Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехнических приемов в подготовительной группе

Цель - заучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» с помощью приема мнемотехники мнемотаблицы. Задачи Образовательные - расширять и обобщать знания детей о весне, явлениях природы - продолжать знакомить с произведениями русских поэтов А.Н. Плещеев «Весна» - расширять активный и пассивный словарь посредством использования синонимов Развивающие - развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание - развивать навык находить художественный образ к художественному слову - закреплять навык составления мнемотаблицы. Коррекционные - работать над мягкой атакой голоса, развивать зрительную, общую и мелкую моторику - развивать межполушарное взаимодействие - формировать навык снятия зрительного напряжения с помощью гимнастики для глаз. Воспитательные - воспитывать любовь к поэзии, к художественному слову - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам - воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №123 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по развитию речи

с использованием

мнемотехнических приемов

в подготовительной группе

Составила воспитатель: Федорова Наталья Михайловна

Санкт – Петербург

2021

Цель - заучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна»

с помощью приема мнемотехники (мнемотаблицы).

Задачи:

Образовательные:

- расширять и обобщать знания детей о весне, явлениях природы;

- продолжать знакомить с произведениями русских поэтов (А.Н. Плещеев «Весна»);

- расширять активный и пассивный словарь посредством использования синонимов

Развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;

- развивать навык находить художественный образ к художественному слову;

- закреплять навык составления мнемотаблицы.

Коррекционные:

- работать над мягкой атакой голоса, развивать зрительную, общую и мелкую моторику;

- развивать межполушарное взаимодействие;

- формировать навык снятия зрительного напряжения с помощью гимнастики для глаз.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к поэзии, к художественному слову;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Предварительная работа: 

- наблюдения за явлениями природы весной (дует теплый ветер, тает снег, капель на деревьях набухают почки),

- коллективные индивидуальные беседы с детьми о весне,

- рассматривание иллюстраций;

- чтение стихов русских поэтов;

- знакомство с портретом А.Н.Плещеева.

Словарь: пора, миновала, повеяло, лес оденется, лазурь, чиста небесная лазурь.

Оборудование: магнитная доска, маркеры, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, цветные карандаши, сюжетная картина на весеннюю тему, разрезанная на части с текстом на обратной стороне; кукла - бибабо, конверт с письмом, сюрпризы на каждого ребенка для сюрпризного момента, ноутбук, музыкальное сопровождение для глазодвигательной гимнастики и нейродинамического упражнения, напольная дорожка для нейродинамического упражнения.

Ход занятия

I. Организационный момент

(Входит Машенька (бибабо) и предлагает ребятам письмо от Весны-красны) Педагог зачитывает письмо).

- Ребята, к нам в гости Машенька пришла. А что это ты нам принесла? (диалог педагога с Машенькой)

Машенька: Послание от Весны – красны.

- В письме какие-то листочки, ребята. А еще письмо от Весны – красны : «Вас ждет от меня сюрприз, если вы выучите мое стихотворение. Оно спряталось в листочках, которые я прислала. Чтобы его прочитать с помощью взрослого, вам нужно собрать картину».

II. Основная часть.

1. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна»

(Дети собирают картину из частей)

Педагог читает стихотворение по листочкам:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- Дети, понравилось ли вам стихотворение? (ответы детей)

- Ответьте на мои вопросы. О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне).

- Вспомните, о каких признаках весны вы услышали? (тает снег, бегут ручьи, закончились метели, теплее и ярче стало солнце)

- Как вы понимаете слова «В окно повеяло весною»? Что значит ПОВЕЯЛО? ( ПОВЕЯЛО – природа намекает, подсказывает, напоминает о происходящих изменениях, весна еще не вступила в силу, и только свежий воздух, залетевший в раскрытое окно, радует.)

- Ребята, послушайте строчку: «И лес оденется листвою!»

С кем автор сравнивает лес? (с человеком; как бы оживляет его).

- «Чиста небесная лазурь»

Ребята, а что такое ЛАЗУРЬ? (синяя краска, голубой цвет неба в ясную погоду; небо сравнивается с этим цветом)

- «Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала» Как можно об этом сказать по-другому? Давайте попробуем заменить слова «Пора» и «Миновала» на другие слова. Что значит «Пора»? (какое-то время). Что значит «миновала»? (прошло, закончилось).

2. Работа с мнемотаблицей

- Как же мы такое большое стихотворение сможем быстро запомнить? (ответы детей)

- Ребята, я знаю, что нам поможет. Предлагаю вам стихотворение зарисовать.

- Я буду проговаривать для вас каждую строчку, и мы с вами вместе будем придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок (дети зарисовывают строку стихотворения и проговаривают ее после зарисовки вместе с предыдущей строчкой; педагог рисует свою таблицу на доске).

УЖ ТАЕТ СНЕГ, БЕГУТ РУЧЬИ

- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!

(Зачеркнутая снежинка и ручеек, лужа) и т.д. таблица заполняется рисунками по содержанию стихотворения.

1 Снежинка, ручеек, лужа

2

3

4

5

6

7

8

Педагог продолжает: В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ

- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы? (Окно, солнышко, веточка)

Педагог продолжает: ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ

- Что нарисуем? (птичка с открытым клювом)

Педагог продолжает: И ЛЕС ОДЕНЕТСЯ ЛИСТВОЮ

- Что нарисуем? (деревья с листочками)

- А теперь, ребята, немного отдохнем, сделаем гимнастику для глаз.

3. Гимнастика на снятие зрительного напряжения глаз в сопровождении звуков леса:

Посмотри-ка на ребят (дети смотрят друг на друга),

Теперь на небо - там птички летят (взгляд вверх).

Внизу по травке жук ползет (взгляд вниз),

А слева – деревце растет (взгляд налево).

Направо – алые цветы (взгляд направо),

Закрыв глаза, понюхай ты (закрывают глаза, делают вдох)

Педагог продолжает: ЧИСТА НЕБЕСНАЯ ЛАЗУРЬ

Что мы нарисуем в этом квадратике? (голубое небо)

- ТЕПЛЕЙ И ЯРЧЕ СОЛНЦЕ СТАЛО

Что мы нарисуем здесь? (солнышко)

- ПОРА МЕТЕЛЕЙ ЗЛЫХ И БУРЬ ОПЯТЬ НАДОЛГО МИНОВАЛА.

Ребята, расскажите, что вы здесь нарисуете? (много снежинок, спиралька).

- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и приглашаю всех на лесную поляну.

4. Нейродинамическое упражнение «На весенней поляне» (с музыкальным сопровождением).

(Дети двигаются по кругу, выполняя различные движения в зависимости от наклеенных на пол фигур: красные крестики («цветы») – бег с продвижением вперед; двойные клетки («лужи»)– прыжки на двух ногах; одна клетка («кочка») – прыжок на одной ноге; две дугообразные линии («первая весенняя травка») – плавное скольжение правой ногой по дуге по направлению последующего движения)

5. Самостоятельное рассказывание детей.

- Смотрите, у нас получилось зарисовать стихотворение. И с помощью наших картинок мы его расскажем.

(Педагог повторяет вместе с детьми стихотворение по картинкам).

- Ребята, а кто из вас хочет сам прочитать стихотворение?

(Дети читают стихотворение по самостоятельно нарисованной мнемотаблице (2-3 человека)).

IV. Итог. Рефлексия

- Ребята, вам легко было рассказывать по картинкам?

Кто запомнил, как называется стихотворение и кто его автор?

(Снова появляется Машенька, хвалит детей и предлагает сюрпризы).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области