Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательский проект "Как рождается нить"

Цель проекта познакомить детей с историей появления нитки, ее свойствами и значением в жизни человека, русской традицией плетения поясов. Задачи проекта 1. Познакомить детей с историей появления нитки. 2. Научить детей определять свойства и особенности ниток. 3. Развивать творческие способности и коммуникативные и моторные навыки детей в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Исследовательский проект «Как рождается нить»

Тема проекта: «Как рождается нить»

Исполнитель проекта: Есипенко Ева, Пятова А. А., музыкальный руководитель.

Тип проекта: образовательный.

Вид проекта: исследовательско – информационный

Актуальность: Нити – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной одежды, без тканей, создающих уют в доме. С раннего возраста ребенка окружают современные материалы, в основном синтетические.

Нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности. Нитка учит, забавляет и рукодельничает.

На Руси из нитей принято было плести пояса. Наиболее древними были пояса из льняных или шерстяных нитей, сплетенные на пальцах и имевшие ромбовидный узор. Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга повсеместно, употреблялся в качестве оберега. В славянской традиции пояс — это источник жизненной силы. На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной пряжи. В городах производством поясов занимались ремесленники, изделия которых продавались на ярмарках или в посадских лавочках.

Сегодняшние бабушки редко вяжут своим внучатам носки и варежки из натуральной шерсти, и уж вовсе никто не ткет дома холсты для того, чтобы сшить одежду. Все это ушло в прошлое. Любые вещи можно купить в магазине.

Цель проекта: познакомить детей с историей появления нитки, ее свойствами и значением в жизни человека, русской традицией плетения поясов.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей появления нитки.

2. Научить детей определять свойства и особенности ниток.

3. Развивать творческие способности и коммуникативные и моторные навыки детей в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

4. Воспитывать нравственность, духовность, посредством приобщения к русской культуре.

Работа с детьми:

- Чтение произведения «Как рубашка в поле выросла". К. Ушинский - познакомить детей с произведением; развивать слуховое внимание; воспитывать у детей желание проявлять интерес к предметам окружающего мира.

- Занятие «История возникновения ниток?» - познакомить детей с разнообразием ниток, с их свойствами и особенностями; развивать внимание; учить определять и сортировать нити по виду; совершенствовать навык выкладывания изображения из ниток.

- Беседа «Виды нитей». Дети, внимательно посмотрите на свою одежду, из чего она сшита? А вы знаете, что ткани ткут из ниток, на ткацком станке.  Нити бывают хлопковые. Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреют, лопаются коробочки с семенами и в каждой – как будто кусочки ваты. Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн, потом отвозят на прядильную фабрику и прядут хлопчатобумажные нити. В древние времена нить скручивали пальцами, потом изобрели веретено, сейчас нитки прядут огромные прядильные машины. Но хлопок в нашей стране появился 200 лет назад. Раньше использовали льняные ткани. До чего красив цветущий лен – поле в голубых цветочках! Отцветет лен, созреют на нем семена, тут его срезают, расчёсывают стебельки на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нитки. Еще есть шелковая нить людям прясть ее не нужно, ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом, называют тутовым, так как ест только листья тутового дерева. Перед тем, как превратиться в куколку, гусеница выпускает «изо рта» две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собою в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног, получается шелковый кокон, а люди тут как тут: разматывают кокон, а в нем много шелковых нитей. Ее перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

Процесс получения ткани очень длительный. Из волокон получают пряжу, из пряжи - нить, из нити - ткань.

Работа над проектом: когда пришла зима и наступила холода, я заметила у нашего воспитателя Юлии Юрьевны много разных теплых вязаных вещей. Шапки, шарфы, варежки, разные свитера были очень красивыми, и я решила спросить у нее, откуда берутся нитки? Юлия Юрьевна рассказала, что любит вязать и предложила узнать, как «рождается» нить. Для начала мы ребятами нашей группы решили ответить на следующие вопросы:

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Где можно узнать?

Я знаю, что из ниток можно связать вещи.

Нитки бывают разные по цвету, толщине и размеру.

Как появляются нитки?

Можно ли их сделать самому?

Какими свойствами они обладают?

Что можно сделать самому из ниток?

В энциклопедии.

В интернете.

Спросить у взрослого.

Ответы на наши вопросы мы решили найти в интернете и энциклопедии. Оттуда мы узнали, что история происхождения шерстяной нити уходит в глубину веков, когда наши предки научились разводить коз и овец. Нужно было согреваться теплой одеждой, поэтому решили использовать шерсть домашних животных. Овец и коз постригали, шерсть расчесывали, промывали, брали кусочек, который назвали «кудель» и из него пряли нити. Хозяйки использовали веретено, это деревянная палочка с острым наконечником. На веретено скручивали и наматывали нити из кудели. Затем люди изобрели прялку. У прялки есть донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель (шерсть). Прялка вращает катушку, с помощью колеса. Шерсть нужно скрутить в руках. Затем оно наматывается на катушку.

Юлия Юрьевна рассказала нам с ребятами, что нити бывают не только из шерсти овец, но и из хлопка, льна, шелка.

Затем мы решили провести опыты, чтобы узнать какими свойствами обладает нить и сами изготовить нитку.

Опыт 1: Нужно намочить кусочек ваты и скручивать его пальцами немного растягивая. Получается нить. Вата – это хлопок. Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреют, лопаются коробочки с семенами и в каждой – как будто кусочки ваты. Вывод: изготовить нить можно не только из шерсти.

Опыт 2: Острая нить. Разрезаем пластилин с помощью нитки шелковой и шерстяной. Первой ниткой разрезать проще, так как она тоньше. Вывод: шелковая нить острая.

Опыт 3: Музыкальная нить. На гитаре без струн натянуть нитку. Пальцем руки, дотрагиваясь до неё, можно услышать звуки разной продолжительности и громкости. Вывод: при правильном использовании нить становится музыкальной.

Опыт 4: В ёмкость с водой нарезать нитки. Они не тонут. Вывод: нитки легкие.

Опыт 5: Положить на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: состоит из волокон.

Опыт 6: Нить пружинка. Пальцами левой руки держать один конец нити, (предварительно пропитанной воском) и карандаш. Другой конец закручивать на карандаш. Когда нить закончится, снять готовую пружинку с карандаша. Нить приобретёт необычный зигзаг. Вывод: нить эластична, легко придает форму, не мнется.

Нам с ребятами очень хотелось получить нити из шерсти самостоятельно. В нашем детском саду есть музей «Русская изба», там музыкальный руководитель Анастасия Анатольевна познакомила нас с предметами, которые используются для создания нитей - это веретено и прялка. Попробовали сами скрутить нить из пряжи, это оказалось не так - то просто. Особенно интересно было, потом сматывать пряжу в клубки, этот процесс называется «мотание», однако нужно быть очень внимательным, чтобы нитки не спутались. А самое интересное, Анастасия Анатольевна научила нас плести пояса. Оказывается, бывает несколько способов плетения, а разновидностей узоров огромное множество, а также расцветок нитей, которые в старину окрашивали только натуральными, природными красителями, используя кору деревьев, цветы и листья разных растений. Для наших поясов мы выбрали разноцветные шерстяные нитки, и самый простой способ плетения – методом дерганья, он не требует специального оборудования, а только помощь рук. У нас с ребятами отлично получилось, и я вам сейчас это покажу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области