Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка по использованию кейс-технологии в подготовке и проведении познавательного мероприятия старшими школьниками для младших школьников «Сценарий проведения ролевой познавательной игры-путешествия по станциям по правилам дорожного движ

Цель работы внедрение кейс-технологии для организации социально-значимой деятельности детей и молодежи. Задачи работы - применить метод игрового проектирования для старших школьников - применить метод ситуационно-ролевых игр для младших школьников -организация игровых проектов для активизации социально-значимой деятельности -воспитание ответственности -пропаганда безопасности дорожного движения среди школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Шумакова Надежда Николаевна –

педагог-организатор (высшей кв.кат.)

МБОУ «СОШ № 6» г. Набережные Челны

Методическая разработка по использованию кейс-технологии

в подготовке и проведении познавательного мероприятия

старшими школьниками для младших школьников.

В настоящее время одной из актуальных проблем повышения качества школьного образования является становление ребенка активным субъектом образовательного процесса, взаимодействующим в партнерской позиции со взрослыми и детьми. Это подчеркивается в ряде исследований (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.), в которых отмечается необходимость и важность для полноценного познавательного и социального развития ребенка приобретения контактов со сверстниками. Так как именно процесс взаимодействия с равными партнерами позволяет ребенку приобрести такие качества, как взаимное доверие, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Школьник, который имеет разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, способен к более точному оцениванию себя и других, успешнее социализируется в новых условиях.

Проблемаисследования:поиск средств формирования навыков сотрудничества школьников с использованием кейс-технологии.

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс формирования навыков сотрудничества старших дошкольников с использованием кейс-технологии.

Предметисследования:средства формирования навыков сотрудничества старших дошкольников с использованием кейс-технологии.

Гипотеза исследования:формирование навыков сотрудничества школьников со сверстниками и школьниками другого возраста будет эффективно если:

Цель работы: внедрение кейс-технологии для организации социально-значимой деятельности детей и молодежи.

Задачи работы:

- применить метод игрового проектирования для старших школьников;

- применить метод ситуационно-ролевых игр для младших школьников;

-организация игровых проектов для активизации социально-значимой деятельности;

-воспитание ответственности;

-пропаганда безопасности дорожного движения среди школьников.

Выбор вида экспериментальной работы

Как из изучения ПДД сделать одновременно средство спасения жизни и увлекательное развлечение? И вот совет школьного самоуправления решил провести урок пропаганды основ безопасного поведения на дорогах. Но почему обязательно урок? Всегда эффектный прием - игра. Старые сценарии не отвечают новым требованиям? Решили экспериментировать с приемами! Отошли от надоевших стандартов, напыщенного пафоса и банальных «стишков», сочетая несочетаемое, смешивая старое и новое, разбавляя сложным простое. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит

  ·       Развитие навыков анализа и критического мышления

 ·        Соединение теории и практики

 ·        Представление примеров принимаемых решений

 ·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

 ·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Описание этапов эксперимента

Этапы исследования:

1 этап – подготовительный (сентябрь 2022 г.): выбор и утверждение темы исследования, составление плана работы, изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, определение методики экспериментальной работы.

2 этап – основной: констатирующий эксперимент, разработка сценария и проведение мероприятия с использованием кейс-технологии (октябрь 2022 г.).

3 этап – заключительный (апрель 2023 г.): оформление результатов исследования в виде методической рекомендации.

Отчет

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Что имели мы? Пять первых классов, совет школьного самоуправления – 30 старшеклассников, определенный набор ПДД, факты статистики ДТП, карту окрестностей школы, некоторое игровые атрибуты, костюмы инспекторов ГИБДД, техническое оборудование.

При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

Что сделали мы? Провести игру с полным охватом первоклассников непосредственно на «опасных участках», увы, нельзя? Мы сделали их имитацию. Еще один, весьма нестандартный, прием нашего проекта, - дать возможность малышам «примерить на себя» различные социальные роли участников дорожного движения. Каждый класс предварительно распределился на группы по 5-6 человек (жеребьевкой по бейджикам): «Ребёнок», «Взрослый», «Пассажир», «Инспектор», «Пешеход». Каждая группа играла на определенной станции. Решение, соединившее разъяснтельно- подготовительный этап и организационную функциональность. Выполнив задание в течение 5 минут на одной станции, класс перемещался на следующую.

Таким образом, на станции «На пешеходном переходе» группа детей- «пешеходов» отвечала на вопросы, а после всем классом смотрели фрагмент мультфильма, оценивая поведение смешариков на переходе.

«На тротуаре» дети в роли «ребёнок» участвовали в игре-рисовании : в зависимости от сигнала светофора для пешеходов дорисовывали на проезжей части или автомобили, или людей. Разговор о правилах перехода со старшими подтолкнул детей к спонтанному творчеству, пешеходы самостоятельно сформулировали «новые правила»: «То, что людям можно, машинам - нельзя», «То, что машинам можно, людям- нельзя.» Эти установки сразу же были приняты в игру и с успехом использовались первоклассниками.

