Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Бусотерапия как средство психологической реабилитации детей с психопатическими проявлениями»

Цель Организация психолого-педагогической реабилитация детей с психопатическими проявлениями с помощью инновационной технологии М. И. Родиной «Бусоград». Задачи 1. Выявление положительных качеств личности ребенка с СДВГ для организации дальнейшей психолого-педагогической работы. 2. Освоение нового способа творческой деятельности – конструирования изображений из бус. 3. Развитие эмоциональной отзывчивости, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. 4. Развитие интересов детей, любознательности и мотивации, развитие воображения и творческой активности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОЕКТ

по дисциплине «Психологическое консультирование и психокоррекция»

«Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение»

Тема: «Бусотерапия как средство психологической реабилитации

детей с психопатическими проявлениями»

Автор проекта: Ворожбицкая Лариса Владимировна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Нефтеюганск

2022г.

Актуальность проекта

В условиях современной жизни человек нередко становится жертвой стрессов и депрессий. Напряженный ритм жизни в сочетании с вредной окружающей средой может вызвать временные, а иногда и стойкие отклонения в физической и умственной трудоспособности, вследствие чего происходят нарушения в поведении человека. Нарушения могут быть вызваны и различными заболеваниями, несчастными случаями, а также неправильным воспитанием. Влиянию неблагоприятных факторов больше всего подвержены дети. К сожалению, в современном мире нарушения психического развития и отклонения в поведении детей наблюдаются все чаще и чаще. Одним из нарушений психического развития детей является психопатия, которая характеризуется неравномерным развитием отдельных психических функций и сфер. Болезненное развитие характера сопровождается различными психическими расстройствами: у одних наблюдается эмоциональная холодность, эгоцентризм, они не испытывают каких-либо теплых чувств к родным и близким. Другие, наоборот, эмоционально возбудимы, очень обидчивы, ранимы; третьи проявляют склонность к аффективному срыву.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Цель:

Организация психолого-педагогической реабилитация детей с психопатическими проявлениями с помощью инновационной технологии М. И. Родиной «Бусоград».

Задачи:

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (организационно-диагностический):

II. Основной этап (коррекционно-практический):

1. Содержание деятельности родителей:

2. Содержание деятельности педагога:

3. Содержание деятельности детей:

III. Обобщающий (итоговый):

Внутренний мир ребенка сложен и многогранен. Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать внем? 
Что бы решить данную проблему, я обратилась к методике М.И. Родиной «Бусоград» .

Основываясь на данной методике, я разработала свою инновационную технологию для психолого-педагогической реабилитации детей с СДВГ, которую назвала бусотерапией.

Бусотераия - это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, с использованием, игровой терапии, сказкотерапии, который обеспечивает поддержку ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется для работы с детьми с трудностью адаптации, коррекцию детей со страхами, психосоматическими нарушениями, познании собственного "Я". Психолог создает среду для самопринятия и самопознания. Различные способы самовыражения не требуют особых практических навыков в работе с бусами, а необходимы лишь для самовыражения или облегчения и освобождения. При использовании данной технологии развивается зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, связанное с работой левого полушария. Бусотерапия связывает между собой зрение, зрительно-двигательную координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые дети могут подавлять. При работе с травмами у детей, позволяет выявить проблему, если ее сложно описать вербально. Значимым составляющим является использование различных бусоматериалов.

Значимой составляющей данной технологии считаю безоценочность. Не применяются суждения красиво-некрасиво, при этом воспитанники не сравнивают себя с другими, не испытывают неловкости, стыда, обиды.

Предполагаемые результаты достижения целевых ориентиров:

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, у которых наблюдаются психопатические проявления, должна строиться на выявлении положительных качеств личности. Для этого необходимо развивать у ребенка его способности и дарования. С помощью творческой деятельности, которая осуществляется в бусотерапии, в ребенке раскрываются таланты, а коллективная творческая деятельность помогает научиться работать в команде, развивает чувство привязанности к товарищам.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в опытно-экспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать, достаточно  владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен экспериментировать, у ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим.

Из опыта практической работы

Бусотехникой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету, размеру, длинне.

Дети знакомятся с различными бусинками в следующей последовательности:

В старшем возрасте используется алгоритм действия, т.е. этапы выполнения.

В бусотехнике есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности. Прежде чем приступить непосредственно к созданию предметов, линий и т.п., т.е. к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления – стратегию. Для начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объекта, предмета и его художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.

При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно. Нужно действовать от простого к сложному. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, букв русского алфавита и т.д. Использование быстрой и медленной музыки поддержания темпа и ритма у старших дошкольников.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями, создает фундамент эффективной работы, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки, приобретенные в ходе работы.

Иногда возникают сложности в ходе занятий. Так, при выполнении упражнений с использованием педагогической технологии у детей наблюдались – медленное выполнение, пропуск бус по счету, затруднение создать дорожку, улитку и другие задания по схеме, слабая реакция на музыку, затруднения в создании целого образа и т.д.

Этапы работы с техникой «Бусоград».

I этап. Подготовительный.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»

II этап. Конструктивный.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ: «Парусник», «Домик» и т. п.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный дворец», «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.

Содержание деятельности (дидактические упражнения)

К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.

Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.

Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.

Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»

"Бусы и шкатулочка"

Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.

"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?"Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.

"Вертушка"

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

Потанцуйте, не ленитесь,

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.

"Узоры"

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).

Рисуем бусами.

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).

«Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

Кочка, горочка, гора –

Вот так славная игра!

«Тарелка, лодочка, квадрат»

Вновь выпрямляется дорожка,

Вниз потянем мы немножко.

Хороша тарелка наша.

Тянем, тянем – лодка здесь.

А потянем ещё дальше –

И уже квадратик здесь.»

Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,

Получилось здорово, каждый очень рад!»

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

«Цветочек»

Выложим мы вновь «дорожку»,

Потянем в стороны немножко-

И вот мы сделаем кружочек,

А превратим его в «цветочек»!

«Бабочка»

Бабочки-красавицы на лугу порхают,

Им цветочки нравятся, нектар их собирают.

Рисуем из двух ниток.

«Домик»

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

Следует отметить, что бусотехника способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Значимость методики заключается, в том, что практические игровые упражнения составлены с учётом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Каждое игровое упражнение содержит не только продуктивные задачи, но также образовательные и воспитательные, что позволяет воздействовать на все стороны личности ребёнка.

Особую значимость в опыте приобретают принципы:

Таким образом, результативность деятельности оптимальна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация данной методики обеспечивает положительную динамику в психолого-педагогической реабилитации детей с психопатическими проявлениями.

По моему мнению, и педагогических наблюдений, использование бусотехники позволяет более эффективно решать проблему развития способностей ребенка и дает возможность увидеть красоту окружающего мира и осознать себя частичкой этой вечной Красоты и Гармонии.

Список используемой литературы:

1.Бусоград/М.И.Родина – «Музыкальная палитра» Санкт-Петрбург, 2008.

2.Другой мир «особого» ребенка: помощь, уход и развитие/О.А.Реуцкая. – Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ», 2011.

3. Психологическая реабилитация в детском возрасте/ К.С.Бахарева. - Ростов-на –Дону: Феникс, 2009.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 160 с.

5. Трудные вопросы воспитания/Калинина Г. - М.: Лепта Книга, 2017.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области