Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с начинающими. Первые уроки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области Ордынского района «Ордынская детская школа искусств»

Макшаева Елена Валентиновна

«РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ. ПЕРВЫЕ УРОКИ»

р.п. Ордынское

2020г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________2

Раздел I

1.Знакомство с инструментом. Посадка______________4

2.Донотный период. Первые навыки звукоизвлечения__5

Раздел II

1.Обучение нотной грамоте. Несколько слов о ритме__ 6

2.Методическая разработка начальных уроков________ 7

Выводы________________________________________________ 15

Библиографический список_______________________________16

Примечания____________________________________________ 17

Введение

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…»

Д.Д.Шостакович.

Музыкально – эстетическое воспитание детей является одним из важнейших звеньев воспитания всесторонне развитой личности подрастающего поколения. Важнейшая роль отводится музыкальной школе, которая создаёт условия развития творческой инициативы ребёнка, реализует его способности, организует содержательный досуг.

Б.Т. Лихачёв писал: «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не самым главным с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к миру» В данной теме обоснована важность роли работы с начинающими свой путь в музыке детьми. Проанализирован и обобщён собственный опыт работы и опыт работы других преподавателей.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников

Цель - индивидуальная коррекция, позволяющая ребёнку приобщаться к творчеству, обучаться легче и быстрее с радостью и желанием.

Задачи :

1.Развитие творческой личности ученика

2.Развитие чувств, интеллекта, креативности, творческой инициативы ученика.

3.Формирование личностных качеств, обеспечивающих развитие талантов и способностей ребёнка.

Реализация этих задач осуществляется методами, способными будить воображение ребёнка: яркий, образный рассказ, музыкальный материал, рисунок, подтекстовка пьесок и т.д.

Музыка, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Её язык интернационален и не нуждается в переводе. В то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно передать словами. Ведь недаром говорят, что музыка начинается там, где кончается слово.

Начинаться заниматься с детьми, точнее говоря, приобщать их к искусству, следует с самого раннего возраста, независимо от того, откроется ли в ребенке 5-7 годам музыкальная одарённость (часто бывает, что способности открываются не сразу). Именно в этом возрасте лучше всего приобщать ребёнка к музыке, чтобы она стала ему близкой и понятной на всю жизнь. Именно в этом возрасте лучше всего приобщать ребёнка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Именно в это время ребёнок начинает познавать окружающий его мир, испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всём, что он воспринял и накопил.

Очень важно, начиная музыкальное воспитание ребёнка, помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребёнка надо незаметно, естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Трудовые обязанности ребёнок поймёт позже, а сначала нужно открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить её, не насилуя ребёнка.

Педагог должен создать на уроках непринуждённую обстановку, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждая их воображение. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с искусством оказывают часто если не решающее, то во всяком случае очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие детей.

Зажечь, «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Раздел I

1.Знакомство с инструментом. Посадка.

Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем – то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциацию со всем, что им приятно и привычно. Постоянно будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой, стараясь как можно легче и понятнее преподносить ребёнку необходимые знания.

Желательно с первых же уроков начать знакомить его с инструментом. Надо в общих чертах рассказать об устройстве фортепиано. Лучше сделать это наглядно. Для этого открываем крышку инструмента (фортепиано или рояля) и ребёнок должен сам увидеть и понять каким образом возникает звук, что всегда интересно детям.

Познакомить с клавиатурой и характером звучания регистров: среднего, высокого, низкого, играя на инструменте пьесы и предлагая ученику самому попробовать и послушать звуки различной высоты. При этом следует разъяснить, что означает понятие «выше» и «ниже». Нужно в разъяснениях опираться на знакомые и понятные ребёнку образы .

В своей практике я использую образы зверей, птиц, их «голоса», что помогает ребёнку быстрее разобраться со звучанием регистров. Можно даже попробовать «поставить» музыкальный спектакль, используя знакомые сказки «Колобок» или «Репка», где много персонажей поющих разными голосами. Попросить ребёнка нарисовать декорации и героев сказки, а на инструменте изобразить вокальные партии или их характеры. Детей такая работа очень увлекает, будит фантазию. Они без боязни начинают пробовать «играть», используя все регистры.

