Шумакова Надежда Николаевна –
педагог-организатор (высшей кв.кат.)
МБОУ «СОШ № 6» г. Набережные Челны
Методическая разработка по использованию кейс-технологии
в подготовке и проведении познавательного мероприятия
старшими школьниками для младших школьников.
В настоящее время одной из актуальных проблем повышения качества школьного образования является становление ребенка активным субъектом образовательного процесса, взаимодействующим в партнерской позиции со взрослыми и детьми. Это подчеркивается в ряде исследований (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.), в которых отмечается необходимость и важность для полноценного познавательного и социального развития ребенка приобретения контактов со сверстниками. Так как именно процесс взаимодействия с равными партнерами позволяет ребенку приобрести такие качества, как взаимное доверие, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Школьник, который имеет разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, способен к более точному оцениванию себя и других, успешнее социализируется в новых условиях.
Проблемаисследования:поиск средств формирования навыков сотрудничества школьников с использованием кейс-технологии.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования навыков сотрудничества старших дошкольников с использованием кейс-технологии.
Предметисследования:средства формирования навыков сотрудничества старших дошкольников с использованием кейс-технологии.
Гипотеза исследования:формирование навыков сотрудничества школьников со сверстниками и школьниками другого возраста будет эффективно если:
Цель работы: внедрение кейс-технологии для организации социально-значимой деятельности детей и молодежи.
Задачи работы:
- применить метод игрового проектирования для старших школьников;
- применить метод ситуационно-ролевых игр для младших школьников;
-организация игровых проектов для активизации социально-значимой деятельности;
-воспитание ответственности;
-пропаганда безопасности дорожного движения среди школьников.
Выбор вида экспериментальной работы
Как из изучения ПДД сделать одновременно средство спасения жизни и увлекательное развлечение? И вот совет школьного самоуправления решил провести урок пропаганды основ безопасного поведения на дорогах. Но почему обязательно урок? Всегда эффектный прием - игра. Старые сценарии не отвечают новым требованиям? Решили экспериментировать с приемами! Отошли от надоевших стандартов, напыщенного пафоса и банальных «стишков», сочетая несочетаемое, смешивая старое и новое, разбавляя сложным простое. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит
· Развитие навыков анализа и критического мышления
· Соединение теории и практики
· Представление примеров принимаемых решений
· Демонстрация различных позиций и точек зрения
· Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Описание этапов эксперимента
Этапы исследования:
1 этап – подготовительный (сентябрь 2022 г.): выбор и утверждение темы исследования, составление плана работы, изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, определение методики экспериментальной работы.
2 этап – основной: констатирующий эксперимент, разработка сценария и проведение мероприятия с использованием кейс-технологии (октябрь 2022 г.).
3 этап – заключительный (апрель 2023 г.): оформление результатов исследования в виде методической рекомендации.
Отчет
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Что имели мы? Пять первых классов, совет школьного самоуправления – 30 старшеклассников, определенный набор ПДД, факты статистики ДТП, карту окрестностей школы, некоторое игровые атрибуты, костюмы инспекторов ГИБДД, техническое оборудование.
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
Что сделали мы? Провести игру с полным охватом первоклассников непосредственно на «опасных участках», увы, нельзя? Мы сделали их имитацию. Еще один, весьма нестандартный, прием нашего проекта, - дать возможность малышам «примерить на себя» различные социальные роли участников дорожного движения. Каждый класс предварительно распределился на группы по 5-6 человек (жеребьевкой по бейджикам): «Ребёнок», «Взрослый», «Пассажир», «Инспектор», «Пешеход». Каждая группа играла на определенной станции. Решение, соединившее разъяснтельно- подготовительный этап и организационную функциональность. Выполнив задание в течение 5 минут на одной станции, класс перемещался на следующую.
Таким образом, на станции «На пешеходном переходе» группа детей- «пешеходов» отвечала на вопросы, а после всем классом смотрели фрагмент мультфильма, оценивая поведение смешариков на переходе.
«На тротуаре» дети в роли «ребёнок» участвовали в игре-рисовании : в зависимости от сигнала светофора для пешеходов дорисовывали на проезжей части или автомобили, или людей. Разговор о правилах перехода со старшими подтолкнул детей к спонтанному творчеству, пешеходы самостоятельно сформулировали «новые правила»: «То, что людям можно, машинам - нельзя», «То, что машинам можно, людям- нельзя.» Эти установки сразу же были приняты в игру и с успехом использовались первоклассниками.
Стоит отметить, что задания на других станциях, «изобретенные в процессе подготовки», абсолютно оригинальны, доступны пониманию первоклассников, отличались легкостью выполнения, а, значит, приносили искреннюю радость успеха.
«На остановке» - изображали водителей и пассажиров трамвая\автобуса\ микроавтобуса\легкового автомобиля\тролейбуса, которым нужно выйти и перейти дорогу на другую сторону.
«Во дворе» дети- «взрослые» подбирали соответствующие части необычных примеров:
Велосипед + специальные дорожки = можно и т.п.
«На проезжей части» на специальном бланке с изображением дорожной ситуации : 1 . «Движется автомобиль», 2. «Движется пешеход»- раскрасить нужный сигнал трехцветного светофора.
Методика подготовки мероприятия проста. Под руководством педагога-организатора старшие школьники (члены совета школьного самоуправления) разрабатывают и формулируют задания, подбирают и изготавливают игровые атрибуты, грамоты, проводят мероприятие, награждают, младшие - играют.
Авторская разработка
Сценарий проведения ролевой познавательной игры-путешествия
по станциям по правилам дорожного движения
«Помоги первокласснику безопасно прийти в школу».
Инструментарий, методическое обеспечение (отдельными приложениями).
Название станции | Тема | Форма проведения или участия | Оборудование |
Во дворе | Взрослый | Вопрос-обсуждение – ответ- анализ | Бланки с частями «примеров» |
На остановке | Пассажир | Игра-имитация; анализ | Стул, 2 лавки |
На проезжей части | Инспектор | раскрасить на бланке нужный сигнал трехцветного светофора; анализ | Бланки с картинкой 1 . «Движется автомобиль», 2. «Движется пешеход», цветные маркеры |
На пешеходном переходе | Пешеход | Просмотр мультфильма,анализ | Мультфильм |
На тротуаре | Ребёнок | Обратить внимание, какой свет светофора горит и правильно дорисовать или автомобиль, или людей; анализ | Бланки с картинкой 1 . «Красный сигнал светофора», 2. «Зелёный сигнал светофора», цветные маркеры |
Ведущие - старшеклассники в ролях:
Ребенок 1 и 2, Взрослый 1 и 2, Пассажир 1 и 2, Пешеход 1 и 2, Инспектор1 и 2.
Каждый класс-участник предварительно распределён на группы по 5-6 человек (жеребьевкой по бейджикам): «Ребёнок», «Взрослый», «Пассажир», «Инспектор», «Пешеход».
Каждая группа играет на определенной станции.
Каждая станция обозначена указателем с названием.
На станции «Во дворе» играют «взрослые».
Взрослый 1: Здравствуйте, дети. Представим, что закончились уроки в школе, и вы вышли во двор отдохнуть. Здесь есть автомобильные дороги? А надо ли соблюдать ПДД во дворах? Правильно.
Взрослый 2: Где мы должны ездить на велосипедах, роликах, скейтборде?
Для скейтбордов есть площадки, для велосипедов специальные дорожки,
для роликов школьные дворы и площадки.
Взрослый 1: Чтобы знать ПДД, слушайте взрослых внимательно.
Взрослый 2: Подберите соответствующие части необычных примеров:
Игра «Необычные примеры»
Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.
Поиск верных и безопасных вариантов поведения.
Велосипед + специальные дорожки = можно
Скейтборд + автодорога = нельзя
Ролики + школьный двор = можно
Велосипед + школьный двор = можно
Велосипед + Автодорога = нельзя
На станции «На остановке» играют «пассажиры».
Водитель 1: Мы встретились на остановке пассажирского транспорта. Какой пассажирский транспорт есть в нашем городе? Правильно, автобусы и трамваи. А как нужно их обходить, переходя через дорогу?
Водитель 2: Правильно, это зависит от того, какой транспорт мы обходим. Если автобус, микроавтобус («газелька»), автомобиль, то сзади, чтобы видеть приближающийся транспорт.
Водитель 1: А если трамвай, то обходим спереди.
Теперь играем в пассажиров. Представьте что вы ехали на трамвае\автобусе\ микроавтобусе\легковом автомобиле, остановились на остановке. Вам надо выйти и перейти дорогу на другую сторону как вы это сделаете?
Игра-имитация.
Водитель садится» за руль». Стулья расставлены
как в трамвае\автобусе\ микроавтобусе\легковом автомобиле.
Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.
Поиск верных и безопасных вариантов поведения.
На станции «На проезжей части» играют «инспекторы».
Инспектор 1: Разрешите представиться, инспектор ДПС – Галлямов Данил. Мы находимся на проезжей части.
Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Инспектор 2:
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Инспектор 1:
Зачем нужен трехцветный светофор?
Правильно, он только для транспорта и указывает автомашинам, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
Инспектор 2: Посмотрите на свои раскраски. Обратите внимание на дорожную ситуацию: кто на проезжей части- автомобиль или люди? И раскрасьте нужный сигнал светофора.
Игра-раскрашивание. Приложение 3.
Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.
Поиск верных и безопасных вариантов поведения.
На станции «На пешеходном переходе» играют «пешеходы».
Пешеход 1: Скажите, ребята, как называются места на проезжей части, на дороге, где должны переходить пешеходы?
Правильно, пешеходный переход. Их 3 вида:
1 подземный переход, 2 наземный переход, 3 надземный переход
Пешеход 2: Что за белые полоски
На соседнем перекрестке?
Это «ЗЕБРА» - Переход
Через улицу ведет.
Пешеход 1: Перейти дорогу можно там,
Где знак стоит дорожный.
Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Пешеход 2: Надо очень осторожно
Подошли к дороге – Раз!
Смотрим влево, смотрим вправо
И еще налево – Два!
Нет машин? Шагай вперед- начинаем переход!
Пешеход 1: А теперь проверьте, правильно ли переходят улицу смешарики.
Мультфильм.
Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.
Поиск верных и безопасных вариантов поведения.
На станции «На тротуаре» играют дети в роли «ребёнок».
Ребенок 1: Представим, что мы стоим на тротуаре. Что это? Правильно, это место для движения только пешеходов. Но на тротуаре, у пешеходного перехода иногда стоит двухцветный светофор. Зачем он нужен?
Помогать только пешеходам правильно переходить дорогу.
Ребенок 2: Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт!
Ребенок 1: А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти –
Перекресток открыт.
Ребенок 2: Посмотрите на свои раскраски. Обратите внимание, какой свет светофора горит, и дорисуйте картинку правильно. Или автомобиль, или людей.
Игра-рисование.
Ведущий задает побуждающие вопросы, направленные на поиск вариантов.
Поиск верных и безопасных вариантов поведения.
На светофоре раскрашены сигналы: зеленый и красный
На рис 1. нужно на «зебре» дорисовать пешехода, на проезжей части- автомобиль. | На рис 2. нужно на тротуаре дорисовать пешеходов, на проезжей части- автомобиль. |
Заключение.
Ведущие выходят с грамотами каждому классу.
Ребенок 1: Молодцы, первоклассники!
Пешеход 1: Показали отличные знания!
Инспектор 1: Не оставили без внимания
Взрослый 1: Наши правила, самые важные!
Пассажир 1: Путь домой станет не страшен вам,
Ребенок 2: Если точно и без сомнения
Пешеход 2: Соблюдаете правила движения!
Вручение грамот
Взрослый 2: На этом наш праздник завершен.
Пассажир 2: Но продолжается ваше путешествие к школьной стране!
Инспектор2: И пусть оно станет радостным и безопасным с Правилами дорожного движения!
Фиксированные результаты
У младших школьников в начале мероприятия фиксировался низкий уровень сформированности навыков сотрудничества: дети не действовали самостоятельно, не помогали партнеру, и не принимали помощи, не советовались, не обращали внимания на действия партнера, не соблюдали последовательность совместных действий, так как в совместных действиях не участвовали, сторонились общения и не вступали в диалог со сверстниками и старшеклассниками, не предлагали свои способы выполнения заданий. На 3тьей по порядку (из 5 станций) у половины детей характер сотрудничества изменился в положительную сторону, к концу меропритятия – у 2\3группы.
У старших школьников фиксировался высокий уровень сформированности навыков сотрудничества: подростки в процессе выполнения совместного задания предлагали свою помощь и активно помогали сверстнику, действовали совместно с партнером, советовались, учитывали мнение партнера и прислушивались к нему, соблюдали последовательность совместных действий, активно участвовали в диалоге, в частности высказывали свои идеи и предложения, слушали партнера, задавали интересующие вопросы, сами отвечали на вопросы сверстников, участвовали в планировании совместных действий, а именно предлагали свой план действий, спрашивали мнение партнера, считались с его мнением, внимательно слушали предложения сверстника, предлагали различные способы выполнения заданий для достижения поставленной цели.
Выводы и практические рекомендации
Таким образом, за 6 часов старшеклассниками была подготовлена и проведена ролевая познавательная игра, стиль которой близок им самим. О том, какую важную роль играет это в мотивации школьников к деятельности, знает каждый, кто когда-нибудь вместе с детьми организовывал мероприятия.
Ролевое проектирование, кейс-ситуация и другие виды кейс- технологии способствуют формированию у школьников умений договариваться, решать общую цель, выходить из конфликтных ситуаций, учитывать мнению сверстниками и т.д., что является составляющими навыка сотрудничества.
В работе с младшими школьниками были разработаны средства (кейсы) и включены в организованную деятельность, как составляющая кейс-технологии. Рекомендуем использовать наиболее удобные и простые виды кейсов (средств):
Наш проект позволил органично «вписать» в воспитательное пространство школы деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения.
Действительно, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Таким образом, поставленные перед нами задачи полностью решены, цель исследования достигнута.
Список использованной литературы
проектирование»//Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2014. – № 1(15). – С.9-11.
– 2015. – № 1 (73). – С. 31-37.
– №4. – С. 2–8.