Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по использованию нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе Тема «Деревья смотрят в озеро»

Цель 1. Познакомить детей с техникой рисования «монотипия» и особенностями создания изображения в этой нетрадиционной технике. 2.Формировать умение строить композицию рисунка. Задачи 1. Образовательные задачи познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зеркально симметричных изображений монотипия. Расширять возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. 2. Развивающие задачи развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию. 3. Воспитывающие задачи воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары

Чувашской Республики

Конспект занятия по использованию

нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе

Тема: «Деревья смотрят в озеро»

Воспитатель

Кукурузова Олимпиада Александровна

Программное содержание:

Цель: 

1. Познакомить детей с техникой рисования «монотипия»  и особенностями создания изображения в этой нетрадиционной технике.

2.Формировать умение строить композицию рисунка.
Задачи:

1. Образовательные задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

 2. Развивающие задачи: развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию.

3. Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Словарная работа: монотипия, пейзаж, силуэт.

Используемые материалы:

Раздаточный:  

- белые листы бумаги формата А - 4 (на каждого ребенка);

- акварельные краски (на каждого ребенка);

- кисточки разных размеров (широкая, узкая) (на каждого ребенка);

- баночки с водой (на каждого ребенка);

- клеенка, салфетка (на каждого ребенка).

Демонстрационный:

- репродукции картин: И. И. Левитан «Золотая осень»; М.В. Нестеров «Осенний пейзаж»;

- колонка, запись произведения композитора: Ф. Шопена «Осенний вальс»;

- проектор, ноутбук,

- работы выполненные в технике монотипия (презентация)

Предварительная  работа:

- рассматривание иллюстраций, репродукций, художественных  открыток,

знакомящих с осенними пейзажами известных художников (И. И.  Левитан,

М.В. Нестеров).

- рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде.

- наблюдение за деревьями на прогулке.

- экспериментирование с отражением в зеркале.!!! Знакомство с зеркальной

симметрией. Наблюдение на прогулке за отражением в лужах.

- разучивание стихов и песен об осени.

- прослушивание музыкальных произведений русских композиторов

(П. И. Чайковский, А.С. Аренский).

Методы и приёмы:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- практические (создание пейзажа, игровая ситуация с использованием художественного слова  - ТРИЗ).

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Приветствие:

Собрались все детки в круг. (дети стоят в кругу, держась за руки)

Я твой друг, (руки к груди)

И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята сейчас я прочту вам стихотворение, а вы отгадайте, про какое время года это стихотворение.

Кто сегодня в парке нашем

Листья красками раскрасил?

И кружит их, с веток сносит?

Это наступила …..Осень!

Воспитатель: Верно. А вы любите осень? Чем она вам нравиться?

Ответы детей: ( красивая, разноцветные листья собирать в букет, гулять с родителями по парку, побегать по лужам).

Воспитатель: Мне так же, как и вам, очень нравится осень.

Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Да – нет» (ТРИЗ). Я буду передавать вам осенний листочек по кругу, а вы отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет»:

- Осенью цветут цветы?

-Осенью растут грибы?

-Тучи солнце закрывают?

-Урожай все собирают?

- Птичьи стаи улетают?

- Часто – часто льют дожди?

- Достаем мы сапоги?

- А букашки прилетают? Спать в листочки заползают?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

Ну, а что же людям делать? (придумывают варианты ответов: надевать шапки, надевать куртки, брать зонтики; собирать грибы, овощи, фрукты, красивые листья)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, предлагаю присесть на стульчики, я хочу вас познакомить картиной Исаака Левитана «Золотая осень». Внимание на экран.

Слайд №1

Воспитатель: Какое время года вы видите  на картине? Почему вы так считаете? Какие краски использовал художник?

Художники - пейзажисты очень любят природу и любуются ею в разное время года и в разную погоду. Они не просто срисовывают то, что им понравилось в лесу, поле, парке, а делают сначала небольшие зарисовки, наброски - то хоровод тоненьких белоствольных березок, то толстое дерево с искривленным стволом, а уже затем добавляют цвет.

Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.

