Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок русского языка в 5 классе. История алфавита.

Задачи - Закрепление понятия буква – звук - обучение правильно располагать слова по алфавиту - способствовать становлению нравственных качеств у учащихся, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок русского языка в 5 классе.

История алфавита.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по ознакомлению и закреплению знаний по теме «Алфавит»;

- создать условия для развития положительной мотивации к учению;

- стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся;

- воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Задачи:

- закрепление понятия буква – звук;

- обучение правильно располагать слова по алфавиту;

- способствовать становлению нравственных качеств у учащихся, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе. Планируемые результаты:

Личностные:

- уметь аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- определять цели предстоящей учебной деятельности; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

- адекватно воспринимать причину успеха и поражения в учебной деятельности.

Метапредметные:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения;

- осуществлять самоконтроль;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;

- уметь сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Предметные:

- познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита;

- формировать умение правильно произносить названия букв и составлять алфавитный перечень слов;

- формировать умение извлекать нужную информацию из текста;

- формировать умение пользоваться словарями, каталогами.

Ресурсы урока:

Учебно-методические: УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова «Русский язык. 5 класс» - М., «Просвещение», 2015; орфографический словарь, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, материалы цифровых платформ «Учи.ру», «Якласс».

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель. Добрый день, ребята. Урок начинается, пусть он пройдёт интересно и с пользой.

Очень часто, для того чтобы открыть что-то новое и важное, мы должны вспомнить и повторить то, что мы уже изучали и хорошо знаем. И сегодня мы начнём свой урок с повторения предыдущих тем.

II.Повторение изученного на предыдущих уроках.

(На экран выводится тренировочное упражнение из цифровой платформы «Учи.ру», состоящее из 6 утверждений:

1.Звуки речи, способы их образования и звуковое строение языка изучает (фонетика).

2.Состоят только из голоса (гласные звуки).

3.Состоят из шума или из голоса и шума (согласные звуки).

4.На ударные и безударные делятся (гласные звуки).

5.На глухие и звонкие, твёрдые и мягкие делятся (согласные звуки).

6.При обозначении звуков в транскрипции используются скобки (квадратные).

Учитель. Ребята, вы должны продолжить утверждения, выбрав правильный ответ.

(Дети читают утверждения, комментируя свои ответы).

Учитель. Молодцы! Справились!

III.Этап мотивации

А сейчас прослушайте загадку, которую я вам приготовила.

Буквы – значки,

Как бойцы на параде.

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном

Месте стоит,

И называется всё – (алфавит).

IV.Формулирование темы и целей урока

Учитель. Ребята, как называются значки, о которых я вам прочитала? (буквы).

Как называется расположение букв в определённом порядке? (алфавит).

Правильно, алфавит. Это и будет темой нашего урока.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему.

Учитель. Ребята, а какую цель вы поставили бы к уроку?

Учащиеся:

- Узнать историю возникновения русского алфавита;

- повторить алфавит русского языка;

- научиться использовать алфавит на практике.

V. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Ребята, а теперь познакомимся с историей создания алфавита. Смотрите на экран и слушайте.

(На экране появляется первый слайд презентации).

В первом алфавите, который очень давно создали финикийцы, все буквы были согласные, и ими удавалось записать всю человеческую речь. (Слайд3). Но когда этот алфавит попал к грекам, они придумали и ввели в алфавит гласные. Этот греческий вариант алфавита и стал основой для создания нашего алфавита.

Ребята, как можно по-другому назвать алфавит?

(Азбукой).

- Чем отличается азбука от алфавита?

- Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки, что означало «буква»): , а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: А (альфа) и Б (вита).

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки у славян не было, они не имели собственных букв, не могли написать на своём языке ни книг, ни даже писем друг другу.

- Откуда же появилась наша азбука?

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные, хорошо знали славянский язык. Они по приглашению приехали к славянам, чтобы создать для них азбуку. Константин и Мефодий прожили среди славя 40 месяцев, переходя с одного места на другое, обучая славян. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита. Они перевели на славянский язык Евангелие и другие богослужебные книги. Начиная с 1987 года, в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Азбука впоследствии стала называться кириллицей в честь Константина, который перед смертью принял имя Кирилл.

