Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь детей за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. В раннем возрасте малыши охотно изображают, прыгающего зайчика, косолапого мишку, лисичку. Малыши быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное.

Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Обогащать словарный запас детей;

Развивать подражание речевым звукам;

Способствовать пониманию произведений русского фольклора и детской художественной литературы;

Способствовать речевому раскрепощению детей, проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками;

Содействовать развитию вербальных (общение речью, словами) и невербальных (жестовое общение, язык тела) средств общения;

Вызвать эмоциональный отклик ребенка;

Воспитывать желание следить за развитием действия, сохраняя внимание до конца;

Приобщать родителей к детской театрализованной деятельности.

Приёмы для занятий театрализованной деятельностью

Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, воспитатель использует ещё другие группы методических приёмов.

Наглядные приёмы

Зрительный канал восприятия у малышей является ключевым для восприятия информации.

1 Картинки. Любой вид театрализации должен сопровождаться иллюстрациями. Если это теневой театр животных, то для начала ребята должны увидеть те образы, которые затем будут представлены тенями.

2 Демонстрация. В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в сюжетной игре «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. В театрализации важно направлять детей в работе над образом, и демонстрация помогает сделать это наиболее эффективно.

3 Атрибуты. Обязательным реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является: настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее распространённого антуража для постановок);

пальчиковые, перчаточные куклы (дети, старик, старуха, животные);

куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра;

маски (людей, животных);

элементы костюмов героев сказок;

кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций (например, домика).

Речевые приёмы

Слово взрослого в работе с детьми, только осваивающими речь, должно быть содержательным, понятным и выразительным. В театрализованной деятельности эти принципы реализуются при помощи четырёх языковых приёмов.

1 Объяснение. Этим речевым приёмом педагог иллюстрирует все задания, используя простые предложения с понятными словами (если встречаются незнакомые, новые, то воспитатель отдельно разъясняет их суть), без оборотов и с обязательной подходящей по смыслу эмоциональной окрашенностью. Важным условием доступного объяснения является сочетание с демонстрацией.  После разъяснения дети повторяют манипуляции.

2 Беседа. Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. В первой младшей группе этот речевой приём реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т.д.?», «Кого в помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др.

3 Сказки. Ещё один словесный приём, используемый для мотивации ребят. В своей практике я обращаюсь к сказкам не только в качестве материала для постановок, но и с целью решить важную воспитательную задачу: приучить малышей к порядку.

4 Потешки, стихи. Рифмованные строки обладают свойствам привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия.

Весь реквизит группируется в театральном уголке в группе.

Театральный уголок пополняется новым реквизитом по мере изучения видов театрализованной деятельности. Отличными помощниками в данной работе являются родители, многое в нашем театральном уголке приобретено и сделано руками родителей - это маски, театр игрушек, домик.

Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Виды театрализованной деятельности в детском саду.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов, песенок, потешек и сказок. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Уже с младшего дошкольного возраста малышей знакомят с

драматизацией (дети уже с раннего возраста участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетные игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»).

Театр на руке (знакомят с пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»).

Настольный театр.

Дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы.

В младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности. Знакомство с куклами разных видов театра организуется так, чтобы дети могли не только увидеть, но и пощупать, примерить новые игрушки.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивают внимание, речь, память, творческое воображение. Наши малыши стали лучше владеть активной и пассивной речью, научились строить диалог с партнёром, стремятся к общению со взрослыми.

Очень важно отметить, что театрализованная деятельность, не только развивает речь у ребенка, но и помогает ему в период адаптации в детском саду (дети отвлекаются, успокаиваются и создаются теплые и доверительные отношения между воспитателем и ребенком).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области