На первых же уроках в игровой, стихотворной форме ученик начинает знакомиться с названиями звуков и их расположении на клавиатуре (ориентиром служат чёрные клавиши, группирующиеся по две и три).Здесь можно предложить ребёнку поискать на клавиатуре группы чёрных клавиш вслепую, поиграть с ними «в прятки». Такую же игру можно использовать и при изучении названий белых клавиш.

Перед тем, как учить детей игре, их нужно правильно посадить за инструмент – удобно и свободно. Ученику надо рассказать о трёх точках опоры: ноги – первая точка, сиденье стула – вторая точка, пальцы – третья точка опоры. Педагог помогает ученику занять правильное положение у инструмента. Садиться надо так, чтобы ноги прочно стояли на полу или на скамеечке, а руки удобно доставали клавиатуру. Правильное положение ног особенно важно, когда начинается работа над педалью. Очень полезно учителю поменяться с учеником ролями. Это своеобразная игра: преподаватель садится за инструмент неправильно, а ученику предлагается исправить ошибки в посадке к фортепиано. Таким образом ребёнок лучше и быстрее привыкнет садиться к инструменту правильно. Посадка должна всегда находиться в поле зрения педагога.

2.Донотный период. Первые навыки звукоизвлечения.

Буквально с первых уроков необходимо предоставить детям возможность самим исполнять простенькие пьески, несущие в себе привлекательный для восприятия музыкальный образ. Для этого ряд уроков отводится так называемому донотному периоду.

Ребёнок учится играть одним третьим пальцем, чередуя правую и левую руки.

Уже на первом этапе необходимо привлекать внимание ученика не только к тому, какие ноты он берёт, но и как он их берёт, как они звучат, «Разговаривают под его руками. Таким образом постепенно подходим к так называемой «Постановке рук».

Делать это должен педагог незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук. До первого прикосновения к клавишам нужно подготовить руки ученика, чтобы научить их играть красивым, певучим звуком. С этой целью несколько минут на каждом уроке занимаемся упражнениями для освобождения рук. Подобные упражнения можно найти у А.Артоболевской «Малыш и музыка» и А. Шмидт – Шкловской «О воспитании пианистических навыков». Только после этого можно непосредственно переходить к организации и постановке рук.

Следует объяснить ребёнку, что пальцы «погружаются», легко «падают», но никогда «не ударяют» по клавишам.

В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача: «создать» руки ребёнка. С первого прикосновения к клавишам нужно стараться сделать их гибкими, свободными, естественными.

Ребёнок должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче. Словом, как чувствуешь, так и говоришь, играешь.

Итак, освоенными с помощью гимнастики приёмами и с особым вниманием к рукам ребёнка (обязательно поправляя его движения своей рукой) ученик начинает играть первые пьески. Приём игры non legato.

Играем всю пьесу от начала до конца одним пальцем. Начинаем с третьего.

Все пьески сопровождаются стихотворной подтекстовкой , что очень важно. Слово как бы поясняет смысл музыкальной фразы. Поэтический текст помогает понять ритмическую сторону песенки или пьесы. Лучше исполнять их в четыре руки, в ансамбле. Ребёнок играет просто изложенную мелодию, а педагог 2-ю – аккомпанирующую партию, о пользе и значении ансамблевой игры говорить не приходиться. Чем раньше ребёнок научится слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партий, тем активнее будет его слуховое восприятие. Ребёнок вступает в донотный период игры – период, когда он знает название нот, их расположение на клавиатуре, но ещё не знаком с их изображением на нотном стане.

Раздел II

1.Обучение нотной грамоте. Несколько слов о ритме.

