Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект по профориентации дошкольников на тему «Мир профессий»

Цель Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей формирование первых навыков развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы. Задачи Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. • Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности. • Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности. • Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей. • Расширять кругозор и познавательный интерес детей. • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Татарско-Баганинский детский сад»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Номинация: «Азбука профессий» (методическая разработка профориентационного мероприятия для дошкольной образовательной организации).

Возрастная группа:Старшая группа(5-6лет)

Проект по профориентации дошкольников на тему:

«Мир профессий»

(знакомство с профессиями родителей)

Вид проекта:творческий, познавательный, информационный.

Автор:Воспитатель первой

квалификационной категории

Гильфанова Лилия Талгатовна

Содержание…………………………………………………………………….2 стр.

I Введение

II. Основная часть(деятельность в рамках проекта)

1.План реализации проекта(этапы работы)…………………………………6стр.

2. 1 этап – подготовительный (диагностическо-прогностический )…….6стр.

3.2 основной этап-реализация проекта ……………………………………..7-9стр.

4.3 этап-заключительный…………………………………………………………9стр.

III. Заключение

1.Итог работы. Вывод…………………………………………………………..10стр.

2. Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями………………..10 стр.

IV. Список использованной литературы……………………………………11 стр.

V.Приложения…………………………………………………………..12-15стр

Актуальность. 

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональнаянаправленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

Цель: Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи: Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Вид, тип проекта: творческий, познавательный, информационный.

Место проведения: МДОУ «Татарско-Баганинский детский сад»

Сроки проведения: краткосрочный, сентябрь – декабрь 2021 г.

Возраст детей: 5-6 лет.

Условия реализации проекта.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Планируемый результат

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут:

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия».

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

План реализации проекта (этапы работы).

Работа была спланирована в следующих формах: занятия (с использованием мультимедийных презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, беседы, экскурсии, выставки, тематическое развлечение.

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический): выявление проблемы.

Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста

Включал:

• определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;

• формулировка цели и задач;

• составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;

• анализ психолого-педагогической и методической литературы;

• создание предметно-развивающей среды;

• сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;

• планирование деятельности по реализации проекта;

• подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;

• подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;

• пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Методы сбора информации:

- Анализ современных образовательных программ ДО.

- Анкетирование родителей.

- Обследование предметно-пространственной развивающей среды.

- Анализ планирования.

- Беседы с детьми.

- Наблюдение за играми детей.

 «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления). Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Профессий много есть на свете, это знают даже дети.

И профессий нет не важных – вам об этом скажет каждый!

Библиотекарь

Учитель

Продавец

Повар.

План выполнения проекта (интеграция образовательных областей).

Социально – нравственное воспитание: Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра); рассказы о разных профессиях; экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие: Знакомство с профессиями родителей; встречи с интересными людьми.

Речевое развитие: чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?»).

Художественно-эстетическое развитие: изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту», «Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие: Развлечения, конкурсы (тематические).

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня», «Парикмахерская», «Больница», «На перекрестке» и др.); дидактические игры («Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Профессии» и др.).

Работа с родителями: встречи с интересными людьми (родителями); рассказы родителей о своей профессии; папка-передвижка «Профессии»; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной, организационно-практический.

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души! Профессии моих родителей», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждомконкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта.

• Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ).

• Беседы с детьми по профориентации.

• Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности.

• Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы).

• Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра).

• Трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа).

• Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.

• Мастер – классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе».

• Экскурсии «Все работы хороши!», по знакомству детей с профессиями родителей.

• Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.

• Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности.

Алгоритм ознакомления с профессией

• Название профессии

• Место работы

• Материал для труда

• Форменная одежда

• Орудия труда

• Трудовые действия

• Личностные качества

• Результат труда

• Польза труда для общества

 «Расскажи – ка о профессии!» (схема).

Знакомство с профессией – «Повар» (фото).

Знакомство с профессией – «Библиотекарь» (фото).

Знакомство с профессией – «Учитель» (фото).

Знакомство с профессией – «Продавец» (фото).

3 этап – заключительный:

Цель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат.

Входит:

• Создание мультимедийной презентации. Представление проекта.

• Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).

• Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей.

• Продолжение знакомства с другими профессиями родителей.

Рефлексия.

Вопросы к детям: Какие профессии ты знаешь? С какими профессиями ты ближе познакомился? Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Как ты хочешь стать, когда вырастешь?

Дидактические игры - на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей.

Продолжение знакомства детей с другими профессиями родителей: «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления). Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Итог работы. Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей. Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопится не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Список использованной литературы:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.

4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. ,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

13. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В. Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.

15. http://900igr.net/datai/literatura/Pavel-Bazhov/0024-032-JA-vas-sdelal.jpg

Приложение1

Знакомство с профессией – «Повар»

Приложение2

Знакомство с профессией – «Парикмахер»

Приложение3

Знакомство с профессией – «Медицинская сестра»

Приложение4

Знакомство с профессией – «Библиотекарь»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области