Таким образом, Кирилл и Мефодий подарили славянам азбуку, которой они пользуются до сих пор. (Слайд 4). Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. В течение тысячелетия существования на русской почве кириллица изменилась не очень значительно. Некоторые буквы были упрощены, а позднее русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. (Слайд7).

Старые названия букв продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах (Слайд 8).

Сценка.

Мальчик: Ох! Опять алфавит! С первого класса учим. Надоело!

Девочка: И всё без толку! До сих пор запомнить не можешь!

Мальчик: А зачем? Буквы-то я знаю. Зачем мне знать их порядок?

Девочка: То-то ты вчера в словаре полчаса одно слово искал!

Учитель. Действительно, ребята, зачем нам нужно знать алфавит?

Ответы учащихся:

- В алфавитном порядке располагаются слова в словарях, энциклопедиях, в библиотечной картотеке, в телефонном справочнике, в классном журнале контакты в телефонах записаны также в алфавитном порядке.

Учитель. Алфавит нужно знать так же хорошо, как и таблицу умножения. Тот, кто хорошо знает алфавит, легко и быстро может найти то, что ему надо.

Давайте вспомним алфавит, откроем учебник на странице 134, прочитаем алфавит про себя. Теперь поработаем в парах. Расскажите друг другу алфавит.

- Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!

Опрос:

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько гласных букв? (10)

- Сколько согласных букв? (21)

- Какие буквы не имеют звука? (Ъ и Ь). Их называют не буквами, а знаками.

- А что, по-вашему, важнее – гласные или согласные? Можно ли догадаться о слове, если выписать из него только согласные или только гласные?

С_Р_Ф_Н (сарафан), нетрудно догадаться, а вот по гласным просто невозможно _А_А_А_. Значит, согласные содержат больше информации.

Обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля. Посмотрите, третий том посвящён только одной букве П. А по какому принципу расположены слова на одну букву?

Учащиеся: Мы должны учитывать вторую или третью букву.

Физкультминутка «Фонетическое лото».

Учитель. Достаю из мешочка жетончик с буквами. Если это гласная, то 2 раза хлопаем, если согласная – 2 раза топаем, если это знаки – машем поднятыми руками. И напоследок дети с буквой А в именах на цыпочки привстали, с буквой И на месте побежали. Все привстали, подтянулись, на места свои вернулись.

VI.Организация познавательной деятельности.

Игра «Найди ошибку».

На слайде имена твоих одноклассников в алфавитном порядке, но, похоже, есть ошибка. Найдите имя, стоящее не на своём месте. (Слайд10).

- А теперь, ребята, 10 человек из вас, садятся за компьютеры и выполняют тестовые упражнения в цифровой платформе «Учи.ру» по изученной сегодня теме.

Остальные ребята работают письменно по карточкам. Один из ребят идёт к доске. На доске закреплён цветок, на обратной стороне лепестков даны задания по разным темам: синтаксический разбор предложения, обращение, прямая речь, однородные члены предложения. Ученик выдёргивает любой лепесток, читает вслух задание и выполняет его у доски.

Игра «Самый догадливый». Нужно расшифровать слово. 4,18,1,14,16,20,1. (Грамота).

Самый первый получит оценку.

Работа с упражнениями учебника

- Запишите названия городов из упр.279 в 3 колонки: в первую колонку слова, которые начинаются на мягкий согласный; вторая колонка – слова, начинающиеся на твёрдый согласный, третья колонка – слова, начинающиеся на гласную букву, все колонки выстраиваем в алфавитном порядке.

После окончания работы меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем по эталону на доске.

Слайд с эталоном выводится на экран.

А теперь открываю результаты выполненных тестовых упражнений в «Учи.ру». Каждый из работавших за компьютером получает оценку.

Все ошибочные ответы разбираем сообща.

Задания, выполненные по карточкам, ребята проверяют по эталону.

Ученик, работавший у доски, разбирает работу вслух, комментируя каждый шаг.

VII. Рефлексия.

1.Что нового узнали на уроке?

2. Что для вас показалось самым интересным?

3. Что вызвало затруднения?

4. Как разрешить эти затруднения?

Домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Выполнить самостоятельную работу на платформе «Учи.ру» по теме «Алфавит».

2.Сочинить увлекательную историю о гласных и согласных

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области