Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование малых жанров фольклора в режимных моментах ДОУ.

Цель работы разработать алгоритм деятельность дошкольников в течение дня, направленную на развитие самостоятельности при выполнении режимных моментов . Задачи 1. Конкретизировать сущность процесса использования фольклора в режимных моментах. 2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по использованию фольклора в режимных моментах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование малых жанров фольклора в режимных моментах ДОУ.

Воспитатель: Марзак Ирина Зеноновна

МБДОУ детский сад №48

У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – устное народное творчество, его фольклор. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, налаживает добрые и доверительные взаимоотношения.

В основном это малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К видам малых жанров относятся: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, скороговорки .

Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

К педагогу владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты . Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживленные действия и голосовые реакции. Народные произведения, которые адресованы малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим. Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представления о диких животных, птицах. С помощью потешек ребенок легче и лучше запоминает их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память ребенка.

Рассказывая потешки, необходимо использовать на первых порах наглядность, объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуя свою речь, нельзя забывать о том, что подражание движущая сила в развитии ребенка!

А теперь давайте рассмотрим подробнее, как можно использовать устное народное творчество в режимных моментах. Повседневная жизнь ребенка в детском саду – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, адаптация. Где важно использовать малые жанры фольклора.

Одна из основных задач педагога это способствовать благоприятной адаптации вновь прибывших в детский сад детей. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому и маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующую потешку, подставляя в текст нужное имя: "Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!". Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более эмоциональным и общительным.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки можно использовать такую потешку как: " Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке — ладошки, пальчики — Антошке". После того как мы рассказали потешку можно спросить: "Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?". Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова постепенно выучат наизусть.

Потешку также можно использовать во время расчесывания волос. "Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся".

Во время одевания на прогулку прибаутки научат детей ориентироваться в собственном теле. Детям легче будет запомнить где у них левая или правая ножка, ручка. Можно использовать такую считалку как "Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять!". Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

Во время прогулки показывая детям насекомых, птиц или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички. Например такие как: "Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут"; "Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!"; " Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок!"; " Жук, жук, где твой дом? — Мой дом под кустом.". Такого рода потешки познакомят детей с разными природными явлениями, животными, птицами, насекомыми их повадками, местом обитания и образом жизни. и т.д.

Использовать можно малые жанры фольклора и во время приема пищи сопровождая прибаутками: "На моей тарелочке, пушистая белочка. Чтоб была она видна, все съедаю я до дна!" или " Умница, Наденька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую!".

Перед сном спеть колыбельную песню. Например: "Баю-баю-баиньки, прилетели чайки, стали крыльями махать, Наших деток усыплять". В ней выражается забота о детях, а так же она оказывает усыпляющее воздействие, снимает напряжение, готовит ребенка ко сну, убаюкивает.

После сна можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая прибаутку: "Петушок, петушок — Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?".

А эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна: "Рано солнышко встает, На зарядку всех зовет".

Так же можно использовать фольклор для развития движений ребенка. Например потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка в координации пальцев ручек. Одни из самых известных – "Ладушки" и "Сорока-сорока", у которых существует множество вариантов. В этих играх нередко есть "педагогическое" наставление. В "Сороке" щедрая белобока накормила кашей всех деток, роли которых выполняют пальчики, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя. Потешка не только развивает моторику рук, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.

К фольклору относятся и народные подвижные игры, считалки. Без считалок не обходятся ни одна игра, в которой нужно выбрать ведущего. Игры с потешками приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх, вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Одна из таких игр "Васька кот". ("Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!"). Сопровождая действия со словами воспитатель приучает детей вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Приобщение детей к фольклору, используя его в повседневной жизни, позволяет реализовывать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человека в ней, вводит ребенка в мир чувств и эмоциональных открытий.

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. С помощью использования устного народного творчества у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области