Тема: «Роль учителя-дефектолога в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра».
Крючкова Татьяна Сергеевна,
учитель-дефектолог МБДОУ
д/с «Рябинка» (п.г.т. Барсово)
2023г.
Содержание
«Роль учителя-дефектолога в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра».
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране.
Распространение процессов интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
К числу детей с ограниченными возможностями здоровья относится и категория детей с расстройствами аутистического спектра. В настоящее время специалистами ведется активный поиск различных подходов – в первую очередь психолого-педагогических, направленных на коррекцию аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития, социальную адаптацию такого ребенка. Одним из путей решения данной задачи является создание специальных условий для обучения и воспитания детей с РАС в дошкольном учреждении. Наш детский сад с 2018 года посещает ребенок, который имеет диагноз - расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения.
Для осуществления эффективной коррекционно-развивающей работы с обучающимся были созданы следующие условия:
Психолого – педагогические условия:
1.Реализация адаптированной образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра, сочетанная с интеллектуальными нарушениями в условиях группы комбинированной направленности для обучающихся от 3 до 7 лет.
2.Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся (Центр ППМС помощи).
3.Психолого – педагогический консилиум (ППк).
Материально-технические условия:
В учреждении создана соответствующая предметно-пространственная среда, с учетом индивидуальных особенностей контингента обучающихся с ОВЗ (в том числе с РАС):
-наличие оптимально оснащенного помещения группы комбинированной направленности;
-наличие специализированных помещений: имеются кабинеты учителя - дефектолога, педагога - психолога, учителя – логопеда, сенсорная комната, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет конструктивно – модельной деятельности, игровой оздоровительный комплекс.
-наличие специальных учебных пособий и дидактических материалов.
Предметно – пространственная среда для детей с особыми образовательными потребностями соответствует требованиям ФГОС ДО.
Кадровые условия: коррекционно-образовательную деятельность с обучающимся осуществляют следующие специалисты:
- педагог-психолог;
- учитель – дефектолог;
- учитель-логопед;
- тьютор.
Содержание работы специалистов
Специалист | Содержание работы |
Педагог-психолог | Осуществляет психолого-педагогическую работу по развитию социально-коммуникативных навыков у обучающегося с РАС. |
Учитель-логопед | Развитие коммуникативной функции: развитие понимания речи, расширение и уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, коррекцию звукопроизношения, воспитание речевой активности в процессе индивидуальных занятий. |
Тьютор | Тьюторское сопровождение образовательного процесса. |
Учитель-дефектолог | Планирует содержание и осуществляет образовательно-коррекционный процесс в соответствии с АОП по реализации образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Осуществляет коррекцию нарушений познавательной сферы обучающегося. В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающегося с РАС - координирует работу специалистов по реализации задач обучения, воспитания и коррекции нарушений развития. |
Все специалисты работают в тесной взаимосвязи.
Эффективность коррекционного обучения определяется четкой организацией образовательной и коррекционно- развивающей деятельности с ребенком в период пребывания его в учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора и воспитателей.
Более подробно рассмотрим содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога.
1. На начальном этапе работы учитель-дефектолог проводит углубленную диагностику обучающегося, с целью определения актуального уровня развития и потенциальных возможностей («зоны ближайшего развития»). На основании результатов комплексного обследования, учитывая тяжесть выявленных нарушений, воспитанник был отнесен к первой группе детей с расстройствами аутистического спектра.
На тот момент ребенок не проявлял заинтересованности в контактах со средой и людьми, что проявлялось в его полевом поведении. Не реагировал на обращение и сам не пользовался ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Полевое поведение проявлялось и в действиях с предметами, игрушками – мальчик не брал, не манипулировал предметами, а «скользил» мимо.
Ребенка можно было мимолетно заинтересовать, но привлечь даже к минимально развернутому взаимодействию было крайне трудно. При попытке сосредоточить ребенка, он активно сопротивлялся и уходил от постороннего вмешательства.
2.Данные диагностического обследования, выявленные проблемы и пути их преодоления были доведены до сведения мамы ребенка. С мамой был налажен продуктивный контакт, который поддерживается и в настоящее время.
3.Далее учитель-дефектолог, являясь ведущим специалистом по организации коррекционной помощи обучающемуся, планирует и координирует разработку и реализацию: адаптированной основной программы для обучающегося с РАС, индивидуального образовательного маршрута.
