригами | Чтение. Рассматривание готовых поделок в стиле оригами. Дидактическая игра «Что из чего сделано?» |
Вторник | «Давайте поиграем» | Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; упражнять в нахождении углов, сторон; закреплять понятие «линия сгиба». | Знакомство с основными базовыми формами: «книга», «дверь», «треугольник», «воздушный змей». | Дидактическая игра «Узнай по описанию». Рассказ воспитателя «Волшебные превращения квадрата». Подвижная игра «Найди свой домик». |
Среда | «Воздушный змей» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами; познакомить с пооперационной картой на основе базовой формы воздушный змей»; развивать объяснительную речь. | Царь Картон посылает детям пооперационную карту. Воспитатель вместе с детьми проговаривает последовательность изготовления фигурки, постоянно обращаясь к пооперационной карте. | Рассматривание образца. Практическая деятельность. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». |
Четверг | «Звёздочки» | Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Учить находить линию сгиба, угол, сторону. | Воспитатель показывает фон (небо), на котором сияет одна звёздочка. На месте других звёзд виден лишь слабый силуэт. Их заколдовала злая волшебница. Нужно разрушить злые чары. | Беседа о звёздном небе. Рассматривание образца звезды. Практическая деятельность. |
Пятница | Поздравитель- ная открытка «Хризантемы» | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами. Закреплять понятия «линия сгиба, угол, сторона», умение пользоваться ножницами. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | Воспитатель говорит детям, что в подарок к маминому празднику будем делать открытку. Показывает образец. Спрашивает, знают ли дети, как называется изображенный на открытке цветок. Предлагает детям сказать, на основе какой базовой формы выполнен цветок. | Рассматривание готового образца. Дети с помощью воспитателя рассказывают о последовательности выполнения работы. Практическая деятельность. |
III этап – заключительный
Презентация материалов проекта.
Выставка совместного детского творчества с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Сформированные знания у детей об искусстве оригами.
Созданы условия для развития математических представлений и творческих способностей детей.
Для родителей:
Информированность об искусстве оригами
Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду.
Методическое обеспечение проекта
1.Зайцева А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – Издательство: ЭКСМО, 2010.
2.Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду: Пособие для воспитателей. – М,: Школьная Пресса, 2005.
3.Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200.
4.Соколова Г.А. Оригами. Подход на основе подобия: учебно – методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019.
5.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. –Ярославль: Академия развития, 2010.
6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Федоров», 2000.