Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Творческий проект по развитию графомоторных навыков у дошкольников "Разноцветная радость"

Цель повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста посредством разноцветных камешков «Марблс». Задачи развивать мелкую моторику формировать и закреплять правильный захват камешков кончиками пальцев рук упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка повышать уровень контроля и регуляции собственной деятельности работать над дифференциацией цветов упражнять в ориентировке на плоскости листа развивать высшие психические функции память, внимание, мышление обогащать словарный запас повышать работоспособность и снижать утомляемость.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

приложение 1.3.5.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Разноцветная радость»

Разработала:

Морозова Юлия Викторовна

воспитатель

г. Бердск 2020

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного

образования является формирования у детей готовности к обучению в школе.

Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к

школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и

дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с

орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые

для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию

у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается

как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — это

определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного

образования является формирования у детей готовности к обучению в школе.

Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к

школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и

дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с

орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые

для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию

у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается

как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — это

определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного

образования является формирования у детей готовности к обучению в школе.

Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к

школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и

дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с

орудием труда (ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения необходимые

для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше

мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию

у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается

как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — эт

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Участники проекта:  дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители. 
Проблема проекта: 

Нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию детей.

Цель:  повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста посредством разноцветных камешков «Марблс».

Задачи: развивать мелкую моторику; формировать и закреплять правильный  захват камешков кончиками пальцев рук; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; повышать уровень контроля и регуляции собственной деятельности; работать над дифференциацией цветов; упражнять в ориентировке на плоскости листа; развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление); обогащать словарный запас; повышать работоспособность и снижать утомляемость.

Ожидаемый результат: повышение уровня контроля и регуляции собственной деятельности ребёнка, способствование успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук, повышение работоспособности и снижение утомляемости, проявление активности детей вместе с родителями, повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода может использоваться при речевом развитии детей, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Содержание проектной деятельности

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.

Задачи: 
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития воспитанников старшей/подготовительной группы.

Основной этап (практический)

Задачи:

разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии.

Полученные во время занятий знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни, обогащается предметно-развивающая среда.

Актуальность проекта.

Формирование графомоторных навыков является важным аспектом к подготовке ребенка к школе и его дальнейшему успешному обучению. Для этого важен комплексный подход к развитию мелкой и общей моторики пальцев рук, развитию межполушарного взаимодействия и координации движений. Работа проводилась малыми группами и индивидуально, что обеспечивает оптимальный темп работы для каждого ребенка и индивидуальный подход.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. 

 Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики рук у детей является  одним из средств развития речи. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и пр. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка. На шестом году жизни малыш закрепляет свои умения определять  правое и левое направление в пространстве, пространственные взаимоотношения предметов и объектов.

 Одним из условий речевой готовности ребенка к обучению  в школе является умение понимать сложные грамматические конструкции предложений, в свою очередь, в практике мы используем нераспространенные методы воздействия, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта и способствующих развитию моторики рук - это  разноцветные камешки  «Марблс».

Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и  каплю воды.

Игры с камешками «Марблс» – это физическое и умственное развитие ребенка. Многие задания, которые мы   предлагаем детям, имеют сложные формулировки. 

Планирование игровой деятельности по областям:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Д/И «Найди камешку место». Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Экспериментальная деятельность «Удивительные камешки «Марблс». Цель: познакомить детей с камешками (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные).

С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе.

Складывание узоров по образцу.

Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества

Эстафета «Перенеси в ложке все камешки».  Цель: развитие ловкости и координации движений.

Д/И «Волшебный мешочек». Цель:  учить  согласовывать слово-предмет и слово-признак. Расширять словарный запас детей.

Картотека «Марблс»

Цель: знакомить с цифрами; обучать прямому и обратному счёту в пределах 10;

соотносить число и количество;

развивать зрительное восприятие.

Д/И «Разбери по цвету»

Цель: учить детей договариваться о совместной деятельности.

Придумай картинку по теме «Осень». Цель:  развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

«Разложи по цветам». Цель: развитие ловкости и координации движений, цветовосприятия.

Д/И «Опиши картинку»

Цель: учить детей описывать, что изображено на картинке.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти. Активизация мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики.

С/Р игра «Строители»

(замещение щебенки камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре строители  умения действовать в коллективе.