Когда музыкальное и слуховое развитие ребёнка будет хотя бы в минимальной степени направлении по верному пути ,и он уже овладеет элементарными навыками звукоизвлечения, когда хорошо освоена клавиатура, только тогда следует познакомить его с нотной записью. Не желательно разрывать изучение скрипичного и басового ключей. Вспомогательным средством для перехода к последнему у большинства педагогов служит ,так называемая, одиннадцатилинейная нотация. В этой нотации нота «до» 1 октавы, которая изображается сходным образом в скрипичном и басовом ключах, служит 11-ой линейкой, связующей верхний и нижний станы. При её помощи осуществляется постепенность в переходе от скрипичного к басовому ключу. Но важно преподнести материал так, чтобы не отпугнуть ребёнка сложностью, чтобы он воспринял его как интересную игру – задачу. Например, ученикам на уроке я рассказываю о ноте «до» 1 октавы, как о ноте- акробатке, которая в скрипичном ключе находится под нотным станом, а перевернувшись , оказывается нотой басового ключа уже над нотным станом, мы с учениками назвали её «ноткой – перевёртышем».

«Я совершенно согласна с теми, кто считает, что ритму не столько учат, сколько им «заражают»»,- говорит А. Артобалевская. Ощутить, почувствовать ритм помогает , прежде всего, сама музыка, которую приходится слушать ребёнку.

Следует объяснить, что означают изображения длительностей нот (целых, половинных, четвертных, восьмых). Для ребёнка начертания этих знаков должно ассоциироваться с определённой протяжённостью звука. Можно найти много способов разъяснения ритма. Самый простой и доступный пример, когда целую ноту изображают как яблоко или именинный торт со свечками ( у С.Барсуковой в пособии «Пора играть, малыш!»)

Одновременно объясняя длительности нот, нужно говорить и о паузах. Прежде всего дети должны уяснить, что пауза – знак молчания. Это как бы дыхание в музыкальной речи.

2. Методическая разработка начальных уроков.

Урок 1. Вступительное слово о музыке.

«Ты, конечно, любишь музыку? Слушаешь её по радио, телевидению. А с сегодняшнего дня ты начинаешь вплотную соприкасаться с ней и на уроках по фортепиано. Мы будем с тобой петь, учиться играть на новом для тебя, пока ещё незнакомом инструменте, фортепиано, будем слушать самую разную музыку, много говорить о прекрасном, выразительном языке музыки. Ты, наверное, со мной согласишься, что мир музыки настолько богат и разнообразен, что при помощи её можно передавать самые различные чувства и настроения.

Музыка может быть то нежной, то сердитой, то певучей, то задорно весёлой. Я исполню тебе ряд пьесок, ты внимательно их слушай. Затем мы поговорим с тобой о том, какие краски, настроения переданы в них.»

Исполняю пьесы: А.Гурилёв «Матушка – голубушка, П. Чайковский «Болезнь куклы» и «Баба – Яга», В. Чичиков «Спортивный марш». М.Глинка «Полька»

Буквально уже в этих пьесах слышим , насколько они все разные по характеру, настроению и своему назначению. (Беседуем с учеником на эту тему). Выясняем, какая из этих пьес ребёнку понравилась и почему, затем даю задание дома нарисовать картинку по пьске.

Знакомство с инструментом.

Открываю крышку инструмента и предлагаю заглянуть вовнутрь. Это всегда вызывает у ученика неподдельный интерес, ведь особенно в этом возрасте хочется узнать, как что устроено. «Посмотри сколько здесь натянуто струн и сколько молоточков! Мы опускаем палец на клавишу и слышим звук! Ты видишь, при нажатии клавиши звучат сразу три струны, которые относятся к этой клавише и настроены одинаково. Находящийся внизу молоточек подскакивает, ударяет по струнам, заставляя их вибрировать и тем самым звучать. Убираем палец с клавиши, и на струны сразу падает мягкая «подушечка» и останавливает колебание струн. Звук сразу же умолкает.

Подготовительные упражнения для освобождения,

подготовки рук к игре.

«А теперь давай попробуем подготовить твои руки, чтобы ты могла научиться играть сочным, красивым звуком. Сначала нужно полностью освободить своё тело. Руки должны быть свободными, гибкими «как резиновый шланг для полива».