4. Следующим этапом работы учителя-дефектолога с обучающимся было проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по коррекции и развитию нарушенных психических процессов и функций, нормализация ведущих видов деятельности в зоне а
5. Учитель-дефектолог также осуществляет мониторинг динамики коррекции нарушений обучающегося. Полученные данные заносятся в карту развития обучающегося. Мониторинг проводится 1 раз в 3 месяца.
6. В рамках оказания консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) учитель-дефектолог проводит консультации,. семинары, круглые столы по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с РАС.
Практическая коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога была направлена на решение следующих задач:
1. Установление, развитие и поддержание устойчивого эмоционального контакта в доступной для ребенка деятельности. (Налаживание контакта с воспитанником происходило в спокойной обстановке без громких звуков и резких движений. Дефектолог находилась рядом с ребенком, но напрямую к нему не обращалась, а привлекала внимание интересным занятием – музыкальной игрушкой, подбрасыванием воздушного шарика, раскрашивала картинку или пускала мыльные пузыри).
Когда ребенок адаптировался и привык к окружающей обстановке дефектолог приступила к работе по
3. насыщению контакта положительными эмоциями с помощью психотехнических приемов: расслабляющая музыка, приятные сенсорные зрительные и тактильные стимулы с использованием звука, света, цвета, а также тактильных прикосновений (поглаживание, похлопывание прикасание); вестибулярная стимуляция (прыжки, танцы, кружение); вращение предметов, включение-выключение лампы, пересыпание мозаики, переливание воды, игры с мыльными пузырями и т.д. Игры проводились в условиях сенсорной комнаты.
4. Формирование представлений о собственном теле, его частях происходило через обучение осязанию, пальчиковые игры.
5. Формирование ориентировочной реакции на окружающих - через мимические эмоциональные реакции педагога (педагог смотрит в глаза, улыбается, хмурится, делает удивленное либо испуганное лицо и т.п.).
6. Эмоциональное осмысление происходящего - через комментарии педагога (играм придается сюжетный эмоциональный смысл – возводим постройку из кубиков – говорим, что там будут жить мама, папа, ребенок. Рисуем машинку – говорим, что «это папа едет за тобой в садик»).
7. Формирование зрительно-моторного комплекса через реакции слежения за предметами, демонстрируемыми педагогом.
8. Задача по формированию простейших манипулятивных действий с предметами и игрушками решалась через обучение нанизывать, снимать, класть, собирать, убирать, вставлять игрушки-вкладыши в отверстия и т.п..
9. В рамках сенсорного воспитания: было организовано обучение сопоставлению фигур по форме, цвету, величине.
10. С целью развития моторных функций дефектолог проводила игры с пирамидками, кубиками, башенками, чашечками, матрешками, мозаикой.
11. Коррекционная работа по развитию понимания и пользования речью через эмоционально-смысловой комментарий всего жизненного дня ребенка, через эмоциональное комментирование аутистических игр, действий ребенка, стимулирование речи через междометные восклицания, звукоподражание.
При решении данных задач применялись следующие технологии:
Коррекционно – развивающие технологии:
1.Технология Floortime ( «флортайм») – взаимодействие с ребенком устанавливается на основе его интересов. Следование за инициативой ребенка – главная установка в совместных играх.
2. Метод сенсорной интеграции – упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования, воздействующего на слуховую, зрительную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка.
3. Элементы методики PECS карт
4. Песочная терапия; игры в сухом бассейне; элементы кинезиотерапии; тактильные панели.
Коррекционно - образовательные технологии
1.Информационно-коммуникативные технологии.
2.Технологии игрового обучения.
Комбинированные специальные образовательные технологии:
Элементы системы М. Монтессори
В результате работы с обучающимся отмечается следующая положительная динамика:
1.Ребенок поддерживает зрительный контакт во время общения.
2. Выполняет простые инструкции педагога
- участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом.
3.Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут;
4. Работает за столом.
5.Узнает знакомые предметы: игрушки, овощи, фрукты, посуду, транспорт, мебель.
6. Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие.
7. Умеет нанизывать бусы, складывать крупную мозаику, крупные вкладыши, пазлы.
8.Узнаёт, соотносит цвета и оттенки, плоскостные и объёмные фигуры, предметы по величине.
9.Отсутствуют негативные проявления на новые задания.
10. Отмечается интерес к играм сверстников.
Следует отметить, что коррекционно-развивающие занятия традиционной формы были заменены на занятия с гибкой структурой. В их основе лежит набор заданий и игр, который меняется в зависимости от доминирующих интересов ребенка и его стереотипных пристрастий.
Задачами последующей работы является постепенное вовлечение ребенка во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и максимальная реализация возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка.