Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование у младших школьников учебной мотивации посредством проблемных заданий

Цель исследования выявить и обосновать педагогические условия формирования у младших школьников учебной мотивации посредством проблемных заданий. задачи 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности и содержания понятий «мотивация», «учебная мотивация». 2. Выявить критерии и показатели уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников. 3. Реализовать педагогические условия по формированию учебной мотивации у младших школьников посредством проблемных заданий. 4. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование учебной мотивации является важной для начальной школы, так как это социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает вопросы общества и образования. Актуальность данной темы в том, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования учебной мотивации, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Различные аспекты формирования у младших школьников учебной мотивации отражены в работах: Сергея Леонидовича Рубинштейна, Алексея Николаевича Леонтьева. Евгений Павлович Ильин доказывает, что ребенок, который воспитывается без учебной мотивации, не может вырасти всесторонне развитой личностью.

Исследования Маргариты Викторовны Матюхиной показали, что формирование учебной мотивации у младших школьников может осуществляться в различных видах деятельности, а также посредством проблемных заданий, которые направлены на познавательную активность.

Основными понятиями исследования являются «мотивация, учебная мотивация».

Ученые по-разному подходят к определению данных понятий. Так, например, понятие «мотивация» рассматривается Робертом Семеновичем Немовым, Галиной Михайловной Коджаспировой и другими исследователями.

Понятие «Учебная мотивация» рассматривалась в том числе Светланой Евгеньевной Бавриной и Евгением Павловичем Ильиным. За основу в исследовании принимается определение понятие «Учебная мотивация» данное Ильиным, он трактует учебную мотивацию, как процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

В целом разница между понятиями «учебная мотивация» и просто «мотивация» заключается в разных подходах к определению понятия «мотив», проанализировав все подходы к определению данных понятий, мы можем сказать: Мотивация – побуждения, вызывающие активность, направленность и характер деятельности личности, её поведение, а учебная мотивация содержит в себе различные виды мотивов: внешние и внутренние, положительные и отрицательные, познавательные и социальные. Сочетание этих мотивов обеспечивает успешную учебную деятельность младшего школьника.

Одним из способов Формирования у младших школьников учебной мотивации являются создание проблемных заданий. Данное понятие подробно рассмотрено Мирзой Исмайловичем Махмутовым и Василием Васильевичем Давыдовым. Основным является то, что проблемное задание – это учебное задание, выполнить которое ученик не может, в силу недостающих знаний.

В целом Проблемное задание - это такое задание, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Анализ литературы позволил выявить противоречие между объективной потребностью в формировании у младших школьников учебной мотивации посредством проблемных заданий и недостаточной теоретико-практической разработанностью педагогических условий, способствующих осуществлению данного процесса.

С целью выявления уровня сформированности у младших школьник учебной мотивации, был проведен констатирующий эксперимент.

Для реализации цели мной были выделены показатели по определенным критериям. В качестве критериев выступали личностный, эмоционально-волей, деятельностный.

В классе были проведены три дидактические методики по выделенным критериям. Первая методика (Почему (для чего) я учусь? (анкетирование, автор Наталья Георгиевна Лусканова)) позволила определить наличие стремления и желания к обучению и самоконтроль к учебной деятельности. Учащимся было предложено заполнить бланк анкетирования, в который входит 10 утверждений, младший школьник должен был выбрать 5 утверждений, которые больше всего соответствует его отношению к учебе.

Описание методик представлены в работе с 43 по 50 страницу.

На основе критериев и показателей были выявлены уровни сформированности у младших школьников учебной мотивации: высокий, средний и низкий.

В результате констатирующего эксперимента я выявила положительную тенденцию в формировании у учащихся 4 класса учебной мотивации. По результатам я выявила, что у большинства учащихся сформированность учебной мотивации находится на среднем уровне. Эта группа детей составляет 57%. Младшие школьники обладают стремлением и желанием к обучению при условии поощрения, самостоятельно контролируют учебную деятельность. Но, так как среди испытуемых выявлены дети с низким уровнем, в том числе по отдельно взятым методикам, существует необходимость дальнейшей работы по формированию в данном классе учебной мотивации.

На следующем этапе экспериментальной работы мной был проведен формирующий эксперимент, способствующих повышению уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников посредством проблемных заданий.

В процессе формирующего эксперимента разработаны конспекты уроков и внедрены проблемные задания в учебный процесс. Для формирующего эксперимента были выбраны три предметные области: математика, русский язык и окружающий мир.

Для начала включала использование таких видов проблемных заданий, как проблемный вопрос и проблемная задача. Проблемные задания были предложены учащимся на этапе изучения нового материала, т.к. ученика активно включаются в ход урока, они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Проблемные задания заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. То есть проблемные задания на этапе изучения нового материала помогают заменить урок объяснения нового материала уроком открытия новых знаний.

Раскрою реализацию первого педагогического условия на примере фрагмента урока по математики, тема: Прикидка арифметических действий. Данный фрагмент урока направлен на формирования стремления и желания к учебной деятельности с помощью включения проблемной задачи при изучении нового материла. Учащимся было предложено за 15 секунд определить, кто из мальчиков дал правильный ответ. При выполнении данной работы учащиеся не может за короткое время выполнить вычислительные навыки, что способствует поддержанию стремления и желания к самому содержанию учебного материала, формируя тем самым у детей учебную мотивацию.

Далее я включила задания с ситуацией выбора. Тема: Комплексное повторение материала за 4 класс. Так, например, в ходе выбора из заданий разной трудности ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания и формирует у детей адекватную самооценку результатов учебной деятельности.

Для проверки результативности формирующего эксперимента и для изучения динамики сформированности у младших школьников учебной мотивации мной было организовано педагогическое наблюдение за учениками. Оценивание уровня сформированности учебной мотивации проводилось по выделенным в констатирующем эксперименте критериям и показателям.

Результаты наблюдений после проведения формирующего эксперимента показали, что уровень сформированности учебной мотивации у четвероклассников повысился. Количество учащихся с высоким уровнем сформированности учебной мотивации выросло на 13 %.

Анализ результатов наблюдения показал положительную динамику уровня сформированности у младших школьников учебной мотивации.

Таким образом, я могу сделать вывод, что выведенные нами педагогические условия эффективны в процессе формирования у младших школьников учебной мотивации посредством проблемных заданий. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области