Я научу тебя нескольким упражнениям:

Упражнение 1. (рассказываю и показываю сама). Встань ровно, опусти руки вниз слегка нагибаясь при этом вперёд – покачивай руками , то скрещивая их, то разводя в стороны. Одновременно увеличивая наклон, а затем постепенно распрямляйся.

Упражнение 2. Руки разведи в стороны, освободи мышцы спины, шеи и плеч, дай всему корпусу, голове и рукам, упасть вперёд. Затем медленно выпрямляйся в исходное положение.

Упражнение 3. Встань ровно, обе руки висят вдоль тела. Начинай раскачиваться сначала правой рукой (как маятник) – выше и выше, пока рука не будет вращаться как ветряная мельница. Затем всё то же проделать с левой рукой.

Этими упражнениями заниматься дома ежедневно.

Работа с руками.

Ставлю стул к фортепиано. Объясняю ребёнку, что садиться нужно на пол стула на такой высоте и расстоянии, чтобы было удобно достать до клавиатуры.

«А теперь дай мне свою руку так, как будто ты мне её даришь» Добиваюсь полной свободы руки, затем начинаю крутить её у запястья, как колобок из теста. После этого кладу освобождённую ладонь ребёнка на колени, а затем в форме образовавшегося «свода» переношу её на клавиатуру. Обязательно сказать ребёнку о положении локтя и запястья, что они должны быть на уровне белых клавиш.

Знакомство с пальчиками. Рука – большая семья, в которой пять братье – пальчиков, и они имеют не только имена, но и номера (перечислить). Самый старший среди них – 3, он опора семьи, ведь он выше всех остальных на «голову». 2-ой и 4-ый тоже длинные, но они не такие сильные, а 5-ый пальчик самый маленький и слабенький, но он хороший помощник в семье и вместе с 1-ым пальцем держит «свод» руки.

Урок 2. Знакомство со звучанием регистров.

«Мы сегодня с тобой совершим прогулку в зоопарк, где нам предстоит увидеть много интересного, забавного». Задаю вопрос: «Ты любишь зверей? А какие тебе нравятся больше?» Ребёнок начинает увлечённо рассказывать о любимых животных. И далее беседа педагога с учеником сопровождается исполнением пьес (играет педагог), каждая из пьес музыкально характеризует образы зверей. Прозвучали пьесы: Берлин «Обезьянки на дереве», Галынин «Чижик»,Кабалевский «Ёжик», Гедике «Песенка про зайчика», Галынин «Медведь».

Но вдруг пошёл дождь (звучит песенка Косенко «Дождь) и нам пришлось прервать интересное путешествие.

Вот мы и встретились со всеми нам знакомыми зверюшками. А ты обратил внимание, как по разному звучал инструмент: то звонко, то тяжело и грубовато, то легко и просто.

Это самое различное звучание инструмента – высокое, низкое, среднее и есть регистровое звучание. В высоком регистре у нас живут птички, в среднем – заинька и ёжик, в низком – медведь и волк. Далее предлагаю ученику расслабиться и заняться упражнениями для подготовки рук.

Знакомство с клавиатурой.

Разговор о клавишах и клавиатуре начинается с коротких рассказов – игр:

«Множество звуков таится в удивительном инструменте фортепиано и «оживают они при нажатии клавиши, а из звуков можно сложить любую мелодию. Чтобы клавиши стройно звучали, нужно сначала с нами подружиться, запомнить их имена и голоса. Вправо эти голоса звучат всё тоньше и выше, а влево – ниже и грубее.

Каждая нота имеет своё имя, их всего семь: до,ре,ми,фа,соль,ля,си. Клавиши отличаются друг от друга расположением и цветом. Кроме белых есть ещё и чёрные, группы из чёрных клавиш чередуются - по две, по три. Если ты знаешь, где находится нота «до», то заметил, что она располагается слева от двух чёрных клавиш, «фа» слева от трёх чёрных (по аналогии объяснить расположение «ми» и «си» и т.д. по всей клавиатуре, а заодно и поиграть «в регистры» - ребёнок с интересом ищет эти ноты в разных регистрах , называемых мною в разброс )

Нужно объяснить ученику, что чёрные клавиши тоже имеют имена, но о них мы будем говорить чуть позже.

Сделать клавиатуру более близкой и понятной может помочь известная детская песенка «Чижик». «Послушай, если мы играем сначала «ми» а потом «до», то получается ,будто ты позвала «Чи-жик». Сыграй сам «ми – до» можно так позвать чижика на разные голоса по всему инструменту. Посчитай, сколько раз? – семь. Теперь вспомни, где находится нота «фа» ? За ней следует «соль» Если сложишь вместе название этих нот, то получится «фасоль». А теперь попробуй собрать все «фасольки» по всей клавиатуре – их тоже семь. А теперь давай посмотрим, сколько белых клавиш между «до» и «до» - их восемь Вот это расстояние от одной клавиши до другой с таким же именем называется октавой.

Очень полезно завести тетрадку – словарик, где вместе с учеником преподаватель будет записывать все новые слова, которые встретятся по ходу обучения.

Урок 3. «Постановка» рук.

Позанимавшись с учеником подготовительными упражнениями для свободы рук, предлагаю самостоятельно удобно сесть за инструмент и «позвать» полюбившегося нам «Чижика» на разные голоса, «собрать фасоль» по всей клавиатуре. В это время ненавязчиво следует заметить: - «Когда ты искал «фасольки» или звал «Чижика», ты не знал, как опустить руки на клавиши, чтобы звук получился красивым, певучим?» После этого перехожу непосредственно к организации, постановке рук. Показываю, как нужно касаться клавиши, объясняю, что держать «семью пальчиков», свободно свисающих, надо так, чтобы все они были в «разъединённом» положении, не «слипались» друг с другом, чтобы им не было тесно. Каждый из них мог действовать самостоятельно.

«Последи, чтобы между 1 пальцем и остальными было «Овальное окошко». При этом у каждого пальца, кроме 1, видны «бугорки». Ребёнок должен знать, что у 1-го пальца особая форма и расположение на кисти руки: у него видны два бугорка, а не три, они «смотрят» вбок. Неиграющие пальцы находятся в свободном , спокойном состоянии. Опускаться на клавиатуру большой палец должен первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно на уровне белых клавиш.

Для того, чтобы ребёнок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем в игру «поцелуй с карандашом». Кончиками пальцы поочерёдно «здороваются» с карандашом. Необходимо, чтобы у карандаша была мягкая резиночка.

Преодолевая ударность рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поёт», в пальцы погружаются, мягко «падают», но никогда не ударяют по клавишам. Поиграв «Чижика» и «Фасольки» - знакомимся с новыми песенками.

Несколько последующих уроков играем простенькие песенки, предназначенные для сольного, двуручного исполнения учеником и ансамблевого исполнения с преподавателем в четыре руки.

Учу ребёнка играть эти мелодии сначала одним 3 пальцем (постепенно вводя следующие), свободно несущими вес то правой, то левой руками. Исполняет их ребёнок по слуху. Все пьески подтекстовываем, что очень помогает выразительному исполнению и более быстрому их. Сначала играю и пою сама, предлагая ученику зрительно и слухом запомнить мелодию. Затем ребёнок играет сам.

Уже на первом этапе необходимо привлекать внимание ребёнка не только к тому, какие ноты он играет, но и как он их играет, как они под его пальцами звучат, « разговаривают».

В работе чаще использую сборники:

«Пора играть , малыш!» автор – составитель Барсукова С.А., «Я музыкантом стать хочу» I и II части авторы – составители В.Г. иЛ.В. Игнатьевы, А. Соколов «Ребёнок за роялем» Эти учебные пособия ярко и красочно оформлены, почти все пьески сопровождаются стихами, что особенно привлекательно и интересно для ребёнка .

