Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Занимательная математика для дошкольников"

Формирование интереса к математике. Развитие воображения, логического мышления, памяти.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ГОРОДА УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«Занимательная математика»

по развитию математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Грибцова Людмила Александровна

г. Усмань

Пояснительная записка

Формирование элементарных математических представлений (РЭМП)- это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Что подразумевается под понятием РЭМП у дошкольников - это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

Современные требования к РЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:

Практические методыявляются наиболее действенными в процессе РЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.

Наглядные методы РЭМП- это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

Словесные методы РЭМП- это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Актуальность темы

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Сказка способна стать благодатным материалом для занятий по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познавательный кругозор. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Не случайно еще К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономики. Когда же мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математике рекомендуется максимально связывать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка - это есть жизнь.

Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Постановка проблемы:

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё больше значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой детей к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счётных навыков, как считают многие родители. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков: письма, рисования и др.

Современные дети в повседневной жизни достаточно рано начинают встречаться в быту и играх с ситуациями, требующими элементарных математических решений (поделиться игрушками, разделить сладости поровну, расставить столовые приборы и пр.), дошкольникам необходимы элементарные математические знания. На первых порах с помощью взрослого, а затем и самостоятельно дети учатся решать подобного рода задачи. У них формируется собственное представление о содержании математического объекта. Математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребёнком. Этот этап в развитии ребёнка нуждается в поддержке.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. В связи с этим был разработан проект «Занимательная математика».

Новизна проекта:Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС).

- Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

- Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

- Единство подходов к воспитанию детей в условиях группы и семьи.

Цель проекта:Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки, а также формирование компонентов математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, владение логическими приемами умственных действий.

Задачи проекта:

Участники проекта:Воспитанники и их родители, педагоги.

Вид проекта:образовательно-творческий.

Срок реализации:долгосрочный.

Предполагаемый результат: Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

- у детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок.

- самостоятельно находят способы решения познавательных задач.

- стремятся к достижению поставленной цели.

- умеют переносить усвоенный опыт в жизненные ситуации.

Этапы работы

I этап. Подготовительный.

Цель:Создать положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся у детей знания по теме проекта. Совместно с участниками проекта спланировать деятельность по реализации проекта.

- изготовление картотек загадок, ребусов, сказок по математике;

- изготовление дидактических игр;

- проблемно – игровые ситуации;

- картотека упражнений по сказкам.

7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

II этап. Основной

Цель:Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

Организация совместной деятельности с детьми

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности

- Сладкий вечер «Поможем Незнайке принять гостей»

- Настольно-печатные, дидактические игры по РЭМП.

- Упражнений по сказкам. «Гуси - лебеди». «Заюшкина избушка». «Три поросенка».

- Проблемно – игровые ситуации:

«Почему получились разные числа»

«Как Белоснежка считала гномов»

«Который гномик будет вратарём»

«Почему поссорились Том и Джерри»

«Как Том и Джерри играли в числа»

«Сказка о натуральном ряде» (игра драматизация)

«Измерь дорожки шагами»

«Где живёт точка»

«Самая короткая линия, которая соединяет точки»

«Как соединяются точки по порядку при помощи отрезков?»

«Угадай сколько отрезков»

Образовательная область

Познавательное развитие

Виды детской деятельности

- Индивидуальная и подгрупповая работа по РЭМП над заданиями, построенными на занимательных сказочных сюжетах включающие игровой момент.

- Познавательное занятие по РЭМП:

«Путешествие в цветочный город»

«Цветик – семицветик»

Математический КВН «Математика- страна чудес»

Образовательная область

Речевое развитие

Виды детской деятельности

- Творческое рассказывание детей о своих достижениях.

- Заучивание стихов С. Маршак «Веселый счет»

- Заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

- Знакомство с пословицами, загадками о цифрах.

- Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе»

- Чтение математических сказок (авт. М. Ю. Стожарова) «Яблоко» «Теремок», «Приключения Маши и Васи в стране Геометрии», «Сказка о том, как Круг и Квадрат отправились в поход», «Когда это бывает»

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности

- Участие в конкурсе совместных работ детей и родителей на тему: «Жители

страны (Математики)»

- Продуктивная деятельность.

Рисование на тему:

- «Дорисуй предмет»

- «Рисуем по точкам»

- «Нарисуй по заданию»

- «Штриховка геометрических фигур»

- Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку»

Образовательная область

Физическое развитие

Виды детской деятельности

- Проведение: динамических пауз, физкультурных минуток, подвижных игр.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

- Пополнение развивающих зон настольно-печатными играми, развивающими и дидактическими по РЭМП

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей:

- «Почему сказочный мир, так интересен ребёнку»,

- «Сказка как средство обучения»,

- «Сказки для занятий с детьми в семье»,

- «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Рекомендация для родителей «Чтение сказок с проблемными ситуациями»

Подборка сказок для занятия с детьми в семье, и задания, построенные на сюжетах сказок.

- «Помоги Незнайке найти дорогу»,

- «Догадайся сам»,

- «Женькины игры»,

- «Как Инна учила брата»,

- «Как Топ учился математике»,

- «В гостях у гнома часовщик, или история о том, как не опоздать в школу»

III этап. Заключительный

Цель:Обобщить полученные детьми знания по РЭМП.

- Итоговый срез знаний.

- Сбор и обработка методических и практических материалов.

- Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами.

- Обобщение материалов проекта.

- Презентация проекта «Занимательная математика!»

Итог проекта:

- Положительная динамика роста математического развития детей по результатам итогового среза знаний.

- Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

- Развивается объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.

- Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

- Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.

- Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в РЭМП у детей.

- Учатся переносить усвоенные математические знания в новые жизненные ситуации.

- Презентация проекта

- Выставка «Математические игры для дошкольников»

- Математический КВН

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области