Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль концертмейстера в музыкальных учебных заведениях

– Рассказать о том, что такое концертмейстер и его роль в музыкальном образовании. – Объяснить, какие навыки и знания нужны для работы концертмейстером. – Дать примеры успешных концертмейстеров с разных точек зрения. – Обсудить проблемы, с которыми сталкиваются концертмейстеры, и пути их решения. – Предложить методы повышения квалификации для концертмейстеров.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль концертмейстера в музыкальных учебных заведениях

Концертмейстер - одна из самых распространенных профессий среди пианистов. Он является солистом и аккомпаниатором, и вместе они составляют единый, целостный музыкальный организм. Однако не все пианисты могут стать концертмейстерами, так как этому искусству требуется высокое музыкальное мастерство, художественная культура и особое призвание. Многие известные композиторы также занимались аккомпанементом.

Существуют исследования, которые специально посвящены искусству аккомпанемента и концертмейстерской деятельности. Они подробно освещают методические аспекты работы над чтением с листа и транспонированием. Однако методические материалы, посвященные работе концертмейстера в музыкальных школах и школах искусств, отсутствуют.

В музыкальных учебных заведениях пианист-концертмейстер вместе с преподавателем помогает детям воспринимать искусство, развивает навыки игры в ансамбле и общую музыкальность. Работа концертмейстера с детьми имеет свои особенности и требует дополнительной сложности и ответственности. Термины "концертмейстер" и "аккомпаниатор" имеют некоторые различия, но на практике они часто используются как синонимы. Аккомпаниатор сопровождает солистов на эстраде, обеспечивая им ритмическую и гармоническую опору.

Концертмейстер помогает вокалистам и инструменталистам учить партии и аккомпанировать им как на репетициях, так и на концертах. Он контролирует качество исполнения солистов, знает их исполнительскую специфику и помогает в исправлении трудностей. Работа концертмейстера объединяет различные функции - творческие, педагогические и психологические.

Хороший концертмейстер должен обладать хорошим музыкальным слухом, воображением и артистизмом. Он должен владеть роялем, развить в себе чуткость к партнеру и ощущать взаимодействие между солистом и аккомпанементом. Концертмейстер должен уметь быстро осваивать музыкальный текст и отличать существенное от менее важного. Он также должен быть "универсальным" музыкантом, так как в школе искусств он сотрудничает с представителями разных художественных специальностей.

Таким образом, концертмейстер важен для музыкальных учебных заведений, так как он помогает детям развивать их музыкальные навыки и воспитывает их в мире искусства.

Концертмейстер должен обладать помимо игровых навыков, также и навыками музыкального ансамбля и умением читать партии любой сложности. Важно понимать смысл нот, их влияние на композицию целиком, а также играть аккомпанемент, просматривая и представляя партию солиста заранее, чтобы наилучшим образом соответствовать его трактовке и выразительности.

Концертмейстер также должен уметь читать четырехголосные хоровые партитуры, знать основные жесты и методики дирижирования, иметь представление о вокальной технике, включая подачу голоса, дыхание, артикуляцию и нюансировку. Знание игры на русских народных инструментах, таких как балалайка и домра, также является важным. Концертмейстер должен быть знаком с историей музыкальной культуры, изобразительным искусством и литературой, чтобы точно передать стиль и образное построение произведений.

Особенность работы концертмейстера заключается также в том, что ему нужно найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а участником музыкального действия, причем второго плана. У солиста полная свобода в выражении своей творческой индивидуальности, в то время как концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к стилю и трактовке солиста, сохраняя свою индивидуальность.

Однако, на первом плане в деятельности концертмейстера всегда находятся творческие аспекты. Для творческого процесса требуется наличие концепции и ее воплощение. Реализация концепции связана с активным исследованием, которое выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, закладываемого в нотном тексте и во внутреннем представлении.

Для постановки интересных задач в творческой работе концертмейстеру обычно недостаточно знаний только в своей специальности. Необходимы глубокие знания в музыкальной теории (гармонии, анализе форм, полифонии). Разностороннее и гибкое мышление, способность анализировать тему в различных контекстах и широкий кругозор в смежных областях знаний помогут концертмейстеру творчески использовать имеющийся материал.

Концертмейстеру необходимо обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера имеет особый характер. Оно должно быть комбинированным: разделено не только между двумя собственными руками, но и относится к солисту - главному исполнителю. В каждый момент важны движения пальцев, использование педали, внимание слуха занято звуковым балансом (который является основой ансамблевого музицирования), звуковедением солиста; ансамблевое внимание следит за реализацией единства художественной концепции. Такое напряжение внимания требует значительных физических и эмоциональных усилий.

Мобильность, быстрота реакции и активность также крайне важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он должен быть готов подхватить солиста и продолжить произведение в случае, если тот ошибся в музыкальном тексте (что не редко бывает в исполнении детей) и не останавливаться, продолжая играть. Опытный аккомпаниатор может снять волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением. Лучшим средством для этого является сама музыка: выразительное исполнение аккомпанемента, повышенный тонус игры. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему приобрести уверенность, психологическую и, за ней, физическую свободу. Воля и самоконтроль также необходимы концертмейстеру. В случае возникновения музыкальных трудностей на сцене он должен твердо помнить, что нет необходимости останавливаться или исправлять свои ошибки, как и проявлять раздражение посредством мимики или жестов.

Работа концертмейстера в учебных заведениях с детьми имеет значительную педагогическую составляющую, так как она заключается, в основном, в обучении новому учебному репертуару с солистами.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области