Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


план-конспект урока ансамбля

обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого урока по учебному предмету «Ансамбль»

дополнительной предпрофессиональной программы

«Народные инструменты»

Преподаватель: Полякова Лилия Рафкатовна

Тема: работа над художественным образом в ансамбле.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальный.

Цель урока: формирование эмоциональной сферы личности через развитие образного мышления  в единстве содержания и средств выразительности музыкального произведения. Нахождение рационального пути к раскрытию музыкального образа.

Задачи:

образовательная:

- на примере разнохарактерных пьес сформировать представления о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности.

развивающая:

- работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

- формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения;

- работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации;

- способствовать развитию художественно-образного мышления учащейся и умению проникать в сущность музыкального образа при помощи средств музыкальной выразительности – интонации, фразировки, ритмических особенностей, ладо-тональных соотношений;

- развивать творческую самостоятельность в работе над музыкальными произведениями.

Воспитательная:

- воспитывать грамотный подход к работе с нотным текстом, интерес к изучению произведения, стремление к совершенству, учить слуховому восприятию музыки, воспитывать любовь к ярким, выразительны средствам исполнения.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

- методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа,

объяснение, иллюстрация в виде показа преподавателя, инструктаж.

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности: метод проблемного обучения (проблемное изложение,

частично-поисковый метод), метод предъявления требований, поощрения.

- контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков: текущие

наблюдения, слуховой контроль при выполнении практической работы.

Оборудование: музыкальные инструменты (аккордеоны), пульты, ноты.

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.

Музыкальный материал:

1. В. Мотов Веселый танец

2.С. Пожлаков Розовый слон

3.Я. Лусенс Серебрянная мечта

План урока:

Приветствие, вступительное слово преподавателя, эмоциональный настрой, представление ученицы, ознакомление с темой урока.

II. Введение в тему—4 минуты

Беседа об особенности распределения партий в ансамбле, художественных требованиях, предъявляемых к каждому из произведений; при помощи каких средств музыкальной выразительности создаются художественные образы произведений.

Сегодня на уроке мы  поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»? Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.

Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, размер, гармония, лад, мелодия, интонация, фактура, штрихи, паузы, музыкальная форма произведения (совокупность всех муз. средств, выражающих содержание).

Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица».  На сегодняшнем уроке мы на примере наших произведений проследим становление, выражение музыкального образа.

Выбор пьес малой формы для урока имеет ряд причин:

- удобный формат;

- разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика, и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

- богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями;

- возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Поэтому в уроке представлены жанровые пьесы («Веселый танец» и «Розовый слон») и эстрадно-джазовая композиция («Серебряная мечта»).

III. Практическая часть урока—30 минут.

Работа над упражнениями. Обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности, работа над произведениями.

1.Упражнения как процесс решения творческих задач. Комплекс упражнений и гамм. Работа над упражнениями по развитию мелкой и крупной техники( артикуляция).

На всех этапах обучения техника, как средство музыкальной выразительности,  даёт возможность свободнее, глубже, полнее раскрыть содержание музыкального произведения. В процессе работы над техническими упражнениями осуществляется слуховой контроль качества звучания. Несмотря на то, что звукоизвлечение на инструменте осуществляется пальцами, ведёт исполнение слух. Слуховые представления ученика развиваются в сторону восприятия музыки как процесса. Восприятие движения, развития в музыкальном произведении воспитывается с первых шагов, с простейшей пьески.

Транспонирование, используемое в работе над технической стороной , позволяет ученику использовать не только моторную память, но и слуховую, особенно когда приходится при транспонировании частично менять аппликатуру. Психологическая нагрузка в этом случае приходится на слух, уменьшая зависимость ученика от клавиатуры.

2. В. Мотов Веселый танец

а) биографические сведения;

б) особенности творческого стиля композитора.

В основе пьесы лежит два народных жанра – пляска и хоровод. Особенности пляски – дробление на короткие мотивы, яркие акценты на слабых долях, ритмический рисунок состоит из мелких длительностей, часто меняются штрихи. Хоровод отличается длинными фразами, плавностью мелодического движения, использование подголосочной полифонии. Композитор подчеркивает народные корни и использованием параллельно-переменного лада (G-dur - e-moll)

Пьеса имеет 3частное строение. Крайние разделы – плясовые, середина – хоровод. Используются элементы подголосочной полифонии. Выразительное движение в подголосках важно вычленять слухом в общей фактуре произведения. В процессе обсуждения с ученицей решено выделить 2 кульминационные зоны: повторение хороводного раздела с подголоском (17-20т.т.) и начало репризы.

Исполнение произведения.