Художник Михаил Нестеров изобразил золотую осень в водном отражении, как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. Природа кажется застывшей в своем холодном спокойствии. Не шелохнется и отражение в воде, но если внимательно приглядеться, то вдруг все оживает. Мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку…

Слайд № 2

Воспитатель: Как сказал белорусский поэт Анатолий Болутенко:

Какая гладкая река! Чиста от ряби, словно льдина,

        В ней бал справляют облака, для взора чудная картина.
        Двойные будто берега: один действительный, реальный,

           В воде деревья и луга, другой, как в сказке, виртуальный.

В своем стихотворении поэт как раз описал то, каким красивым может быть отражение в воде. И мы сегодня попробуем, изобразить пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», но необычным способом, а волшебным.

Слайд № 3

Подумайте и скажите, пожалуйста, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде.

(Дети высказывают свои соображения). 

Воспитатель: Сегодня, я хочу вас познакомить с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия).

Предлагаю познакомиться с этой техникой. Монотипия - это способ рисования  на «мокрой» бумаге. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Изобретение монотипии приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне жившему в 17 веке.

Слайд № 4,5,6

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками? Для этого я предлагаю вам освоить технику «монотипия». Мы с вами нарисуем пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», а потом устроим выставку необычных осенних картин с отражением. Чтобы начать творить волшебство, давайте приготовим наши ручки. Возьмите, пожалуйста, шарики Су-Джок.

Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Золотая осень»:

Листик красный, листик желтый,

А зеленых не видать!

Сжимать и разжимать шарик сначала в левом, потом в правом кулаке.

Поменяли цвет листочки,

Стали дружно опадать.

Гладим мячиком ладошку от запястья до кончиков пальцев

Солнце прячется за тучки,

Хмурый дождик льет с утра.

Это осень наступила

– Золотистая пора! 

Катаем мячик в центре ладошки по кругу

Воспитатель: Ребята, сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы и будем с вами творить чудеса. Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза и представьте каждый свое чудесное творение. Открываем глаза и приступаем к волшебству.

Чтобы на ваши краски и кисточки всегда было приятно смотреть, давайте вспомним правила работы:

- кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

- аккуратно смачиваем кисточки в воде, излишки воды вытираем о край баночки

- вымытую кисть осушаем легким прикладываниями ворса к салфетке

- каждый раз промываем кисть, чтобы не пачкать краски

- промываем без шума.

Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода- озеро, река… 

Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу над линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.

Затем рисуем дерево в верхней части листа - прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года – осени. Ствол потолще, рисуем широкой кисточкой; ветки – потоньше - рисуем узкой кисточкой. Рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится. 

Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?

Да, правильно, рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в озеро. Монотипия - увлекательное и интересное занятие.

(Во время рисования звучит пьеса «Осенний сон» Арчибальда Джойса.)

(В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения)

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру и немного отдохнуть.

Физкультминутка «Листики» (с движениями)

«Мы листики осенние, на дереве сидели, (машут руками вправо- влево) Дунул ветер – полетели, (дуют- кружатся)

И на землю тихо сели (приседают)

Ветер снова набежал и листочки все поднял, (дуют- встают)

Завертел их, закружил и на землю опустил» (кружатся- садятся на стулья)

Воспитатель: Отдохнули, теперь присаживайтесь на свои места и можно приступить к окрашиванию деревьев, придать им более четкий контур. Может быть кто – то из вас нарисует опустевшие гнезда, траву, птиц, листья, осенние цветы, облака или дождь. Такое чудесное время года, как осень, позволяет проявить  фантазию для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили. Мы будем и дальше продолжать рисовать в данной технике, и создавать разные волшебные образы. Нравятся ли вам ваши работы?

Дети: Да! Очень нравятся!

Воспитатель: Ребята, как называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?

Дети: Монотипия
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю наши пейзажи разместить на стенд, чтобы наши мамы и папы любовались красотой осеннего леса. Сделаем для них выставку! (Дети вывешивают свои работы на доску)

Воспитатель: Ребята, теперь подойдите ко мне, если вам понравилось наше занятие и вы легко справились со всеми трудностями, то возьмите себе красный листочек. Если вы где-то затруднялись в работе, и что-то вас огорчило, то возьмите оранжевый листочек.

(Дети выбирают соответствующий цвет)

Воспитатель: Вижу, все вы улыбались, значит, мы не зря старались! Вы все сегодня были маленькими волшебными художниками, молодцы! Спасибо за занятие!

Используемая литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.: цв. вкл.

3. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»):  учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Цветной мир», 2014. – 216 с. перераб. и доп.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области