ПРОЕКТ
по дисциплине «Психологическое консультирование и психокоррекция»
«Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение»
Тема: «Бусотерапия как средство психологической реабилитации
детей с психопатическими проявлениями»
Автор проекта: Ворожбицкая Лариса Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Нефтеюганск
2022г.
Актуальность проекта
В условиях современной жизни человек нередко становится жертвой стрессов и депрессий. Напряженный ритм жизни в сочетании с вредной окружающей средой может вызвать временные, а иногда и стойкие отклонения в физической и умственной трудоспособности, вследствие чего происходят нарушения в поведении человека. Нарушения могут быть вызваны и различными заболеваниями, несчастными случаями, а также неправильным воспитанием. Влиянию неблагоприятных факторов больше всего подвержены дети. К сожалению, в современном мире нарушения психического развития и отклонения в поведении детей наблюдаются все чаще и чаще. Одним из нарушений психического развития детей является психопатия, которая характеризуется неравномерным развитием отдельных психических функций и сфер. Болезненное развитие характера сопровождается различными психическими расстройствами: у одних наблюдается эмоциональная холодность, эгоцентризм, они не испытывают каких-либо теплых чувств к родным и близким. Другие, наоборот, эмоционально возбудимы, очень обидчивы, ранимы; третьи проявляют склонность к аффективному срыву.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Необходимым условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения, в том числе педагога-психолога, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности, в том числе, игровые технологии.
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Цель:
Организация психолого-педагогической реабилитация детей с психопатическими проявлениями с помощью инновационной технологии М. И. Родиной «Бусоград».
Задачи:
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап (организационно-диагностический):
II. Основной этап (коррекционно-практический):
1. Содержание деятельности родителей:
2. Содержание деятельности педагога:
3. Содержание деятельности детей:
III. Обобщающий (итоговый):
Внутренний мир ребенка сложен и многогранен. Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать внем?
Что бы решить данную проблему, я обратилась к методике М.И. Родиной «Бусоград» .
Основываясь на данной методике, я разработала свою инновационную технологию для психолого-педагогической реабилитации детей с СДВГ, которую назвала бусотерапией.
Бусотераия - это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, с использованием, игровой терапии, сказкотерапии, который обеспечивает поддержку ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется для работы с детьми с трудностью адаптации, коррекцию детей со страхами, психосоматическими нарушениями, познании собственного "Я". Психолог создает среду для самопринятия и самопознания. Различные способы самовыражения не требуют особых практических навыков в работе с бусами, а необходимы лишь для самовыражения или облегчения и освобождения. При использовании данной технологии развивается зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, связанное с работой левого полушария. Бусотерапия связывает между собой зрение, зрительно-двигательную координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые дети могут подавлять. При работе с травмами у детей, позволяет выявить проблему, если ее сложно описать вербально. Значимым составляющим является использование различных бусоматериалов.
Значимой составляющей данной технологии считаю безоценочность. Не применяются суждения красиво-некрасиво, при этом воспитанники не сравнивают себя с другими, не испытывают неловкости, стыда, обиды.
Предполагаемые результаты достижения целевых ориентиров:
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, у которых наблюдаются психопатические проявления, должна строиться на выявлении положительных качеств личности. Для этого необходимо развивать у ребенка его способности и дарования. С помощью творческой деятельности, которая осуществляется в бусотерапии, в ребенке раскрываются таланты, а коллективная творческая деятельность помогает научиться работать в команде, развивает чувство привязанности к товарищам.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в опытно-экспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать, достаточно владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен экспериментировать, у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим.
Из опыта практической работы
Бусотехникой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету, размеру, длинне.
Дети знакомятся с различными бусинками в следующей последовательности:
В старшем возрасте используется алгоритм действия, т.е. этапы выполнения.
В бусотехнике есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности. Прежде чем приступить непосредственно к созданию предметов, линий и т.п., т.е. к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления – стратегию. Для начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объекта, предмета и его художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.
При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно. Нужно действовать от простого к сложному. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, букв русского алфавита и т.д. Использование быстрой и медленной музыки поддержания темпа и ритма у старших дошкольников.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями, создает фундамент эффективной работы, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки, приобретенные в ходе работы.
Иногда возникают сложности в ходе занятий. Так, при выполнении упражнений с использованием педагогической технологии у детей наблюдались – медленное выполнение, пропуск бус по счету, затруднение создать дорожку, улитку и другие задания по схеме, слабая реакция на музыку, затруднения в создании целого образа и т.д.
Этапы работы с техникой «Бусоград».
I этап. Подготовительный.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»
II этап. Конструктивный.
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ: «Парусник», «Домик» и т. п.
III этап. Творческий.
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный дворец», «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.
Содержание деятельности (дидактические упражнения)
К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.
Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.
Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.
Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»
"Бусы и шкатулочка"
Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.
"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?"Ответы.
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.
Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
"Вертушка"
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
Потанцуйте, не ленитесь,
А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.
"Узоры"
Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!
Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).
Рисуем бусами.
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.
Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.
«Дорожка»
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодка здесь.
А потянем ещё дальше –
И уже квадратик здесь.»
Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад!»
«Тучка»
Снова «дорожка»,
Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«Домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.
Следует отметить, что бусотехника способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Значимость методики заключается, в том, что практические игровые упражнения составлены с учётом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Каждое игровое упражнение содержит не только продуктивные задачи, но также образовательные и воспитательные, что позволяет воздействовать на все стороны личности ребёнка.
Особую значимость в опыте приобретают принципы:
Таким образом, результативность деятельности оптимальна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация данной методики обеспечивает положительную динамику в психолого-педагогической реабилитации детей с психопатическими проявлениями.
По моему мнению, и педагогических наблюдений, использование бусотехники позволяет более эффективно решать проблему развития способностей ребенка и дает возможность увидеть красоту окружающего мира и осознать себя частичкой этой вечной Красоты и Гармонии.
Список используемой литературы:
1.Бусоград/М.И.Родина – «Музыкальная палитра» Санкт-Петрбург, 2008.
2.Другой мир «особого» ребенка: помощь, уход и развитие/О.А.Реуцкая. – Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ», 2011.
3. Психологическая реабилитация в детском возрасте/ К.С.Бахарева. - Ростов-на –Дону: Феникс, 2009.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 160 с.
5. Трудные вопросы воспитания/Калинина Г. - М.: Лепта Книга, 2017.