Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по сольфеджио

Развитие музыкально – творческого восприятия, развитие музыкального слуха и творческого музицирования обучающихся музыкальных школ и школ искусств. Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания. Расширить знания учащихся о тональностях. Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений. Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №3»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по сольфеджио

«Творческий подход к изучению

тональности Ре – Мажор»

Подготовила преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

Первой квалификационной категории

Ольга Николаевна Гордеева

Альметьевск, 2023г.

План - конспект урока по сольфеджио

Тема урока:

«Творческий подход к изучению тональности Ре – Мажор»

Класс: 2

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: групповая

Продолжительность урока: 1 час 10 минут

Технические средства: Музыкальный центр.

Перечень используемых на уроке наглядных пособий:

Ступеневые карточки;

Ритмические карточки;

Клавиатуры.

Оборудование урока:

Доска;

Скрипка;

Балалайка;

Фортепиано.

Цель урока:

Развитие музыкально – творческого восприятия, развития музыкального слуха и творческого музицирования обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания.

Расширить знания учащихся о тональностях.

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

Развивающие:

Развитие творческой инициативы, способствующей более эмоциональному и осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрытию индивидуальных, творческих возможностей, повышающих интерес к предмету сольфеджио

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».

Воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Воспитывать любовь к музыкальному искусству.

Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённость

Прогнозируемый результат

Знания:

учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки».

Умения:

учащиеся научатся работать в тональности Ре-мажор по нотному тексту (запись, пение, игра).

Навыки:

учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по слуху, подбор и игра выученной песни на различных инструментах (фортепиано, балалайка, скрипка).

Методы реализации поставленных задач:

словесный - беседа, рассказ, объяснение;

наглядный;

метод сравнения и анализа;

практический;

творческий;

игровой.

Структура урока:

Вводная часть: организационный момент – 2 минуты

Вхождение в тему — 5 минуты

Основная часть —38 минут

Закрепление знаний и способов действий — 20 минут

Подведение итогов, домашнее задание — 5 минут

План урока

Вводная часть – 5 минут

Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.

Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.

Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.

Основная часть – изучение нового материала – 38 минут

Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.

Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения .Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление.

Методы: беседа, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.

Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий.

Закрепление пройденного материала – 20 минут

Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.

Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления.

Методы: беседа, письменная работа, игра на инструментах.

Критерии усвоения: учащиеся справились с творческим заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.

Подведение итогов домашнее задание – 5 минут

Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.

Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.

Методы: беседа, объяснение.

Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания.

Ход урока

Этап 1. Приветствие.

Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока.

Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.

Блиц – опрос всего пройденного материала. Гамма, устойчивые ступени, тоника, вводные ступени, знаки альтерации, реприза, аккорд, интервал, тон, полутон, транспонирование, размер две четверти.

Этап 3. Распевание.

Спеть До – Мажор, трезвучие, тонику, тяготение ступеней, неустойчивых в устойчивые. Спеть гамму в разных ритмических рисунках:

Четверть

Четверть две восьмые

Четыре восьмые

Этап 4. Новая тема.

Эмоционально восприятие тональности Ре – Мажор. ( Аудиозапись: менуэт из девиртисмента В.А. Моцарта) .Игра гаммы от звука Ре и нахождение по слуху знаков альтерации

Запись гаммы по нотам, индивидуальная работа с карточками по ступеням ( I – III – V ), подготовительный процесс к основной части урока – запись, подбор, игра мелодии, основанной на движении по звукам тонического трезвучия.

Этап 5. Основной.

Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на движение мелодии с основой на I III V ступенях

Разучивание песни «Мы на луг ходили» Баева Н., Зебряк Т., определить направление движения мелодии, обратить внимание на движение мелодии с основой на I III V ступенях. Спеть со словами, добиваясь чистого стройного интонирования, четкости дирижирования. Прохлопать в ладоши ритмический рисунок песни.

Этап 6. Психологическая разгрузка.

Работа с ритмическими карточками ( прохлопать ритм по готовому материалу ), работа по группам. Индивидуальная работа с интервалами ( слуховое восприятие и показ – встать с места )

Этап 7. Продолжение работы с песней.

Разбор мелодии по фразам ( отметить одинаковые фразы ), мотивам, предложениям, знакомство с формой ( АВ АС) для лучшего освоения и запоминания мелодии. Работа над мелодией, показ движений мелодии рукой.

Этап 8. Запись мелодии нотами.

Записать мелодию нотами и оформить в размере две четверти. Пропеть песню нотами с дирижированием.

Этап 9. Индивидуальная работа.

Подбор и игра песни на инструменте фортепиано, а так же, на освоенных инструментах.

Этап 10. Подведение итогов.


- вспомнить название темы урока;
- что такое гамма, ее строение;
- тоника, трезвучие, ступени гаммы;
- тональность Ре-мажор, ключевые знаки;

Дети оценивают свою работу на уроке, участие в работе:
- понравился ли урок;
- что понравилось больше всего;

- кто лучше всех работал на уроке.

Этап 11. Домашнее задание.

Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках

2/4 

с дирижированием, тонику,

2) цифровку в Ре-мажоре: I-III-V-I-V-II-VII-I

3) «Мы на луг ходили» транспонировать, записать и сыграть в Фа- Мажоре и Соль - Мажоре

Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок.

Список используемой литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области