Учебная деятельность учащихся начальной школы
как основной источник их развития
Переход из детского сада в начальную школу сопровождается сменой коллектива, основного вида деятельности и социальной роли. Такие резкие перемены принято называть кризисом.
Содержание кризиса семи лет:
Переход от игровой к учебной деятельности:
Для успешного перехода ребенок должен овладеть всеми элементами учебной деятельности.
Структура учебной деятельности
Преимущества использования геймификации на уроках
Формирование учебной деятельности с Учи.ру
Развитие мышления детей
младшего школьного возраста
Психологическая основа для развития мышления:
Новообразования в мышлении у детей младшего школьного возраста:
Условия развития мышления
Особенности образовательной среды
Для развития мышления способных и мотивированных детей на Учи.ру есть «Тайная лаборатория». В этом разделе собраны нестандартные задачи, которые:
Для создания ситуации успеха в учебной деятельности и закрепления за ребенком нового социального статуса можно воспользоваться олимпиадами на Учи.ру. У этих соревнований можно выделить ряд особенностей:
Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте
Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо)
Эмоциональный интеллект призван объединить две сферы жизни человека:
● эмоциональную — иррациональную, непредсказуемую, плохо управляемую;
● когнитивную — логичную, упорядоченную и хорошо управляемую.
Эмоции и чувства — это субъективная форма существования потребностей. Они возникают в результате столкновения потребностей человека и реальных жизненных условий.
● Если реальные жизненные условия удовлетворяют потребности человека, то он испытывает радость, интерес, удивление. Человек хочет продолжать заниматься той деятельностью, которой он занимался.
● Если реальные жизненные условия не удовлетворяют потребности человека, то он испытывает гнев, презрение, разочарование, страх. Эти эмоции сигнализируют о том, что нужно менять вид деятельность, место пребывания.
Сразу после возникновения эмоций человек испытывает потребность в действии.
● У детей это действие непроизвольное и возникает сразу же.
● У взрослых — произвольное и возникает после распознавания, принятия и анализа эмоций. Процесс осознания своих эмоций и причин их возникновения как раз и является эмоциональным интеллектом.
Этот процесс можно представить в виде схемы:
рис.4
Для развития эмоционального интеллекта у ребенка взрослый может предложить следующую помощь:
● Показать способ обращения с эмоциями. Сначала родитель распознает и принимает эмоции ребенка. Затем в процессе диалога помогает выявить причины эмоций и выбрать наиболее рациональные действия.
● Разделить эмоции ребенка и его действия. Взрослый объясняет ребенку, что он имеет право испытывать любые эмоции, однако нельзя переводить их в действия, которые могут навредить другим людям.
Преграды для развития эмоционального интеллекта
● Замещение эмоций ребенка эмоциональными реакциями взрослого. Неадекватная, негативная обратная связь пугает ребенка и отвлекает от его собственных переживаний и чувств.
● Обесценивание эмоций ребенка - отношение к эмоциям ребенка как к чему-то не важному, не имеющему большого влияния на жизнь ребенка (придумывает, фантазирует).
● Запрет на некоторые эмоции выражается в том, что взрослый отвергает или игнорирует «неудобные» и негативные эмоции и состояния. Подобный запрет вынуждает ребенка вытеснять искренние чувства и надевать маску.
● Смешение эмоций и действий. В общении взрослый не разводит эмоции ребенка и его действия. Ребенок вынужден тратить силы не на саморегуляцию своего поведения, а на борьбу с эмоциональными состояниями.
Геймификация как средство развития эмоционального интеллекта
● Распознавание эмоциональных состояний. Игра всегда подразумевает наличие каких-либо эмоций; учитель может создать ситуации, когда определение своих или чужих эмоций является условием игры или одним из ее этапов.
● Развитие эмпатии. Групповые игры вынуждают ребенка распознавать эмоции других людей для достижения общей цели.
● Тренировка способов выражения эмоций развивает саморегуляцию и самоконтроль, которые помогут не получить штрафные баллы за нарушение установленных правил.
● Отработка способов взаимодействия детей друг с другом. Дети заинтересованы в позитивном сотрудничестве, чтобы игра продолжалась.
● Знакомство со способами разрешения конфликтов.
Учи.ру как средство развития эмоционального интеллекта
● Система поддержки школьника в затруднительных ситуациях выражается в подсказках, наводящих вопросах, которые помогают ребенку успешно выполнить сложное задание и тем самым сохранить позитивное отношение к учебному процессу.
● Портфолио как банк личных достижений позволяет ребенку ощущать себя компетентным, умным, успешным.
● Карточки со знаками эмоциональных состояний находятся в программе по английскому языку и могут быть использованы на любом уроке для обозначения реакций.
● Игры, которые можно использовать на уроке, во внеурочное время, а также в качестве домашней работы по закреплению учебного материала.