Стоит отметить, что задания на других станциях, «изобретенные в процессе подготовки», абсолютно оригинальны, доступны пониманию первоклассников, отличались легкостью выполнения, а, значит, приносили искреннюю радость успеха.

«На остановке» - изображали водителей и пассажиров трамвая\автобуса\ микроавтобуса\легкового автомобиля\тролейбуса, которым нужно выйти и перейти дорогу на другую сторону.

«Во дворе» дети- «взрослые» подбирали соответствующие части необычных примеров:

Велосипед + специальные дорожки = можно и т.п.

«На проезжей части» на специальном бланке с изображением дорожной ситуации : 1 . «Движется автомобиль», 2. «Движется пешеход»- раскрасить нужный сигнал трехцветного светофора.

Методика подготовки мероприятия проста. Под руководством педагога-организатора старшие школьники (члены совета школьного самоуправления) разрабатывают и формулируют задания, подбирают и изготавливают игровые атрибуты, грамоты, проводят мероприятие, награждают, младшие - играют.

Авторская разработка

Сценарий проведения ролевой познавательной игры-путешествия

по станциям по правилам дорожного движения

«Помоги первокласснику безопасно прийти в школу».

Инструментарий, методическое обеспечение (отдельными приложениями).

Название станции

Тема

Форма проведения или участия

Оборудование

Во дворе

Взрослый

Вопрос-обсуждение – ответ- анализ

Бланки с частями «примеров»

На остановке

Пассажир

Игра-имитация; анализ

Стул, 2 лавки

На проезжей части

Инспектор

раскрасить на бланке нужный сигнал трехцветного светофора; анализ

Бланки с картинкой

1 . «Движется автомобиль», 2. «Движется пешеход», цветные маркеры

На пешеходном переходе

Пешеход

Просмотр мультфильма,анализ

Мультфильм

На тротуаре

Ребёнок

Обратить внимание, какой свет светофора горит и правильно дорисовать или автомобиль, или людей; анализ

Бланки с картинкой

1 . «Красный сигнал светофора»,

2. «Зелёный сигнал светофора», цветные маркеры

Ведущие - старшеклассники в ролях:

Ребенок 1 и 2, Взрослый 1 и 2, Пассажир 1 и 2, Пешеход 1 и 2, Инспектор1 и 2.

Каждый класс-участник предварительно распределён на группы по 5-6 человек (жеребьевкой по бейджикам): «Ребёнок», «Взрослый», «Пассажир», «Инспектор», «Пешеход».

Каждая группа играет на определенной станции.

Каждая станция обозначена указателем с названием.

На станции «Во дворе» играют «взрослые».

Взрослый 1: Здравствуйте, дети. Представим, что закончились уроки в школе, и вы вышли во двор отдохнуть. Здесь есть автомобильные дороги? А надо ли соблюдать ПДД во дворах? Правильно.

Взрослый 2: Где мы должны ездить на велосипедах, роликах, скейтборде?

Для скейтбордов есть площадки, для велосипедов специальные дорожки,

для роликов школьные дворы и площадки.

Взрослый 1: Чтобы знать ПДД, слушайте взрослых внимательно.

Взрослый 2: Подберите соответствующие части необычных примеров:

Игра «Необычные примеры»

Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.

Поиск верных и безопасных вариантов поведения.

Велосипед + специальные дорожки = можно

Скейтборд + автодорога = нельзя

Ролики + школьный двор = можно

Велосипед + школьный двор = можно

Велосипед + Автодорога = нельзя

На станции «На остановке» играют «пассажиры».

Водитель 1: Мы встретились на остановке пассажирского транспорта. Какой пассажирский транспорт есть в нашем городе? Правильно, автобусы и трамваи. А как нужно их обходить, переходя через дорогу?

Водитель 2: Правильно, это зависит от того, какой транспорт мы обходим. Если автобус, микроавтобус («газелька»), автомобиль, то сзади, чтобы видеть приближающийся транспорт.

Водитель 1: А если трамвай, то обходим спереди.

Теперь играем в пассажиров. Представьте что вы ехали на трамвае\автобусе\ микроавтобусе\легковом автомобиле, остановились на остановке. Вам надо выйти и перейти дорогу на другую сторону как вы это сделаете?

Игра-имитация.

Водитель садится» за руль». Стулья расставлены

как в трамвае\автобусе\ микроавтобусе\легковом автомобиле.

Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.

Поиск верных и безопасных вариантов поведения.

На станции «На проезжей части» играют «инспекторы».

Инспектор 1: Разрешите представиться, инспектор ДПС – Галлямов Данил. Мы находимся на проезжей части.

Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.

Инспектор 2:

На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.

Инспектор 1:

Зачем нужен трехцветный светофор?

Правильно, он только для транспорта и указывает автомашинам, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

Инспектор 2: Посмотрите на свои раскраски. Обратите внимание на дорожную ситуацию: кто на проезжей части- автомобиль или люди? И раскрасьте нужный сигнал светофора.