Упражнение «Помоги». Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам

«Кто больше соберет?»

Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции.

Д/И «Волшебные камешки» Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.

Упражнение «Гласная или согласная?». Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

С/Р игра «Ателье. Дом мод» (замещение декора для платья камешками Марблс)      Цель:  побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе.

Рисование камешками Марблс.  Цель: развивать творческую активность детей.

Эстафета «Перенеси в корзинке только красные камешки».

Цель: развитие ловкости и координации движений.

Заключительный этап реализации проекта

Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).

Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по развитию речи».

План реализации проекта

Этапы

Содержание

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

1.Составление плана реализации проекта

2.Изучение методической литературы по теме

3.Подбор и изготовление дидактических игр.

Основной (практический)

1.Информационно-просветительская работа с родителями: консультация« Марблс на празднике – игра, украшение или подарок»; «Марблс – разноцветные камешки»

2.Консультация для педагогов: «Камешки «Марблс» мои маленькие помощники», 10 увлекательных игр с камешками «Марблс», внедрение камешков Марблс в образовательную деятельность по обучению грамоте (звуко – буквенный анализ слов); подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, игр с детьми.

Заключительный этап реализации проекта

1. Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).

2. Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по развитию речи»

Результат проекта: 

Перспектива проекта: поиск и разработка новых инновационных форм работы с детьми по развитию речи во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Заключение 

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна решать различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. 

Список литературы:

приложение 1

Консультация для родителей и педагогов

«Камешки Марблс и их применение»

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность камушков усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Детские психологи отмечают интересный феномен. При наличии в числе игрушек больших мягких зверюшек, кукол с немыслимым комплектом нарядов, милитаристических монстров, интеллектуальных пазлов и конструкторов, дети продолжают с увлечением играть в марблс, посвящая этому увлекательному занятию большую часть свободного времени.

Камешки - интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Советы при покупке и применении камушек Марблс:

• марблс можно купить в магазинах для дома, декора, творчества, товаров для праздника;

• существуют готовые наборы разноцветных стекляшек, но можно купить отдельно разных цветов, они относительно недороги;

• покупайте как матовые, так и прозрачные фактуры;

• покупайте марблс плоские с одной стороны - круглые шарики не стоят на месте и раскатываются; но их можно использовать как дополнение;

• возьмите также набор марблс, отличных по размеру и форме;

• купленные стекляшки промойте в тазике с шампунем, высушите в полотенце - игрушка готова;

• поиграйте первые разы вместе, покажите, что с ними можно делать, предложите ребенку придумать свои развлечения;

• заведите красивую емкость для хранения марблс, куда убирайте сокровище после игры, если, конечно, ребенок не захочет показать картину папе или бабушке!

• в дальнейшем можно расширять свою коллекцию, добавлять другие цвета, формы.

Правила безопасности:

• вы знаете своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки и шарики марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот;

• даже если ребенок старше 3 лет, поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно;

• не оставляйте наборы в доступном месте, если у вас есть еще более

приложение 2

Консультация для родителей и педагогов

Использование камешков Марблс в работе с детьми  дошкольного возраста

     Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков «Марблс» и декоративных камешков.

Камешки «Марблс» и декоративные камешки – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия воспитания детей.

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камешками "Марблс".

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый и пр. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Упражнение "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

Упражнение "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Овладение звуковым анализом

Цель:

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.

- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)

- развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.

- знакомство с буквой.

"Знакомство с буквой"

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)

Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Сенсорная коробка с  камешками Марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.       

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем камешки считать,

Будем камешки считать

И цвета запоминать.

Громко четко говорим,

Говорим и не спешим,

Камешки в руках сжимаем,

До пяти с тобой считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.

приложение 3

Консультация для педагогов

«Увлекательные игры с камешками Марблс»

3. Высыпьте камешки на пол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.

4. Перекладывайте камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.

 5. Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.

 6. Разложите камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.

  7. Внимательно рассмотрите все ваши камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый.

  8. Разложите камешки по кучкам, от одного камешка в первой кучке, до 10 в последней кучке.

  9. Если ребенок владеет счетом и знает цифры от 1 до 10 - предложите такую игру. Напишите цифры от 1 до 10., разложите цифры, пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.

  10. Если вы знакомите ребенка с буквами, то можно предложить выложить данную буку из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области