Конспект занятия по окружающему миру "Свойства воздуха"
Дошкольная группа.
Цели.
Оборудование и материалы:
полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, салфетки бумажные, стакан с водой, веер, трубочки для коктейля, вертушки.
Ход занятия
Организационный момент
В-ль: Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришли гости, давайте их тоже поприветствуем.
Настрой на работу:(Звучит лёгкая приятная музыка)
- Ребята, сейчас давайте закроем глазки, подумаем о чем-то хорошем, приятном для вас. А теперь подарим свои теплые эмоции друг другу, нашим гостям. Подуем.
- сели ровненько, удобно. Начинаем наше занятие по окружающему миру. Ребята сегодня я опять не одна пришла. Познакомьтесь – Пушинка, замечательная собачка. Давайте послушаем, что она хочет вам сказать. (запись на телефоне. Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).
Так значит какая тема нашего занятия? – ВОЗДУХ. (Ребенок отвечает полным ответом)
На доску –надпись ВОЗДУХ
В-ль: Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, о его свойствах, будем проводить опыты. А может кто-то из вас уже знает что-нибудь про воздух? ( чтобы дышать, без него нет жизни…..) Правильно. Вот вы мне сами и сказали первое свойство воздуха –
НЕОБХОДИМ ДЛЯ ЖИЗНИ. (прикрепляем на доску)
Кристина делает вывод - воздух необходим для жизни.
В-ль А сейчас мы попробуем разобраться, какой же он, воздух! Давайте посмотрим вокруг. Видите, что-то? Нет! В окно посмотрим. Так где же воздух? Почему мы его не видим? на доску картинки ГЛАЗА
мы его не можем видеть, потому что он – ПРОЗРАЧНЫЙ! Невидимый!
И надпись ПРОЗРАЧНЫЙ
Алёша делает вывод – воздух прозрачный.
Все таки мы с вами его сейчас попробуем увидеть - Пушинка вам предлагает взять трубочки и стаканы с водой. Опускаем трубочку на дно и подуем. Что же мы увидели? Пузырьки! Ребята, вот это и есть воздух в виде пузырьков. Но пузырьки тоже какие – прозрачные. Бесцветные.
На доску надпись БЕСЦВЕТНЫЙ. И КАРТИНКУ
Лера делает вывод – воздух не имеет цвет
Ребята, а как вы думаете, ещё как то мы можем увидеть воздух? ( дым из трубы…)
В-ль: Хорошо. Идём дальше. Как вы считаете, у воздуха есть запах? Картинка- НОС
( ответы детей….) Воздух – не имеет запаха – на доску надпись
И Ваня делает вывод – воздух не имеет запаха
Но здесь есть одна хитринка – воздух может присваивать другие запахи. Опыт с баночками, в которых лежал чеснок, свежий огурец, масло сосны. Пустые, но запах остался.
Давайте немного разомнёмся. ФИЗМИНУТКА.
В-ль: а сейчас мы выясним, имеет ли воздух вкус? На доску – картинка Повара
Давайте его поймаем ртом. Почувствовали что-то? Нет, значит, какой вывод делаем? – воздух не имеет вкуса. Надпись – на доску и Даша делает вывод
В-ль: А вот Пушинка мне подсказывает, что ещё можно провести опыты с воздухом. Попробуем? - нам нужно почувствовать воздух. Как мы можем это сделать? ( Дети: Подуть, помахать руками, тетрадкой, журналом….) Верно, воздух может двигаться. Ведь ветер – это и есть движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Мы выяснили еще одно свойство воздуха – он может передвигаться.
На доску надпись воздух может передвигаться.
Никита делает вывод – воздух может передвигаться.
В-ль: Хорошо. Поехали дальше. Опыт “Обнаружение воздуха”
В-ль: Возьмём в руки пустой стакан, поместив на дно стакана бумажную салфетку. И опускаем в ёмкость с водой Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).
Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.
В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?
Дети: Пузыри.
В-ль: Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
А теперь возьмите пакетики целлофановые и поймайте воздух. Потрогали? Действительно он там, внутри? Его не видно, но мы его можем вот так потрогать в мешочке, да? Значит, делаем вывод – воздух невидимый, но мы его можем обнаружить. – на доску надпись.
Итог занятия:
В-ль: Итак, ребятки, занятие наше подходит к концу. Нам нужно повести итоги. По нашим схемам нужно рассказать, что мы узнали нового. (один ребенок рассказывает около доски)
А сейчас поработаем в карточках. Правильный ответ обведем в кружочек. Я читаю вопрос, вы молча, не выкрикивая, обведете правильный ответ. Хорошо. Последний вопрос мы с вами не проработали, это для вас будет домашним заданием. Нужно определить – что тяжелее: вода или воздух. Дома с мамами, с папами подумаете, как это можно сделать, в понедельник расскажите.Теперь карточками обменялись друг с другом и проверили. Если все правильно, то +
Ребята, а теперь скажите, вам это занятие понравилось? Было трудно? Интересно?
Спасибо вам за работу, можно пойти на переменку.