Игра-раскрашивание. Приложение 3.

Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.

Поиск верных и безопасных вариантов поведения.

На станции «На пешеходном переходе» играют «пешеходы».

Пешеход 1: Скажите, ребята, как называются места на проезжей части, на дороге, где должны переходить пешеходы?

Правильно, пешеходный переход. Их 3 вида:

1 подземный переход, 2 наземный переход, 3 надземный переход

Пешеход 2: Что за белые полоски

На соседнем перекрестке?

Это «ЗЕБРА» - Переход

Через улицу ведет.

Пешеход 1: Перейти дорогу можно там,

Где знак стоит дорожный.

Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Пешеход 2: Надо очень осторожно
Подошли к дороге – Раз!

Смотрим влево, смотрим вправо

И еще налево – Два!

Нет машин? Шагай вперед- начинаем переход!

Пешеход 1: А теперь проверьте, правильно ли переходят улицу смешарики.

Мультфильм.

Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.

Поиск верных и безопасных вариантов поведения.

На станции «На тротуаре» играют дети в роли «ребёнок».

Ребенок 1: Представим, что мы стоим на тротуаре. Что это? Правильно, это место для движения только пешеходов. Но на тротуаре, у пешеходного перехода иногда стоит двухцветный светофор. Зачем он нужен?

Помогать только пешеходам правильно переходить дорогу.

Ребенок 2: Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт!

Ребенок 1: А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти –
Перекресток открыт.

Ребенок 2: Посмотрите на свои раскраски. Обратите внимание, какой свет светофора горит, и дорисуйте картинку правильно. Или автомобиль, или людей.

Игра-рисование.

Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.

Поиск верных и безопасных вариантов поведения.

На светофоре раскрашены сигналы: зеленый и красный

На рис 1. нужно на «зебре» дорисовать пешехода, на проезжей части- автомобиль.

На рис 2. нужно на тротуаре дорисовать пешеходов, на проезжей части- автомобиль.

Заключение.

Ведущие выходят с грамотами каждому классу.

Ребенок 1: Молодцы, первоклассники!

Пешеход 1: Показали отличные знания!

Инспектор 1: Не оставили без внимания

Взрослый 1: Наши правила, самые важные!

Пассажир 1: Путь домой станет не страшен вам,

Ребенок 2: Если точно и без сомнения

Пешеход 2: Соблюдаете правила движения!

Вручение грамот

Взрослый 2: На этом наш праздник завершен.

Пассажир 2: Но продолжается ваше путешествие к школьной стране!

Инспектор2: И пусть оно станет радостным и безопасным с Правилами дорожного движения!

Фиксированные результаты

У младших школьников в начале мероприятия фиксировался низкий уровень сформированности навыков сотрудничества: дети не действовали самостоятельно, не помогали партнеру, и не принимали помощи, не советовались, не обращали внимания на действия партнера, не соблюдали последовательность совместных действий, так как в совместных действиях не участвовали, сторонились общения и не вступали в диалог со сверстниками и старшеклассниками, не предлагали свои способы выполнения заданий. На 3тьей по порядку (из 5 станций) у половины детей характер сотрудничества изменился в положительную сторону, к концу меропритятия – у 2\3группы.

У старших школьников фиксировался высокий уровень сформированности навыков сотрудничества: подростки в процессе выполнения совместного задания предлагали свою помощь и активно помогали сверстнику, действовали совместно с партнером, советовались, учитывали мнение партнера и прислушивались к нему, соблюдали последовательность совместных действий, активно участвовали в диалоге, в частности высказывали свои идеи и предложения, слушали партнера, задавали интересующие вопросы, сами отвечали на вопросы сверстников, участвовали в планировании совместных действий, а именно предлагали свой план действий, спрашивали мнение партнера, считались с его мнением, внимательно слушали предложения сверстника, предлагали различные способы выполнения заданий для достижения поставленной цели.

Выводы и практические рекомендации

Таким образом, за 6 часов старшеклассниками была подготовлена и проведена ролевая познавательная игра, стиль которой близок им самим. О том, какую важную роль играет это в мотивации школьников к деятельности, знает каждый, кто когда-нибудь вместе с детьми организовывал мероприятия.

Ролевое проектирование, кейс-ситуация и другие виды кейс- технологии способствуют формированию у школьников умений договариваться, решать общую цель, выходить из конфликтных ситуаций, учитывать мнению сверстниками и т.д., что является составляющими навыка сотрудничества.

В работе с младшими школьниками были разработаны средства (кейсы) и включены в организованную деятельность, как составляющая кейс-технологии. Рекомендуем использовать наиболее удобные и простые виды кейсов (средств):

Наш проект позволил органично «вписать» в воспитательное пространство школы деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения.

 Действительно, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Таким образом, поставленные перед нами задачи полностью решены, цель исследования достигнута.

Список использованной литературы

проектирование»//Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2014. – № 1(15). – С.9-11.

– 2015. – № 1 (73). – С. 31-37.

– №4. – С. 2–8.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области