Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №123 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по развитию речи
с использованием
мнемотехнических приемов
в подготовительной группе
Составила воспитатель: Федорова Наталья Михайловна
Санкт – Петербург
2021
Цель - заучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна»
с помощью приема мнемотехники (мнемотаблицы).
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обобщать знания детей о весне, явлениях природы;
- продолжать знакомить с произведениями русских поэтов (А.Н. Плещеев «Весна»);
- расширять активный и пассивный словарь посредством использования синонимов
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
- развивать навык находить художественный образ к художественному слову;
- закреплять навык составления мнемотаблицы.
Коррекционные:
- работать над мягкой атакой голоса, развивать зрительную, общую и мелкую моторику;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- формировать навык снятия зрительного напряжения с помощью гимнастики для глаз.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к поэзии, к художественному слову;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Предварительная работа:
- наблюдения за явлениями природы весной (дует теплый ветер, тает снег, капель на деревьях набухают почки),
- коллективные индивидуальные беседы с детьми о весне,
- рассматривание иллюстраций;
- чтение стихов русских поэтов;
- знакомство с портретом А.Н.Плещеева.
Словарь: пора, миновала, повеяло, лес оденется, лазурь, чиста небесная лазурь.
Оборудование: магнитная доска, маркеры, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, цветные карандаши, сюжетная картина на весеннюю тему, разрезанная на части с текстом на обратной стороне; кукла - бибабо, конверт с письмом, сюрпризы на каждого ребенка для сюрпризного момента, ноутбук, музыкальное сопровождение для глазодвигательной гимнастики и нейродинамического упражнения, напольная дорожка для нейродинамического упражнения.
Ход занятия
I. Организационный момент
(Входит Машенька (бибабо) и предлагает ребятам письмо от Весны-красны) Педагог зачитывает письмо).
- Ребята, к нам в гости Машенька пришла. А что это ты нам принесла? (диалог педагога с Машенькой)
Машенька: Послание от Весны – красны.
- В письме какие-то листочки, ребята. А еще письмо от Весны – красны : «Вас ждет от меня сюрприз, если вы выучите мое стихотворение. Оно спряталось в листочках, которые я прислала. Чтобы его прочитать с помощью взрослого, вам нужно собрать картину».
II. Основная часть.
1. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна»
(Дети собирают картину из частей)
Педагог читает стихотворение по листочкам:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Дети, понравилось ли вам стихотворение? (ответы детей)
- Ответьте на мои вопросы. О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне).
- Вспомните, о каких признаках весны вы услышали? (тает снег, бегут ручьи, закончились метели, теплее и ярче стало солнце)
- Как вы понимаете слова «В окно повеяло весною»? Что значит ПОВЕЯЛО? ( ПОВЕЯЛО – природа намекает, подсказывает, напоминает о происходящих изменениях, весна еще не вступила в силу, и только свежий воздух, залетевший в раскрытое окно, радует.)
- Ребята, послушайте строчку: «И лес оденется листвою!»
С кем автор сравнивает лес? (с человеком; как бы оживляет его).
- «Чиста небесная лазурь»
Ребята, а что такое ЛАЗУРЬ? (синяя краска, голубой цвет неба в ясную погоду; небо сравнивается с этим цветом)
- «Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала» Как можно об этом сказать по-другому? Давайте попробуем заменить слова «Пора» и «Миновала» на другие слова. Что значит «Пора»? (какое-то время). Что значит «миновала»? (прошло, закончилось).
2. Работа с мнемотаблицей
- Как же мы такое большое стихотворение сможем быстро запомнить? (ответы детей)
- Ребята, я знаю, что нам поможет. Предлагаю вам стихотворение зарисовать.
- Я буду проговаривать для вас каждую строчку, и мы с вами вместе будем придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок (дети зарисовывают строку стихотворения и проговаривают ее после зарисовки вместе с предыдущей строчкой; педагог рисует свою таблицу на доске).
УЖ ТАЕТ СНЕГ, БЕГУТ РУЧЬИ
- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!
(Зачеркнутая снежинка и ручеек, лужа) и т.д. таблица заполняется рисунками по содержанию стихотворения.
1 Снежинка, ручеек, лужа | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
Педагог продолжает: В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ
- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы? (Окно, солнышко, веточка)
Педагог продолжает: ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ
- Что нарисуем? (птичка с открытым клювом)
Педагог продолжает: И ЛЕС ОДЕНЕТСЯ ЛИСТВОЮ
- Что нарисуем? (деревья с листочками)
- А теперь, ребята, немного отдохнем, сделаем гимнастику для глаз.
3. Гимнастика на снятие зрительного напряжения глаз в сопровождении звуков леса:
Посмотри-ка на ребят (дети смотрят друг на друга),
Теперь на небо - там птички летят (взгляд вверх).
Внизу по травке жук ползет (взгляд вниз),
А слева – деревце растет (взгляд налево).
Направо – алые цветы (взгляд направо),
Закрыв глаза, понюхай ты (закрывают глаза, делают вдох)
Педагог продолжает: ЧИСТА НЕБЕСНАЯ ЛАЗУРЬ
Что мы нарисуем в этом квадратике? (голубое небо)
- ТЕПЛЕЙ И ЯРЧЕ СОЛНЦЕ СТАЛО
Что мы нарисуем здесь? (солнышко)
- ПОРА МЕТЕЛЕЙ ЗЛЫХ И БУРЬ ОПЯТЬ НАДОЛГО МИНОВАЛА.
Ребята, расскажите, что вы здесь нарисуете? (много снежинок, спиралька).
- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и приглашаю всех на лесную поляну.
4. Нейродинамическое упражнение «На весенней поляне» (с музыкальным сопровождением).
(Дети двигаются по кругу, выполняя различные движения в зависимости от наклеенных на пол фигур: красные крестики («цветы») – бег с продвижением вперед; двойные клетки («лужи»)– прыжки на двух ногах; одна клетка («кочка») – прыжок на одной ноге; две дугообразные линии («первая весенняя травка») – плавное скольжение правой ногой по дуге по направлению последующего движения)
5. Самостоятельное рассказывание детей.
- Смотрите, у нас получилось зарисовать стихотворение. И с помощью наших картинок мы его расскажем.
(Педагог повторяет вместе с детьми стихотворение по картинкам).
- Ребята, а кто из вас хочет сам прочитать стихотворение?
(Дети читают стихотворение по самостоятельно нарисованной мнемотаблице (2-3 человека)).
IV. Итог. Рефлексия
- Ребята, вам легко было рассказывать по картинкам?
Кто запомнил, как называется стихотворение и кто его автор?
(Снова появляется Машенька, хвалит детей и предлагает сюрпризы).