Урок 4. Обучение нотной грамоте . несколько слов о ритме.

Только после того, как ребёнок хорошо освоил клавиатуру и получил первые игровые навыки, я перехожу к изучению нотной грамоты.

Объясняю, что любую мелодию можно записать. Записываем её нотами, как слова записываем буквами, а чтобы научиться читать музыкальные пьесы, нужно знать ноты.

В алфавите 32 буквы. Вспоминаем, сколько нот в нотной азбуке? – всего семь нот! В музыкальном языке все звуки могут превратиться в ноты. Звук слышим, а ноты – пишем.

«Для того, чтобы ты хорошо научился понимать музыку, мы с тобой должны познакомиться не только со звуками, но и с нотами. Отправляемся в гости к ним, в их музыкальный домик!

А домик их выглядит вот так! ( в тетрадке – словарике рисую 5 линеек). В домике этом 5 этажей и называется он нотный стан, а живут в этом домике ноты (все новые слова также записываются в тетрадь самим учеником или мной, если он ещё не умеет писать) Далее на нотном стане появляются 5 нот – ми, фа, соль, ля, си «Видишь, как они разместились удобно, никто никому не мешает. Но пока их только пять, а должно быть семь, где же живут две остальные? Ведь место для них тоже должно быть. Я должна тебе сказать, что у этих двух нот есть одна странность, когда они впервые с кем – то знакомятся, они любят, чтобы их представляли первыми снизу, а первая линейка уже занята. Что ж, не будем с ними спорить и подставим «скамеечку» (дорисовываю дополнительную линейку и дописываю ноты до и ре). Вот теперь все семь нот в сборе!

Только кто из них кто? Где до, которая из них соль? Это пока нам не известно, а хитрые нотки в своём домике ещё и двери закрыли. Вот так : ( опять рисую нотный стан, но дорисовываю только ноты до , ре. Для того , чтобы познакомиться с нотками мы, по видимому, должны зайти в домик – нотный стан, а для этого нам нужен ключ (рисую скрипичный ключ) . Нам понадобится скрипичный ключ, чтобы зайти в домик.

Открываем домик и знакомимся с нотами. В скрипичном ключе на 1 линейке, а на клавиатуре в самом центре как ты уже знаешь, живёт нота ми. Звуки, записанные на линеечках, располагаются на клавиатуре через один. Учим : ми, соль, си, ре , фа. После этого поём стишок: «ми, соль, си, ре, фа – на «скамеечках» сидят». (играю каданс – I-V-I ступени до мажора . См. Приложение -№ 1). Звуки, написанные между линеечками, располагаются на клавиатуре тоже через один (ребёнок должен сам показать, какие это звуки). Поём: «ре, фа, ля, до , ми ,соль – те в окошечки глядят» (Приложение- №2).

Но существует и другой домик, другой ключ – басовый, нотки в нём, хотя и похожи на ноты из первого домика, все-таки размещаются по-иному. «Теперь запомни все ноты, которые живут на линейках басового ключа. Там , где ми, соль, си, ре, фа – то басовая земля!» А про ноты между линеечками - другой стишок : « фа, ля, до, ми, соль и си – к ноте до скорей неси!» Хотя до живёт между скрипичным и басовым домиками, она, одновременно является нотой до в обоих ключах. (Как детям можно рассказать об этой ноте, было приведено выше – «нота – акробат») Можно ещё назвать её «нотой – пограничником» между территориями басового и скрипичного ключей. Обращаю внимание детей на то, какую важную роль в жизни нот играет ключ, поэтому прежде чем начать называть нотки, обязательно нужно посмотреть на него – какой он, скрипичный или басовый..

Чтобы закрепить полученные знания, сразу же открываем нотки уже знакомых, игранных по слуху песенок и, глядя в них, читаем пьески по нотам (называя нотами), затем предлагаю исполнить её, глядя в ноты. Ещё несколько уроков разбираем новые песенки, но уже глядя в ноты. Таким образом постепенно увеличиваем «багаж» нотной грамоты.

