Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Виртуальная экскурсия как метод ознакомления старших дошкольников с историей, культурой и архитектурой Санкт-Петербурга

Изучить влияние использования виртуальных экскурсий на формирование представлений о истории, культуре и архитектуре Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Виртуальная экскурсия как метод ознакомления старших

дошкольников с историей, культурой и архитектурой

Санкт-Петербурга

Одним из важнейших направлений дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от социального статуса и психофизиологических особенностей, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в социум.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с историко-культурными достопримечательностями родной страны. В последние годы возросло внимание к проблемам патриотического воспитания, воспитания любви к своей Родине, стране, городу. Воспитание любви к своему городу начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями, достопримечательностями, архитектурой и памятными местами. Начинать эту работу нужно уже в дошкольном возрасте. Наиболее полные представления о родном городе может дать специально организованная экскурсия. Экскурсия является эффективной, но и в то же время сложной в организации формой проведения образовательной деятельности. Сложность организации обычных экскурсий с детьми состоит в обеспечении правил безопасности передвижения по большому городу, в возможных неблагоприятных погодных условиях и финансировании. Поэтому проведение виртуальных экскурсий- это выход из сложившейся ситуации.

При проведении виртуальных экскурсий можно, не покидая здания детского сада, посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами дошкольного образовательного учреждения, города и даже страны. Виртуальная экскурсия способствует развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у старших дошкольников и визуальному восприятию культурно – исторических объектов, знакомству с их особенностями, виртуальному посещению тех мест, в которых не были, но о роли, которых необходимо знать. Эта тема позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения. Выбранная тема дипломного исследования, безусловно, актуальна, ведь учитывая особенности развития детей старшего дошкольного возраста, как сензитивного периода в формировании отношения к родному городу и его истории необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательной активности детей.В этом отношении важным является изучение возможностей виртуальной экскурсии как средства ознакомления старших дошкольников с историей, культурой и архитектурой Санкт–Петербурга.

Виртуальные экскурсии способствуют качественному и продуктивному усвоению образовательного материала детьми, а также повышают информационную компетентность педагогов, с помощью такой экскурсии педагог даѐт дошкольнику представления о родном городе. Процесс ознакомления ребенка с городом содержательно связан с изучением представлений и интересов детей, направленных на символы города и его архитектурный облик. Уникальность потенциала виртуальных экскурсий состоит в возможности организовать экскурсию не покидая здания детского сада, познакомиться с объектами и памятниками культурного наследия, а так же повысить эффективность деятельности воспитателя.

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.

Знакомство с историей, культурой и архитектурой родного города обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка дошкольника. При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Тамара Семѐновна Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении1.[33]

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение детей к истории, культуре и архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к истории, культуре и архитектуре способствует формированию познавательных интересов, делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Нравственно патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье. Это чувство связано с восхищением над тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. Константин Михайлович Симонов писал:«Ты вспоминаешь не страну большую, какую ты изъездил и узнал, ты вспоминаешь родину — такую, какой ее ты в детстве увидал»2.

Исходя из его слов, можно сделать вывод, что именно в период дошкольного детства закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу, как к малой Родине. Понимание Родины у ребѐнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого. Поэтому нравственное – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Изучая историю Санкт-Петербурга, создаются условия для духовно-нравственного воспитания, что способствует формированию общих учебных умений и комплексному изучению разных сторон окружающего мира. Педагогам необходимо помочь понять детям культурно исторические истоки нашего города, нашей страны, показать им, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и людьми.Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольниковявляются:

Для решения задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников мы обращаемся к книге Нины Васильевны Алѐшиной «Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание»3[34]. В еѐ книге работа по патриотическому воспитанию дошкольников, по воспитанию в детях чувства любви к родному городу и родной стране систематизирована, структурирована и представлена как единое целое. Воспитателю предлагаются различные формы работы по знакомству детей с родным городом и родной страной: занятия, целевые прогулки, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы и другие.

Так же мы можем обратиться к трудам Лилии Борисовны Добринской, автору книги «Там у Невы наш первый сад»4[35]. Книга предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В ней представлены небольшие новеллы, связанные с волнующими эпизодами прекрасной и трагической истории нашего города с начала 18 века по конец 20 столетия. Так же в книге поднимаются темы сохранения культурного наследия России и возрождения великого города на Неве. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры, архитектуры и искусства, если они будут предложены в более доступной для ребенка форме, то дети будут легко воспринимать и проявлять интерес к изучению архитектуры и истории родного города.

Таким образом, знакомство детей с Санкт – Петербургом, его историей, культурой и архитектурой, играет большую роль для дошкольника, так как у него пробуждается чувство патриотизма к своей родине, Отечеству и родному краю.


Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Академия,2010

Симонов К.М. Избранные стихи.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958

Алѐшина.Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : УЦ Перспектива, 2014

Добринская Л.Б. Там у Невы наш первый сад... : Петербург. сюжеты : [Для сред. и ст. шк. возраста] / Лилия Добринская; [Худож. Е. Блюмкин]. - СПб. : Лицей, 1992

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области