Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена актуальной теме приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры посредством систематической работы с детьми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры посредством систематической работы с детьми.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, народная культура, народная игрушка.

За последние годы в политической, экономической и культурной жизни страны произошло много глобальных событий. Одни праздники ушли, а новые появились. Не будет преувеличением сказать, что молодое поколение потеряло интерес и уважение к прошлому России. Поэтому на данном этапе большое значение имеет вопрос о приобщении детей к русской народной культуре.

Детям необходимо чувствовать свою этническую идентичность, знать историю своей семьи и страны, гордиться своей страной. В каждой стране есть своя образовательная традиция, и люди стараются передать ее будущим поколениям, чтобы не потерять свою уникальность. Приобщение к традициям своего народа особенно важно в дошкольном возрасте. Социальный заказ нации, многообразие системы дошкольного образования способствует использованию инновационных подходов. По мнению Д. С. Лихачева и В. Г. Безносова является будущим «полноправным членом социума», ему предстоит осваивать, сохранять и передавать далее культурное наследие народа. По мнению Г. Н. Волкова «культура» понимается как созданное и накопленное человеком материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию личности, а М. А. Викулина даёт такое определение: «Культура — совокупность достижений человеческого общества в искусстве, науке и т. д., спасение его от бездуховности». [4, с. 7].

Перед педагогами всегда стоял извечный вопрос, чему и как учить. Интересы общества диктуют необходимость новых подходов к воспитанию детей, в том числе формированию духовности, ориентации на общечеловеческие ценности. По мнению Г. П. Шевченко [4, с. 3], — это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

Использование и развитие культурного наследия русского народа с детьми увлекает их, оживляет образовательный процесс, влияет на эмоциональные и нравственные стороны личности. «Первый воспитатель — народ», говорил К. Д. Ушинский [9, с. 239]. Он считал, что воспитание заключается в том, чтобы заложить основу для ребенка, который должен расти в живом, ярком образе, в атмосфере, наполненной яркими красками своей страны. Сущность народной культуры выражается через традиции. Традиция — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений [7, с. 807].

С младшего дошкольного возраста развивается духовность ребенка, формируется гражданская позиция, усваиваются социокультурные нормы и культурные традиции.

Необходимые условия для приобщения детей к народной культуре:

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, развивают любознательность и чувство прекрасного. Дети должны быть окружены предметами, характерными для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста чувствовать себя частью великого народа.

Основная задача – возможность приобщения детей к особому и самобытному миру через их действенное познание. Поэтому, помимо натуральных предметов, многие предметы стилизованы под реальные, такие как макеты, народные игрушки, предметы русского быта (деревянная и глиняная посуда), вышитые полотенца, русские народные костюмы и т. д. Дети с удовольствием видят и играют народными игрушки, любят примерять сарафаны и кокошники, качать кукол в люльке и толочь в ступе зерно.

В эту группу входят различные виды театра (пальчиковый, перчаточный,

би-ба-бои др.), художественная литература: сказки, песенки, потешки, с помощью которых происходит целостное восприятие произведений различных жанров, происходит усвоение содержания произведения и эмоционального откликана него.

Основной формой организации работы с детьми является непосредственная образовательная деятельность. Занятия проводятся как фронтально и в подгруппах, так и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Рассмотрим наиболее интересные формы работы по приобщению детей к народной культуре:

Фольклор используется как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Например, в утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, используем потешки при умывании и при пробуждении. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слова, мелодичность и музыкальные ритмы. Потешки, прибаутки, заклички, адресованные детям, выражают заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Знакомство с народными игрушками, предметами народных промыслов имеет большое значение в формировании интереса к окружающему миру. С раннего возраста мы знакомим детей с матрешками и богородскими игрушками. Это могут быть мини - занятия, предметно-манипулятивные игры.

Театральная деятельность играет важную роль в приобщении детей к народной культуре. С младшего дошкольного возраста через театр дети учатся воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые разворачиваются по ходу сюжетов музыкальных и литературных произведений.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

Игры являются основным видом деятельности начиная с младшего дошкольного возраста. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, игры обладают большой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к играм – дидактическим и народным. Основное содержание игр для дошкольников – действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры и подвижные народные игры. Продолжительность игры должна быть небольшая.

Одной из основных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Песенки, заклички, игры, театр - возбуждают интерес детей, усиливают впечатления и переживания, обогащают их художественно-эстетическое восприятие.

Как правило, все виды работ выполняются комплексно. Театральные представления сопровождаются чтением потешек, пением песенок, игрой в пальчиковые игры. На занятиях по познанию и развитию речи используются предметно-манипулятивные действия с игрушками, игры-показы, чтение сказок, потешек, подвижные игры.

Особое внимание уделяется укреплению взаимодействия с родителями. Совместное участие в творческой деятельности помогает сплотить семью и наполнить досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует сплочению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители являются активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие в организации праздников, совместных мероприятий, создании атрибутов для показательных игр, театрализованных мероприятий, активно обсуждают воспитательные вопросы на родительских собраниях и семинарах, участвуют в оформлении группы к русским народным праздникам: Рождеству, Новому году, Масленице.

Обязательным условием работы над этой темой было узнать мнение родителей наших воспитанников о народной культуре и традициях. Многие родители не знают своих корней. 55% семей считают, что это нужно делать педагогам в детских садах и школах. В основном, они одобряют нашу работу. Педагоги пытаются активизировать своих родителей, создав альбомы «Моя семья» и «Семейные традиции». Но, к сожалению, мало кому удалось рассказать о своих семейных традициях.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что знакомство дошкольников с русским фольклором является важным условием привития любви к Родине, национальной культуре и народным традициям. Об этом удивительно писал В. А. Сухомлинский: «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений. Память, простирающаяся через века. Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа». [8, с. 7].


Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области