Патриотическое воспитание дошкольников логопедических групп
Бардакова Т.В., воспитатель МБ ДОУ
«Детский сад № 33», г. Орёл
Патриотическое воспитание детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма является, на наш взгляд, составным по содержанию и включает в себя несколько направлений работы. Это и воспитание любви к родному краю, и гордость за свой народ, и принятие себя как неотъемлемой части окружающего мира, социума, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
На воспитателей ДОУ ложиться большая ответственность в процессе формирования патриотических чувств у дошкольников, поскольку этот этап является первой ступенью к формированию осознанной позиции россиянина- человека, уважающего личность каждого, уважающего права человека и несущего обязанности гражданина своей Родины. Стать патриотом своей родины, это значит начать с любви и уважения своей семьи, своих традиций, края, где родился и рос [2].
Если мы посмотрим на перечень мероприятий, которые проводятся в дошкольных учреждениях в течение года, то увидим, что все они связаны с формированием патриотических чувств у дошкольников: будь это «Проводы русской зимы», «Встреча нового года» или эстафета «Папа, мама, Я- спортивная семья».
Процесс формирования патриотизма сложный еще и потому, что включает в себя не только интеграцию тематическую, но и по видам детской деятельности. Это не только проведение утренников, но и эстафет (как отмечалось выше), и игр, и выполнение поручений в рамках трудовой деятельности.
Поэтому перед воспитателями ставятся следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах;
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям [1].
Нравственно-патриотическое воспитание неразрывно связано с образовательным процессом. Так, например, ребенок в 3 года должен знать название своей улицы, свою фамилию, название города или иного места, где живет. Старшие дошкольники должны знать не только историю родного края, но и столицу родины, наиболее значимые достопримечательности, гимн, флаг, герб [2]. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, а также в настоящее время имеется возможность виртуальных путешествий по городам и историческим местам. Именно через наглядно-образное мышление, через визуализацию образов, которые воспитатель описал словами, мы переходим к более осознанному пониманию того, о чем мы говорили во время бесед, игр и иных мероприятий.
Необходимо отметить, что в работе по формированию патриотизма важна взаимосвязь ДОУ и семьи [3]. Так как навыки, полученные в семье, мы укрепляем во время занятий в саду и наоборот. Привитие, например, бережного отношения к вещам, игрушкам, поддерживаемое в ДОУ, необходимо продолжать и в домашних условиях. Если мы говорим об уважении к труду, следовательно, дошкольник должен знать, кем и где работают родители, дедушки и бабушки, в чем заключается суть их работы [1].
Мы понимаем, что каждому из нас дороги и любимы родные люди, игрушки, с которыми дети играют и спят, одежда. Позднее при планомерной работе подобная любовь и привязанность возникает к родному дому, улице, саду, городу, стране. Именно поэтому, мы говорим о том, что любовь к родине воспитывается с пеленок.
Необходимо отметить, что группа, в которой работаю, логопедическая, поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников характеризуется рядом особенностей. В группах компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) основой для плодотворной работы по нравственно-патриотическому воспитанию является работа с каждым ребенком с учетом индивидуальных особенностей и уровня ОНР. Помимо теоретического материала, необходимо использовать логопедические задания [1]. Например такие:
Необходимо постоянно помнить, что мы обязательно учитываем принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Тем более, что на современном этапе дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети разных национальностей.
Большое значение воспитатели уделяют организации развивающей предметно-пространственной среды: подбору наглядного материала, изготовлению атрибутов. Много времени уделяется подбору фольклорного материала, так как этот материал подбирается с учетом возраста воспитанников, календарно-тематического планирования, специфики нарушения речи, этапа коррекционной работы.
В своей работе при подборе данного материала учитываем региональный компонент. Ведь даже играя, изучая особенности фольклора именно нашей местности, нашей малой родины, мы прививаем любовь к ней и находим истоки формирования патриотизма к нашей стране. Мы не исключаем и классические методы, приемы работы с дошкольниками:
Необходимо также помнить, что задача воспитателей не только донести информацию для ребенка, но и сделать ее значимой для него, понятной. Дети должны усвоить общественные нормы и соблюдать их, знать и починать своих родных и близких, иметь стремление к общению с ними, знать основные исторические факты и оперировать ими в диалоге/монологе. Уже к старшему дошкольному возрасту должны быть привиты навыки самообслуживания, уважение и терпимость к другим людям, взглядам, уважение к собственному труду и труду других людей. Несомненно, важным остается вопрос принятие себя как личности, личности, включенной в социум, способной взаимодействовать с окружающим миров, реализовывать себя, свои мысли и желания. Дети должны уметь оценивать свои поступки, принимать адекватно похвалу и принимать замечания.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения [1]. В соответствии со стандартом дошкольного образования, воспитатели обязаны проводить такую работу в системе, относиться к ней ответственно и привлекать родителей, специалистов иных организаций (музейных работников, деятелей искусства, депутатов) к ее проведению. Внедрение регионального компонента в воспитательный процесс нашего дошкольного учреждения дает детям первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает интерес к малой родине, ее культурно-историческим особенностям. Основная его задача в логопедической работе: обогащение активного словаря детей с учетом региональной тематики.
Список литературы: