Цель: расширить представления детей о жизни лесного жителя- ежа.
Задачи:
образовательные: учить детей работать с природным материалом и пластилином;
развивающие: способствовать развитию творчества детей, самостоятельности и организованности, развивать умение видеть и создавать образы;
воспитательные: воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): шишки (по количеству детей), пластилин (по количеству детей), оформленная подставка для поделок, корзинка, игрушка ежик, картинки с изображением грустного и веселого ежика (по количеству детей)
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие- музыкальная деятельность, физическое развитие.
Предварительная работа: - беседа о ежах (кто такой ёж, чем питается, где проживает, как спит, когда);
-заучивание стихотворений, чтение сказок про ежей («Заяц и ёж», «Ежинка» Осеева, «Палочка- выручалочка», «Ёж- портняжка» Ивановой.
-заготовка природного материала.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл интересный гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадки:
- Ползун ползёт, иголочки везёт.
Иголочки лежали, да под стол убежали.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а ниток ни одной.
Воспитатель: Правильно, ёжик. Но наш гость увидел много ребят и спрятался. Давайте его поищем.
Игра «Найди ёжика» (под музыку)
Раз, два, три, четыре, пять- идем ёжика искать.
(Находим игрушку- ежа, он здоровается со всем.)
Воспитатель: Кто это?
-А где живет еж?
-Это дикое или домашнее животное?
-Чем питается еж?
-А что у него на спине?
-А для чего нужны иголки? (при опасности он сворачивается в клубок и никто из хищников его не сможет обидеть)
Воспитатель: Вот и сейчас ежик свернулся в клубок , он наверное нас боится! Ежик не бойся, мы тебя не обидим.(поворачиваю ежика лицом к детям)
Воспитатель: Так это же мама ежиха, а ты почему такая грустная?
(Ежиха "рассказывает" детям, что гуляла по лесу со своими ежатами, они вместе собирали шишки и грибы. Но ежата разбежались в разные стороны, и теперь ей очень грустно одной.)
Воспитатель: Как же мы можем помочь ежихе ? (варианты детей)
Если никто из детей не предложит вариант с шишками , то воспитатель предлагает выручить ежиху.
Воспитатель: А ежиха к нам пришла с корзинкой! Давайте рассмотрим что в ней лежит.(шишки, мох, разные веточки)
Воспитатель: Вот из этих шишек мы и сделаем ежат! Чтобы получились красивые ёжики, разогреем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
На базаре ёжик накупил себе сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немножко - жене,
С пряжками- сыну,
С застежками- дочке,
И всё уложил в аккуратном мешочке.
Воспитатель: А сейчас посмотрите, какие красивые шишечки лежат перед нами, рассмотрите их.
-Это наш ёжик, где же у ёжика будет носик? Покажите. Скатаем из коричневого пластилина носик и прилепим. Также сделаем чёрные круглые глазки. Чего ещё не хватает? Правильно, ушек.
Скатаем из коричневого пластилина 2 кругленьких уха, прилепим. А что ещё есть у ежа? Конечно, лапы. А сколько их? Правильно-4. Сейчас катаем 4 колбаски, и у нас не получился замечательный ёжик. А, что мы ещё можем сделать для ёжика? Подумайте и сделайте (можно сделать красное яблоко или белый грибок)
Готовые поделки каждый ребенок приносит «ежихе», и она их хвалит.
Физкультминутка «Ежик»
Звучит песня «Маленький ежик- четверо ножек» , (муз. Н.Масленниковой, сл. В.Москвина), дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
Воспитатель: Среди палых листьев тихо
Пробирается ежиха.
А за ней гуськом спешат
Восемь маленьких ежат
Говорит она ежатам
Незадачливым ребятам:
«Тише, дети, не шуршите
И лису не разбудите.
Нас лиса не любит злючка,
за коварные колючки
И готова всякий раз
Поохотиться на нас» Е. Корюкин
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?
-А что мы для нее сделали?
Воспитатель: Ежиха приготовил вам сюрприз: если вам сегодня понравилось помогать ей, то возьмите себе картинку с веселым ежиком, а если было тревожно или неуютно, то возьмите картинку с грустным ежиком.