Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект логопедического занятия по теме «Слова с противоположным значением антонимы».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект логопедического занятия по теме:

«Слова с противоположным значением (антонимы)».

Класс: 7 класс, обучающиеся с ОВЗ

Цель:

Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса.

Задачи:

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Педагогические технологии:

Активные методы обучения:

Оборудование: компьютер, проектор, картинки, карточки со словами-антонимами, таблицы, карточки с предложениями, тетради, ручки.

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов:

- аудиофайлы с загадками

- видео с физкультминуткой

- задания из Библиотеки Цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России: «Слово в тексте: синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова (ознакомление)» Автор: Макаренко Т., «Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи)» Автор: Смолярова К.

Ход занятия

– А как называются эти слова?

– Правильно! Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.

– Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия: "Антонимы".

II. Основная часть

1.Рассмотрите парные картинки, ответьте на вопросы. Как называются слова, обозначающие противоположные качества, действия, признаки действия?

- Какой дом? (многоэтажный, одноэтажный)

- Какой кот? (грустный, веселый)

- Какая погода? (солнечно, пасмурно)

- Что делает девочка? (смеется, плачет)

2. Игра «Найди пару», работа с карточками.

Подбери к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением, соедините линиями нужные слова. Старый, ночь, жарко, трус, день, новый, веселье, пасмурный, сухо, плакать, герой, грусть, смеяться, сыро, ясный, холодно.

3. Подбор антонимов с отгадыванием загадок.

Включаются аудиофайлы с загадками.

- Давайте мы с вами посоревнуемся, кто самый первый отгадает загадку:

Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хотьлюблю мороз сама,
Потому что я _______________. (зима).

Я антоним к слову «холод».

В речке все – и стар и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я ________________. (жара).

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ______________. (прохлада)

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудится лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж ________. (ночь)

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это _____________. (плач)

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я _________. (конец)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь __________. (тишина)

Запишите слова – антонимы в тетрадь. Какой частью речи они являются?

Лето - зима, смех –плач, зной – прохлада, холод – жара, день – ночь, начало – конец, шум – тишина.

Крупный - ______________

вперед – ________________

Левый – _________________

быстро – ________________

Звонкий – __________________

много – _________________

Здоровый – ________________

молодой – _______________

Твердый – ________________

спускаться –_____________

Жар – ______________________

плюс – _________________

5. Составь словосочетания с парами антонимов

полная чашка – _________________закрыла книгу – _____________

высокая кастрюля – _______________самолет взлетает – ____________

длинное платье – __________________девочка идет – ________________

широкая юбка – ___________________

Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

На экране воспроизводится видео с физминуткой.

Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь - пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

У каждого ученика – карточка с набранными на ней предложениями под номерами. Ученики должны самостоятельно прочитать предложения, если смысл передан верно, возле номера предложения ставится знак «+», если неверно, то «–».

Материал для карточек:

Слон большой, а комар маленький. (+)

Дерево низкое, а куст высокий. (-)

Работать легко, а отдыхать тяжело. (-)

Днем светло, а ночью темно. (+)

Дедушка молодой, а внук старый. (-)

Самолет летит быстро, а воробей медленно. (-)

Река узкая, а ручей широкий. (-)

Зима холодная, а лето теплое. (+)

Мышка пищит тихо, а петух поет громко. (+)

Камень лёгкий, а пух тяжёлый. (-)

Отец пожилой, а сын молодой.(+)

Буратино грустный, а Пьеро весёлый. (-)

Редька сладкая, а груша горькая. (-)

Тополь высокий, а шиповник низкий. (+)

Зима тёплая, а лето холодное.(-)

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно. (-)

Ученики читают и исправляют предложения со знаком «–», записывают исправленные предложения в тетрадях, подчеркивают антонимы.

8. Изменить слова в тексте, чтобы получился рассказ о весне и записать в тетрадь.

Пасмурный осенний день.

Сегодня холодный день. Стоит пасмурная погода. Дует сильный ветер. Небо темное, низкое. Под ногами сыро. Грустная пора.

Учащиеся записывают рассказ «Ясный весенний день» в тетрадях.

Ясный весенний день

Сегодня теплый день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо светлое, высокое. Под ногами сухо. Веселая пора.

III. Итог занятия. Рефлексия

Скажите, что же это за слова – антонимы? (Антонимы – это слова с противоположными значениями).

– Приведите примеры пар антонимов.

(Дети приводят примеры)

– А какое задание вам больше всего понравилось?

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области