Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа "Волшебная бумага"

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования администрации городского округа Долгопрудный

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

гимназия № 13

(ул. Спортивная, д. 9а)

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая рабочая программа

«Волшебная бумага»

для детей подготовительного дошкольного возраста

на 2023-2024 учебный год

Образовательная область «художественно эстетическое развитие»

Уровень: (стартовый (ознакомительный), базовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Шамова Ю.В.

Данилкина М.С.

г.о. Долгопрудный, 2023

Утверждена и введена

в действие приказом

директора МАОУ гимназия № 13(ул. Спортивная. д. 9а)

№____ от "____" _______________20_____ г.

Пояснительная записка 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека, или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя.

•Сроки освоения программы:

01.10.2023 по 31.05.2024

Календарно – тематическое планирование:

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма- треугольник).

Формирование у детей умения конструировать элементарные поделки из бумаги.

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями.

Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов к верху наискосок, закреплять умение приклеивать головку, рисовать глаза.

Учить перегибать «косынку» пополам, учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины.

Выявлять умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; укреплять мелкие мышцы рук; воспитывать аккуратность.

Закрепить с детьми складывание и названия базовых форм, учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов, учить складывать треугольник «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.

Ноябрь

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы.

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель.

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавая морскую композицию.

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Учить детей складывать прямоугольник пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник, учить составлять из треугольников ёлочку, начиная снизу с самой большой детали.

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Декабрь

Учить детей соединять углы ровно друг на друга; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое; дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

Продолжать учить складывать квадратный лист «гармошкой» следуя указаниям; соединять детали в единое целое; также использовать базовую форму «воздушный змей», «двойной квадрат».

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Формирование положительного отношения к труду старших дошкольников через реализацию технологии модульного оригами.

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Закрепить умение детей делать поделки, используя схемы; вызвать радостное настроение в ожидании праздника; совершенствовать навыки работы с ножницами.

Формирование у детей умения конструировать элементарные поделки из бумаги.

Январь

Учить детей сгибать все углы прямоугольника равномерно, продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза).

Продолжать знакомство с многогранностью искусства оригами; закреплять приемы сгибания по устным командам, обговаривая каждый этап, использовав базовые термины.

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм; учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов; учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла; воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Продолжать обучать детей следовать устным инструкциям воспитателя; развитие пространственного мышления, глазомера, фантазии.

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей»; учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей; воспитывать усидчивость, ответственность.

Февраль

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Научить детей слушать устные инструкции педагога; познакомить на практике с основными геометрическими понятиями; воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Используя технику оригами, учить изготавливать новые модели, воспитывать желание заботиться о близких, упражнять в свободном выборе цвета.

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки; воспитывать интерес к результатам своего труда.

Закрепление основных базовых форм оригами, повторение ориентировки на листе.

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Развивать художественное творчество у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации.

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию; обучать изготовлению поделки по карте-схеме.

Март

Расширять умение детей создавать композицию, применяя полученные раннее навыки; упражнять в вырезании круглых частей из бумаги, квадратов одинакового размера; закреплять умение складывать лист бумаги в определенном направлении, компоновать изображение на листе.

Обучать делать объемную поделку из модулей оригами; развивать пространственное мышление, графомоторные функции.

Обучать выполнению поделки из модулей оригами; развивать эстетический вкус, фантазию и умение импровизировать.

Продолжать развивать мелкую моторику рук; обучать самостоятельному изготовлению поделки по карте-схеме.

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Учить изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты.

Апрель

Продолжать знакомить с японской историей; совершенствовать умение мастерить поделки, используя карты; воспитывать сострадание, соучастия в происходящем вокруг.

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

Обучать анализировать каждый шаг своей работы устно, используя базовые термины; воспитывать в детях взаимопомощь, аккуратность и решительность; развитие фантазии при выполнении фона для модели.

Повышать интерес к работе с бумагой через игру; продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

Повышать интерес к изготовлению поделок из бумаги; познакомить с новой базовой формой –блинчик; учить использовать готовые поделки в игре.

Напомнить, как складывается базовая форма воздушный змей, учить перегибать верхний треугольник вперёд и возвращаться в исходное положение, делать надрезы на линии сгиба, сгибать концы складкой.

Продолжать учить детей мастерить поделки из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами.

Май

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны; воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

Закрепить умение детей делать поделки из бумаги, используя схемы.

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

Продолжать учить мастерить поделки, используя известные приемы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию.

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Познакомить с базовой формой –прямоугольник; продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

Предложить детям самостоятельно подобрать материал для поделки, изготовить поделки, используя ранее полученные знания; выявить уровень сформированности умений и навыков.

Условия реализации программы

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная и итоговая аттестации осуществляются в виде просмотров выставок, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май ) и с помощью проведения диагностики с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Оценочные материалы.

Диагностика

« нет» - 0 балов

«да» - 1 балл

6 - 5 балов – высокий

4 – 3 – средний

2 – 0 - низкий

Методические материалы.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей обучающихся старшего дошкольного возраста. У детей данного возраста происходит формирование универсальных человеческих способностей, важных для всего последующего, для решения задач развивающего, индивидуально - ориентированного обучения, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, с миром его чувств, эмоций и потребностей, как средство обучения, широко используется игра.

Игра – это неотъемлемая часть каждого занятия.

Отдельные игровые моменты делают занятия интересными, эмоционально насыщенными. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.

В качестве средств обучения используются наглядные пособия (схемы, плакаты, образцы изделий) аудио и видео записи.

Занятия будут достигать успеха, если дети будут заинтересованы и увлечены работой. Для этого необходима организация и продуманная методика проведения занятия.

Почти все занятия строятся по одному плану:

Анализ работы обучающегося.

Большое внимание на занятиях оригами уделяться подбору оптимальных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания. Занятия по оригами могут быть: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

В процессе обучения используются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые специфические методы работы с обучающимися:

На занятиях используются следующие формы обучения:

Список использованной литературы.

1.Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

2.Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.

3.Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.

4.Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

5.Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.

6.От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.

7.Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.

8.Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.

9.Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.

10.10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).

11.Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).

12.12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.

13.13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

14.14. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области