Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары
Чувашской Республики
Конспект занятия по использованию
нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе
Тема: «Деревья смотрят в озеро»
Воспитатель
Кукурузова Олимпиада Александровна
Программное содержание:
Цель:
1. Познакомить детей с техникой рисования «монотипия» и особенностями создания изображения в этой нетрадиционной технике.
2.Формировать умение строить композицию рисунка.
Задачи:
1. Образовательные задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
2. Развивающие задачи: развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию.
3. Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Словарная работа: монотипия, пейзаж, силуэт.
Используемые материалы:
Раздаточный:
- белые листы бумаги формата А - 4 (на каждого ребенка);
- акварельные краски (на каждого ребенка);
- кисточки разных размеров (широкая, узкая) (на каждого ребенка);
- баночки с водой (на каждого ребенка);
- клеенка, салфетка (на каждого ребенка).
Демонстрационный:
- репродукции картин: И. И. Левитан «Золотая осень»; М.В. Нестеров «Осенний пейзаж»;
- колонка, запись произведения композитора: Ф. Шопена «Осенний вальс»;
- проектор, ноутбук,
- работы выполненные в технике монотипия (презентация)
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, репродукций, художественных открыток,
знакомящих с осенними пейзажами известных художников (И. И. Левитан,
М.В. Нестеров).
- рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде.
- наблюдение за деревьями на прогулке.
- экспериментирование с отражением в зеркале.!!! Знакомство с зеркальной
симметрией. Наблюдение на прогулке за отражением в лужах.
- разучивание стихов и песен об осени.
- прослушивание музыкальных произведений русских композиторов
(П. И. Чайковский, А.С. Аренский).
Методы и приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- практические (создание пейзажа, игровая ситуация с использованием художественного слова - ТРИЗ).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Приветствие:
Собрались все детки в круг. (дети стоят в кругу, держась за руки)
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята сейчас я прочту вам стихотворение, а вы отгадайте, про какое время года это стихотворение.
Кто сегодня в парке нашем
Листья красками раскрасил?
И кружит их, с веток сносит?
Это наступила …..Осень!
Воспитатель: Верно. А вы любите осень? Чем она вам нравиться?
Ответы детей: ( красивая, разноцветные листья собирать в букет, гулять с родителями по парку, побегать по лужам).
Воспитатель: Мне так же, как и вам, очень нравится осень.
Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Да – нет» (ТРИЗ). Я буду передавать вам осенний листочек по кругу, а вы отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет»:
- Осенью цветут цветы?
-Осенью растут грибы?
-Тучи солнце закрывают?
-Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто – часто льют дожди?
- Достаем мы сапоги?
- А букашки прилетают? Спать в листочки заползают?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
Ну, а что же людям делать? (придумывают варианты ответов: надевать шапки, надевать куртки, брать зонтики; собирать грибы, овощи, фрукты, красивые листья)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, предлагаю присесть на стульчики, я хочу вас познакомить картиной Исаака Левитана «Золотая осень». Внимание на экран.
Слайд №1
Воспитатель: Какое время года вы видите на картине? Почему вы так считаете? Какие краски использовал художник?
Художники - пейзажисты очень любят природу и любуются ею в разное время года и в разную погоду. Они не просто срисовывают то, что им понравилось в лесу, поле, парке, а делают сначала небольшие зарисовки, наброски - то хоровод тоненьких белоствольных березок, то толстое дерево с искривленным стволом, а уже затем добавляют цвет.
Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.
Художник Михаил Нестеров изобразил золотую осень в водном отражении, как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. Природа кажется застывшей в своем холодном спокойствии. Не шелохнется и отражение в воде, но если внимательно приглядеться, то вдруг все оживает. Мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку…
Слайд № 2
Воспитатель: Как сказал белорусский поэт Анатолий Болутенко:
Какая гладкая река! Чиста от ряби, словно льдина,
В ней бал справляют облака, для взора чудная картина.
Двойные будто берега: один действительный, реальный,
В воде деревья и луга, другой, как в сказке, виртуальный.
В своем стихотворении поэт как раз описал то, каким красивым может быть отражение в воде. И мы сегодня попробуем, изобразить пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», но необычным способом, а волшебным.
Слайд № 3
Подумайте и скажите, пожалуйста, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде.
(Дети высказывают свои соображения).
Воспитатель: Сегодня, я хочу вас познакомить с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия).
Предлагаю познакомиться с этой техникой. Монотипия - это способ рисования на «мокрой» бумаге. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне жившему в 17 веке.
Слайд № 4,5,6
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками? Для этого я предлагаю вам освоить технику «монотипия». Мы с вами нарисуем пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», а потом устроим выставку необычных осенних картин с отражением. Чтобы начать творить волшебство, давайте приготовим наши ручки. Возьмите, пожалуйста, шарики Су-Джок.
Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Золотая осень»:
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Сжимать и разжимать шарик сначала в левом, потом в правом кулаке.
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать.
Гладим мячиком ладошку от запястья до кончиков пальцев
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила
– Золотистая пора!
Катаем мячик в центре ладошки по кругу
Воспитатель: Ребята, сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы и будем с вами творить чудеса. Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза и представьте каждый свое чудесное творение. Открываем глаза и приступаем к волшебству.
Чтобы на ваши краски и кисточки всегда было приятно смотреть, давайте вспомним правила работы:
- кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
- аккуратно смачиваем кисточки в воде, излишки воды вытираем о край баночки
- вымытую кисть осушаем легким прикладываниями ворса к салфетке
- каждый раз промываем кисть, чтобы не пачкать краски
- промываем без шума.
Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода- озеро, река…
Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу над линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.
Затем рисуем дерево в верхней части листа - прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года – осени. Ствол потолще, рисуем широкой кисточкой; ветки – потоньше - рисуем узкой кисточкой. Рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится.
Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?
Да, правильно, рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в озеро. Монотипия - увлекательное и интересное занятие.
(Во время рисования звучит пьеса «Осенний сон» Арчибальда Джойса.)
(В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения)
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру и немного отдохнуть.
Физкультминутка «Листики» (с движениями)
«Мы листики осенние, на дереве сидели, (машут руками вправо- влево) Дунул ветер – полетели, (дуют- кружатся)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял, (дуют- встают)
Завертел их, закружил и на землю опустил» (кружатся- садятся на стулья)
Воспитатель: Отдохнули, теперь присаживайтесь на свои места и можно приступить к окрашиванию деревьев, придать им более четкий контур. Может быть кто – то из вас нарисует опустевшие гнезда, траву, птиц, листья, осенние цветы, облака или дождь. Такое чудесное время года, как осень, позволяет проявить фантазию для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили. Мы будем и дальше продолжать рисовать в данной технике, и создавать разные волшебные образы. Нравятся ли вам ваши работы?
Дети: Да! Очень нравятся!
Воспитатель: Ребята, как называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?
Дети: Монотипия
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю наши пейзажи разместить на стенд, чтобы наши мамы и папы любовались красотой осеннего леса. Сделаем для них выставку! (Дети вывешивают свои работы на доску)
Воспитатель: Ребята, теперь подойдите ко мне, если вам понравилось наше занятие и вы легко справились со всеми трудностями, то возьмите себе красный листочек. Если вы где-то затруднялись в работе, и что-то вас огорчило, то возьмите оранжевый листочек.
(Дети выбирают соответствующий цвет)
Воспитатель: Вижу, все вы улыбались, значит, мы не зря старались! Вы все сегодня были маленькими волшебными художниками, молодцы! Спасибо за занятие!
Используемая литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.: цв. вкл.
3. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Цветной мир», 2014. – 216 с. перераб. и доп.