Анализ собственного исполнения учащейся:

- работа над развитием музыкальной речи посредством штрихов, кульминаций, динамического соотношения голосов.

- работа над выразительностью мелодии и подголосков.

- работа над правильным звукоизвлечением

Работа над ритмом: преодоление сложностей, возникающих при исполнении синкоп

3. Я Лусенс «Серебряная мечта»

Вступление-рассказ об авторе: Янис Лусенс  — советский и латвийский композитор, музыкант, основатель группы «Зодиак». Композитора называют пионером электронной музыки. Им выпущено несколько альбомов электронной инструментальной музыки. «Я мечтал стать композитором, заниматься музыкой, и полететь в космос. Часть этой мечты сбылась, другая часть — нет, ведь в Латвии никогда не будет космодрома и в космос я навряд ли уже полечу». Космические образы отражены в музыке композитора. Предполагаем, пьеса «Серебряная мета» - одно из таких произведений.

Лирическое сочинение основано на варьированном повторении одной темы, что является характерной чертой стиля «синти». Тема «раскрашивается» гармоническими красками, ритмическими и тембровыми изысками компьютера и электромузыкальных инструментов. Автору переложения пьесы для дуэта аккордеонов М. Лихачеву удалось создать удачное переложение, имитирующее звучание бас-гитары, гитары и ударных.

Основной исполнительской задачей произведения является поиск звука, передающего загадочность и «невесомость» образа, и «перекрашивание» мелодии при новых ее проведениях. Для этого используем регистровые возможности инструмента Weltmeister.

«Исполняя даже несложную пьесу, полезно послушать, как она звучит в том или ином регистре. Такие упражнения приучают на слух определять разницу тембрового звучания. Здесь же желательно проанализировать, при включении какого регистра пьеса звучит лучше и интереснее, и на каком регистре искажается весь характер произведения. Уже с первых месяцев обучения надо воспитывать у юного музыканта умение слушать себя и желание использовать регистры для более яркого художественного результата». Инициатива в выборе нужного регистра для выразительного исполнения пьесы должна исходить от учащегося, а педагог только направляет и развивает его музыкальное чутье. Играя произведение, написанное для симфонического оркестра, не всегда следует подражать различным инструментам, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга, а столь же частая смена регистров не даст желаемых результатов. Подбирая регистры, нужно учитывать общий характер, фактуру и художественный замысел произведения, искать новые краски, использовать специфические возможности аккордеона.» (2).

С. Пожлаков Розовый слон. Музыка из кинофильма «Боба и слон» (1972 г.)

Музыкальный образ пьесы рождается из текста песни: обычный серый слон мечтает стать розовым. Музыка лирическая, певучая, с ясным разделением на мелодию и аккомпанемент. Переложение удобно отсутствием значительных технических трудностей, что позволяет сосредоточиться на качестве звучания.

Задачи: добиться слаженного унисонного звучания, проведения мелодии в сексту и прослушивания подголосков. Добиваемся штрихового единства, одновременной смены меха в конце фраз. Проведение подголосков выделяется динамически. Во время разучивания данной пьесы мы старались её напевать. Подобная  система позволяла с первых шагов фиксировать внимание ученика на звуковых задачах, облегчала выражение характера и настроения музыки.

5. Домашнее задание.

Техническая работа в наиболее трудных местах, закрепление классной работы с учетом замечаний и пожеланий преподавателя. Сделать запись произведений и проанализировать ее.

IV. Заключительная часть. Подведение итогов.  Саморефлексия.

Каждое искусство имеет свои приёмы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения—достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Таким образом, пьесы малой формы расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося, развивают музыкальное мышление и воображение.

Ученица умеет перечислять и сформулировать основные средства музыкальной выразительности. Старается вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Она понимает характер произведения, его жанр, стиль, художественный образ. Девочка принимала активное участие в анализе и исследовании музыкального материала. На уроке были заданы вопросы по теме и получены правильные ответы.

Запланированный ход урока выполнен. На уроке  при работе над музыкальными образами удалось  добиться положительных результатов, цель урока достигнута. Учащаяся чувствует удовлетворение от качественно выполненной работы на уроке, самочувствие учащейся хорошее.

Список литературы:

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996

2. Канарейкин Д. Разнообразие тембров аккордеона [электронный ресурс] Режим доступа https://pandia.ru/text/80/110/29108.php

3. Пожлаков М. Розовый слон [электронный ресурс] Режим доступа http://www.notarhiv.ru/detskie/stranizi8/Rozovyislon.html

4. Ты и я Переложения для дуэта баянов (аккордеонов) М. Лихачева. Учебное пособие для ДМШ, вып 1. – С-Пб: Композитор, 2010

5. Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ. – М.: Музыка, 1997

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области