приложение 1.3.5.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
«Разноцветная радость»
Разработала:
Морозова Юлия Викторовна
воспитатель
г. Бердск 2020
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного
образования является формирования у детей готовности к обучению в школе.
Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к
школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые
для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию
у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается
как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — это
определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного
образования является формирования у детей готовности к обучению в школе.
Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к
школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые
для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию
у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается
как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — это
определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного
образования является формирования у детей готовности к обучению в школе.
Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к
школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и
дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с
орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые
для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию
у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается
как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — эт
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет.
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема проекта:
Нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию детей.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста посредством разноцветных камешков «Марблс».
Задачи: развивать мелкую моторику; формировать и закреплять правильный захват камешков кончиками пальцев рук; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; повышать уровень контроля и регуляции собственной деятельности; работать над дифференциацией цветов; упражнять в ориентировке на плоскости листа; развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление); обогащать словарный запас; повышать работоспособность и снижать утомляемость.
Ожидаемый результат: повышение уровня контроля и регуляции собственной деятельности ребёнка, способствование успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук, повышение работоспособности и снижение утомляемости, проявление активности детей вместе с родителями, повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода может использоваться при речевом развитии детей, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Содержание проектной деятельности
Подготовительный этап (информационно-аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития воспитанников старшей/подготовительной группы.
Основной этап (практический)
Задачи:
разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии.
Полученные во время занятий знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни, обогащается предметно-развивающая среда.
Актуальность проекта.
Формирование графомоторных навыков является важным аспектом к подготовке ребенка к школе и его дальнейшему успешному обучению. Для этого важен комплексный подход к развитию мелкой и общей моторики пальцев рук, развитию межполушарного взаимодействия и координации движений. Работа проводилась малыми группами и индивидуально, что обеспечивает оптимальный темп работы для каждого ребенка и индивидуальный подход.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики рук у детей является одним из средств развития речи. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и пр. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка. На шестом году жизни малыш закрепляет свои умения определять правое и левое направление в пространстве, пространственные взаимоотношения предметов и объектов.
Одним из условий речевой готовности ребенка к обучению в школе является умение понимать сложные грамматические конструкции предложений, в свою очередь, в практике мы используем нераспространенные методы воздействия, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта и способствующих развитию моторики рук - это разноцветные камешки «Марблс».
Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
Игры с камешками «Марблс» – это физическое и умственное развитие ребенка. Многие задания, которые мы предлагаем детям, имеют сложные формулировки.
Планирование игровой деятельности по областям:
Речевое развитие | Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Д/И «Найди камешку место». Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание. | Экспериментальная деятельность «Удивительные камешки «Марблс». Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные). | С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс) Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе. | Складывание узоров по образцу. Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества | Эстафета «Перенеси в ложке все камешки». Цель: развитие ловкости и координации движений. |
Д/И «Волшебный мешочек». Цель: учить согласовывать слово-предмет и слово-признак. Расширять словарный запас детей. | Картотека «Марблс» Цель: знакомить с цифрами; обучать прямому и обратному счёту в пределах 10; соотносить число и количество; развивать зрительное восприятие. | Д/И «Разбери по цвету» Цель: учить детей договариваться о совместной деятельности. | Придумай картинку по теме «Осень». Цель: развитие творческих способностей, фантазии, воображения. | «Разложи по цветам». Цель: развитие ловкости и координации движений, цветовосприятия. |
Д/И «Опиши картинку» Цель: учить детей описывать, что изображено на картинке. | Ориентировка на листе бумаги в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти. Активизация мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики. | С/Р игра «Строители» (замещение щебенки камешками Марблс) Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре строители умения действовать в коллективе. | Упражнение «Помоги». Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам | «Кто больше соберет?» Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции. |
Д/И «Волшебные камешки» Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики. | Упражнение «Гласная или согласная?». Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий). | С/Р игра «Ателье. Дом мод» (замещение декора для платья камешками Марблс) Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе. | Рисование камешками Марблс. Цель: развивать творческую активность детей. | Эстафета «Перенеси в корзинке только красные камешки». Цель: развитие ловкости и координации движений. |
Заключительный этап реализации проекта
Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).
Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по развитию речи».
План реализации проекта
Этапы | Содержание |
Подготовительный этап (информационно-аналитический) | 1.Составление плана реализации проекта 2.Изучение методической литературы по теме 3.Подбор и изготовление дидактических игр. |
Основной (практический) | 1.Информационно-просветительская работа с родителями: консультация« Марблс на празднике – игра, украшение или подарок»; «Марблс – разноцветные камешки» 2.Консультация для педагогов: «Камешки «Марблс» мои маленькие помощники», 10 увлекательных игр с камешками «Марблс», внедрение камешков Марблс в образовательную деятельность по обучению грамоте (звуко – буквенный анализ слов); подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, игр с детьми. |
Заключительный этап реализации проекта | 1. Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс). 2. Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по развитию речи» |
Результат проекта:
Перспектива проекта: поиск и разработка новых инновационных форм работы с детьми по развитию речи во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна решать различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список литературы:
приложение 1
Консультация для родителей и педагогов
«Камешки Марблс и их применение»
Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность камушков усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Детские психологи отмечают интересный феномен. При наличии в числе игрушек больших мягких зверюшек, кукол с немыслимым комплектом нарядов, милитаристических монстров, интеллектуальных пазлов и конструкторов, дети продолжают с увлечением играть в марблс, посвящая этому увлекательному занятию большую часть свободного времени.
Камешки - интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Советы при покупке и применении камушек Марблс:
• марблс можно купить в магазинах для дома, декора, творчества, товаров для праздника;
• существуют готовые наборы разноцветных стекляшек, но можно купить отдельно разных цветов, они относительно недороги;
• покупайте как матовые, так и прозрачные фактуры;
• покупайте марблс плоские с одной стороны - круглые шарики не стоят на месте и раскатываются; но их можно использовать как дополнение;
• возьмите также набор марблс, отличных по размеру и форме;
• купленные стекляшки промойте в тазике с шампунем, высушите в полотенце - игрушка готова;
• поиграйте первые разы вместе, покажите, что с ними можно делать, предложите ребенку придумать свои развлечения;
• заведите красивую емкость для хранения марблс, куда убирайте сокровище после игры, если, конечно, ребенок не захочет показать картину папе или бабушке!
• в дальнейшем можно расширять свою коллекцию, добавлять другие цвета, формы.
Правила безопасности:
• вы знаете своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки и шарики марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот;
• даже если ребенок старше 3 лет, поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно;
• не оставляйте наборы в доступном месте, если у вас есть еще более
приложение 2
Консультация для родителей и педагогов
Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков «Марблс» и декоративных камешков.
Камешки «Марблс» и декоративные камешки – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия воспитания детей.
Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камешками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый и пр. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Упражнение "Выложи по заданию"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.
Упражнение "Графический диктант"
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".
Задание: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Овладение звуковым анализом
Цель:
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.
- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)
- развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.
- знакомство с буквой.
"Знакомство с буквой"
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)
Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.
Сенсорная коробка с камешками Марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
Камешки в руках сжимаем,
До пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
приложение 3
Консультация для педагогов
«Увлекательные игры с камешками Марблс»
3. Высыпьте камешки на пол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.
4. Перекладывайте камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.
5. Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.
6. Разложите камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.
7. Внимательно рассмотрите все ваши камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый.
8. Разложите камешки по кучкам, от одного камешка в первой кучке, до 10 в последней кучке.
9. Если ребенок владеет счетом и знает цифры от 1 до 10 - предложите такую игру. Напишите цифры от 1 до 10., разложите цифры, пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.
10. Если вы знакомите ребенка с буквами, то можно предложить выложить данную буку из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.