Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №3»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по сольфеджио
«Творческий подход к изучению
тональности Ре – Мажор»
Подготовила преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Первой квалификационной категории
Ольга Николаевна Гордеева
Альметьевск, 2023г.
План - конспект урока по сольфеджио
Тема урока:
«Творческий подход к изучению тональности Ре – Мажор»
Класс: 2
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: групповая
Продолжительность урока: 1 час 10 минут
Технические средства: Музыкальный центр.
Перечень используемых на уроке наглядных пособий:
Ступеневые карточки;
Ритмические карточки;
Клавиатуры.
Оборудование урока:
Доска;
Скрипка;
Балалайка;
Фортепиано.
Цель урока:
Развитие музыкально – творческого восприятия, развития музыкального слуха и творческого музицирования обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания.
Расширить знания учащихся о тональностях.
Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.
Развивающие:
Развитие творческой инициативы, способствующей более эмоциональному и осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрытию индивидуальных, творческих возможностей, повышающих интерес к предмету сольфеджио
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».
Воспитывать уважение к мнению одноклассников.
Воспитывать любовь к музыкальному искусству.
Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость
Прогнозируемый результат
Знания:
учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки».
Умения:
учащиеся научатся работать в тональности Ре-мажор по нотному тексту (запись, пение, игра).
Навыки:
учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по слуху, подбор и игра выученной песни на различных инструментах (фортепиано, балалайка, скрипка).
Методы реализации поставленных задач:
словесный - беседа, рассказ, объяснение;
наглядный;
метод сравнения и анализа;
практический;
творческий;
игровой.
Структура урока:
Вводная часть: организационный момент – 2 минуты
Вхождение в тему — 5 минуты
Основная часть —38 минут
Закрепление знаний и способов действий — 20 минут
Подведение итогов, домашнее задание — 5 минут
План урока
Вводная часть – 5 минут
Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.
Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.
Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.
Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.
Основная часть – изучение нового материала – 38 минут
Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.
Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения .Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.
Методы: беседа, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.
Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.
Закрепление пройденного материала – 20 минут
Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.
Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.
Методы: беседа, письменная работа, игра на инструментах.
Критерии усвоения: учащиеся справились с творческим заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.
Подведение итогов домашнее задание – 5 минут
Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.
Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.
2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.
Методы: беседа, объяснение.
Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.
Ход урока
Этап 1. Приветствие.
Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока.
Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.
Блиц – опрос всего пройденного материала. Гамма, устойчивые ступени, тоника, вводные ступени, знаки альтерации, реприза, аккорд, интервал, тон, полутон, транспонирование, размер две четверти.
Этап 3. Распевание.
Спеть До – Мажор, трезвучие, тонику, тяготение ступеней, неустойчивых в устойчивые. Спеть гамму в разных ритмических рисунках:
Четверть
Четверть две восьмые
Четыре восьмые
Этап 4. Новая тема.
Эмоционально восприятие тональности Ре – Мажор. ( Аудиозапись: менуэт из девиртисмента В.А. Моцарта) .Игра гаммы от звука Ре и нахождение по слуху знаков альтерации
Запись гаммы по нотам, индивидуальная работа с карточками по ступеням ( I – III – V ), подготовительный процесс к основной части урока – запись, подбор, игра мелодии, основанной на движении по звукам тонического трезвучия.
Этап 5. Основной.
Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на движение мелодии с основой на I III V ступенях
Разучивание песни «Мы на луг ходили» Баева Н., Зебряк Т., определить направление движения мелодии, обратить внимание на движение мелодии с основой на I III V ступенях. Спеть со словами, добиваясь чистого стройного интонирования, четкости дирижирования. Прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни.
Этап 6. Психологическая разгрузка.
Работа с ритмическими карточками ( прохлопать ритм по готовому материалу ), работа по группам. Индивидуальная работа с интервалами ( слуховое восприятие и показ – встать с места )
Этап 7. Продолжение работы с песней.
Разбор мелодии по фразам ( отметить одинаковые фразы ), мотивам, предложениям, знакомство с формой ( АВ АС) для лучшего освоения и запоминания мелодии. Работа над мелодией, показ движений мелодии рукой.
Этап 8. Запись мелодии нотами.
Записать мелодию нотами и оформить в размере две четверти. Пропеть песню нотами с дирижированием.
Этап 9. Индивидуальная работа.
Подбор и игра песни на инструменте фортепиано, а так же, на освоенных инструментах.
Этап 10. Подведение итогов.
- вспомнить название темы урока;
- что такое гамма, ее строение;
- тоника, трезвучие, ступени гаммы;
- тональность Ре-мажор, ключевые знаки;
Дети оценивают свою работу на уроке, участие в работе:
- понравился ли урок;
- что понравилось больше всего;
- кто лучше всех работал на уроке.
Этап 11. Домашнее задание.
Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках
2/4
с дирижированием, тонику,
2) цифровку в Ре-мажоре: I-III-V-I-V-II-VII-I
3) «Мы на луг ходили» транспонировать, записать и сыграть в Фа- Мажоре и Соль - Мажоре
Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок.
Список используемой литературы: