Произведения М.Н. Жиркова
репертуаре учащихся вокального класса ДМШ, ДШИ
Лукина Маргарита Николаевна,
преподаватель класса Академического пения
МБУ ДО «Вилюйская детская школа искусств им. М.Н. Жиркова»
Республики Саха (Якутия)
В музыкальном воспитании очень важно обращение к родной, национальной песенной культуре это формирует любовь сначала к своей малой, а затем и к нашей общей, большой Родине. Известный венгерский композитор, музыкант и теоретик, педагог Золан Кодай, отметил, что «образцы народной музыки должны стать национальным достоянием, родным языком, потому что содержат в себе эстетические и этические ценности, облеченные в простые и ясные формы». Народная песня приобщает детей к интонациям музыкальной речи, ибо элементарная, состоящая из нескольких звуков народная мелодия несет в себе больше красоты и эмоциональной силы, чем иное сложное вокальное произведение. Знакомясь с песенной культурой своего села, региона, сохраняя и развивая их, народ вносит в мировую культуру свою лепту в педагогической практике.
Вся история развития якутского национального музыкального искусства связана с именем Марка Николаевича Жиркова (1892-1951), Марк Жирков стал первым композитором, который при содействии советских, московских коллег осуществил профессиональные обработки якутских песен с полноценным фортепианным сопровождением. В отличие от своих предшественников – первых якутских музыкантов-энтузиастов, самодеятельных авторов А. Скрябина и Ф. Корнилова в обращении к якутской народной песне Марк Жирков проявил себя не только как патриот якутской национальной культуры, но и как новатор и композитор, чья музыка воплотила лучшие черты народного творчества (2, 4). Под воздействием отца Марк с малых лет был хорошо знаком с якутским фольклором. Его отец Николай Семенович, всю жил рядом с якутами, всегда интересовался их устным творчеством, был исполнителем тойука, олонхо и запевалой осуохая. Именно он привил Марку раннюю любовь к песенному фольклору народа Саха. М.Н. Жирков одной из главных задач как музыканта он считал собрание и изучение, популяризацию якутского музыкального фольклора, создание на его основе первых образцов якутской национальной музыкальной литературы. М.Н. Жирков искал пути претворения национального материала в современном творчестве, сочетая якутские народно-песенные интонации русских народных песен, песен советских композиторов. Особенная музыкальная ценность этой обработки в том, что она проникнута народным духом. Современные дети, именно в этот период детства, в условиях разнообразного музыкального потока музыки не имеют достаточного опыта восприятия произведений, имеющих подлинно художественную ценность (пример – народная песня). Народная песня - прекрасный способ эстетического воспитания детей. Поэтому актуальность данной темы неоспорима.
Методика включения якутских народных песен в процесс учебных занятий академического пения сложна по многим параметрам и требует особо пристального внимания педагогов. Для народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса. У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у певцов академических, и в значительно большей степени используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжения «скаты», «кылыһах” (народные форшлаги), растягивание слова на добавочные гласные, повторность слогов. А академическая манера пения предполагает классическую постановку голоса и приемы звукоизвлечения, характерные для классической музыки: высокий купол, высокая вокальная позиция, чистое звучание без лишних звуков, без форсирования.
Особое значение в развитии певческого голоса детей имеет правильно отобранный учебный репертуар, который необходим для обеспечения процесса обучения пению. Помимо развития специальных певческих навыков, он должен соответствовать различным качественным критериям: быть художественно значимым, доступным и интересным детям, стимулировать развитие эмоционального восприятия и творческого мышления. Песни в обработке М.Н. Жиркова доступны детям, кто занимается академическим пением и в сольном, так и ансамблевом исполнении: во - первых, чаще встречаются мелодии для которых характерен небольшой диапазон, интервал малая терция, не больше сексты.. И очень часто вокальная фраза повторяется без изменений, меняется только текст, поэтому усвоив эту фразу мы можем развивать на основе текста драматургии этого произведения.
В педагогический репертуар вокального класса ДМШ, ДШИ можно включить следующие произведения в обработке М.Н. Жиркова и Г.Г. Лобачева (Песни взяты из сборника Жирков, Марк Николаевич. Собрание сочинений: 100 якутских песен : в 2-х частях, Ч. 1):
Рекомендации по разучивании произведений:
- Составить план речевой фразы. Конечно же в речевой интонации нельзя показать все интонации, динамику, выделить и акцентировать некоторые слоги при помощи задержки гласных. Вместе с учащимся прочитывается весь поэтический текст вокального произведения и проводится разбор содержания, характеризуется настроение, выявляются идея и смысл, заложенные поэтом в тексте, поясняются непонятные слова и выражения. Учащийся своими словами пересказывает содержание, после чего произведение становится для него более понятным и близким по ощущениям. Хорошо усвоенное произношение текста в пении – это и есть часть вокальной культуры и эстетики, и вокального воспитания в целом.
- Следующий момент - пение со словами. А в музыкальном исполнении вокалист может передать с помощью тембровой окраски голоса эмоциональность характера атаки каждого слога и правильное произношение согласных. Необходимо разобрать текст по музыкальным фразам, правильным интонационным ударениям в каждой фразе. Для того, чтобы артикуляция при пении стала внятной и понятной, надо сделать каждый звук Есть главные фразы в произведении, а есть второстепенные. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы- Но нельзя забывать, что все действия вокалиста должны быть выполнены с определенным ощущением меры, обладать огромной музыкальностью и чувством стиля.
В заключении, хочу отметить, песни в обработке М.Н. Жиркова доступны для исполнения детьми, во – первых, несут в себе характерные особенности музыкальной культуры якутского народа, во - вторых, построены на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, в – третьих, через песни своего народа подрастающему поколению передаются нравственные, эстетические и религиозные понятия, ценности и традиции, , Выступая с концертными номерами в различных мероприятиях и конкурсах, учащиеся пропагандируют лучшие образцы народно-певческой культуры, испытывая при этом чувство уважения и гордости к искусству своего народа.
Рекомендуемая литература
Т. 1: 100 якутских песен : в 2-х частях, Ч. 1. Песни для голоса с фортепиано в обработке М.Н. Жиркова, Г.Г. Лобачева. Песенные фрагменты из опер М. Н. Жиркова, Г. И. Литинского / [сост.: Т. В. Павлова-Борисова, к.иск., отв. ред., В. Н. Павлова, Т. Н. Семенова : муз. ред. К. А. Герасимов : отв. за вып. В. Ф. Тихонова]. – 2017. – 270 с.
3. Антология камерно-вокальных произведений якутских композиторов : репертуарный сборник / М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия), Администрация муницип. р-на «Вилюй. улус (р-н)», Высш. Шк. Музыки Респ. Саха (Якутия) (ин-т) им. В. А. Босикова, Респ. Саха (Якутия) Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия), Союз композиторов Респ. Саха (Якутия) ; [сост.: Т. В. Павлова-Борисова, отв. ред. Т. В. Павлова – Борисова, муз. ред. А. А. Борисова]. – Якутск : Алаас, 2018. – 360 с.
Ссылки:
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/09/30/metodicheskaya-razrabotka-po-teme
https://infourok.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-sovremennaya-narodnaya-pesn