Когда начертания нот становятся для ребёнка хорошо знакомыми, тогда естественно вырабатывается связь: вижу – слышу – знаю, где брать ноту на клавиатуре. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка.

Познакомившись с нотной грамотой, объясняю длительности нот, обращаю внимание ребёнка, что звуки, составляющие ту или иную мелодию - разные по своей продолжительности, или , как говорят, разные по длительности. Такое чередование звуков разной длины называется ритмом мелодии.

«Сейчас мы с тобой поучимся записывать ритм. Самый длинный звук – целый (записываем в тетради , ставя его на вершинку пирамидки, которая должна получиться по окончании записи) . Далее можно на яблоке, которое приношу с собой на урок ученика показать, как уменьшаются по продолжительности звучания половинные, четвертные и восьмые длительности нот. Можно то же проделать и с рисункам именинного торта со свечами. Показываю ученику, как пишутся длительности нот, и постепенно выстраиваю пирамидку, где вершинка – целая нота, а основание 8 восьмых нот.

Объяснив длительности нот, одновременно говорю и о паузах. Пауза- знак молчания или перерыв в звучании, но не в движении мелодии , и что паузы нужно уметь слушать так же , как и звуки. Для наглядности можно нарисовать пирамидку из пауз, как ранее пирамидку длительностей нот.

Для лучшего понимания значения паузы в музыке, сравниваю мелодию, её музыкальный узор с узором кружева. Каждый промежуток в кружеве хорош, если он составляет узор, а иначе получается просто дыра. Лишняя остановка в музыкальном кружеве, такая же дыра, которая вовсе не украшает мелодию, а делает её не красивой, неряшливой. Наряду с изучением ритма преподаватель должен объяснить такие понятия, как такт, размер, темп. Все объяснения должны строиться на понятных и ярких сравнениях, образах, которые будут доступны ребёнку. Например: такты – квартиры для нот, на которые делится нотный стан – домик, а перегородки, стенки – это тактовые чёрточки. Но в квартире не должно быть тесно нотам, а для этого нам нужен размер, чтобы определить –сколько жильцов и каких можно поселить в одном такте – квартире. На уроке, при объяснении самого сложного материала обязательно надо обращаться к воображению ребёнка, опираться на его опыт, который он успел приобрести, на знакомые сказки и т.д.

Выводы.

Основываясь на собственном опыте, на многолетней практике с начинающими музыкантами, я пришла к выводу:

Чем бережнее и ненавязчивее мы вводим детей в сложный мир музыки, тем лучших результатов и отдачи в работе мы можем добиться впоследствии .

На уроках обязательно должен присутствовать элемент творчества у самих детей.

Одна из самых главных задач учителя пробудить фантазию ученика, поэтому в методической разработке начальных уроков важное место отводится проигрыванию разнохарактерной музыки, лучше программной. Образный рассказ. Хорошо предложить ребёнку картинку под впечатлением о прослушанной на уроке музыки. Собственная подтекстовка к пьескам. Всё это способствует решению главной задачи: заинтересовать, привить любовь и научить понимать музыку.

Библиографический список.

1. А.Д.Артобалевская «Малыш и музыка» М.:Сов. комп. 1987

2. А.Д.Артобалеская «Первая встреча с музыкой» М.: Сов. комп. 1987

3. С.А.Барсукова «Пора играть, малыш!» Р-на-Дону «Феникс» 2004

4. В.Г.Игнатьев и Л.В. Игнатьева «Я музыкантом стать хочу» IIч.

М.: «Интро-вэйв» 2005г.

5. .В.Г.Игнатьев и Л.В. Игнатьева «Я музыкантом стать хочу» Iч.

М.: «Интро-вэйв» 2005г.

6. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» М.: Сов. ком 1986

7. Б.Е. Милич «Воспитание ученика – пианиста»М.: «КИФАРА» 2002.

8. Т.И. Смирнова «Воспитание искусством или искусство воспитания» М.2001

9. А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков» Л. 1985

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области