Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «В гости к Песчаной королеве»

Цель проекта Познакомить детей со свойствами неживой природы песка, воды и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности. Задачи проекта • стимулировать потребности познания окружающего мира • активизировать творческие способности детей • открыть детям свойства неживой природы • создать условия для экспериментальной деятельности детей • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании • учить детей делать выводы на основе экспериментов • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тип проекта: среднесрочный, исследовательско – творческий.

Предметная секция проекта: естественнонаучная (неживая природа).

Тема проекта: «В гости к Песчаной королеве»

Цель проекта:

Познакомить детей со свойствами неживой природы: песка, воды и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Проблема проекта:

 Необходимость и совершенствования расширения знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о свойствах песка;

осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.

Гипотеза проекта:     

Использование различных методов и форм (игровой, исследовательский, экспериментирования; практические занятия и др.) при ознакомлении дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка, и приведут детей к:

- инициативности, внутренней свободы;

- развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков;

- развитию наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение;

- формированию умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

- качественному изменению эмоциональной насыщенности и информативности;

- увеличению процента детей желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.

Исследуем: 

Что мы знаем о песке? Для чего нам нужно изучать свойства песка? Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Какая форма у песчинок? Какого цвета песок? Можно ли из сухого песка лепить? Можно ли сухим песком рисовать?

Исследуем: 

Куда пропадает водичка, налитая на песок? Можно ли лепить из мокрого песка?

Исследуем: 

Что тяжелее сухой песок или влажный? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи?

Исследуем: 

Можно ли очистить воду с помощью песка?

Исследуем:  

Может ли песок двигаться? Что значит песочные часы, для чего они нужны?

Исследуем:  

 Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? Как можно играть сухим и мокрым песком? Можно ли сухим песком рисовать?

Необходимое оборудование проекта:

Экспериментный ряд: 

Ø емкости с сухим и мокрым песком;

Ø ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки,  мерные стаканчики;

Ø совки, различные сита, ведерки, миски;

Ø емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;

Ø большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные,  детские грабли, лейки;

Ø пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;

Ø пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины), банка.

Ø стаканчики (из-под йогурта), трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля.

Продукты проекта:

Экологический стенд «Волшебные рисунки из песка» (разноцветный песок). 

 Выставка рисунков «Я рисую речку, я рисую солнце»

Предварительная работа проекта:

Ø Беседа «Для чего нужен песок?»

Ø Манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук).

Ø Занятие в песочных коробках «На берегу озера».

Ø Занятия по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице»), «Замки из песка» (лепка), «Море с рыбками», «Песчаные шедевры» (рисование).  

Ø Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами песка.

Ø Заучивание наизусть стихов, загадок о песке.

Ø Игра–инсценировка «Песочные часы», «Наблюдаем и играем».

Ø Диафильм «Обитатели пустыни». 

Ø Старые сказки на новый лад в песочных коробках «Теремок», «Как Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф строили себе дом».

Ø Видеозапись -  «Песок – лучший лекарь».

Ø Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка  в деятельности человека:  иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком».

Формы работы по проекту с детьми:

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

II этап – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

•Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Вода – источник жизни.

•Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.

•Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Беседа «Песок помощник»

Задачи:

Познавательное развитие. Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Расширять представления детей о свойствах песка. Знакомить детей с различными строительными материалами,

Речевое развитие. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Социально-коммуникативное развитие:Воспитывать бережное отношение к не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа. Рассматривание Детской Энциклопедии.

Словарная работа.Учить, грамматически правильно строить предложения, при ответах на вопросы воспитателя.

Материал и оборудование. Проектор, песок, стеклянная колба, предметная картинка – многоквартирный дом.

Ход ООД

В гости к детям пришел Хрюша.

- Здравствуйте, ребята.

Воспитатель:

Здравствуй, Хрюша. Ты почему такой мокрый.

Хрюша:

Я люблю строить домики для моих друзей Ниф-нифа, Нуф-нуфа, и Наф-нафа. Летом было хорошо, я мог построить из песка. Но сейчас на улице зима, весь песок покрыт снегом. Вот и решил построить домики из снега, но очень замерз и решил погреться. Хорошо вам, ребята, вы живете в теплом доме, можете строить домики из кубиков, а снег и песок вам не нужен.

Воспитатель:

Хрюша, тебе нравится наш детский сад? Его построили из плит. А их нельзя сделать без песка. Посмотри на эту картинку, что на ней изображено.

Хрюша:

Здесь изображен красивый домик. Я думаю, что его построили из кирпичей, как мой друг Наф-наф.

Воспитатель:

Ты прав, но если сложить между собой кирпичи, дом прочным не будет, и если их толкнуть, то они просто упадут. Нужен специальный раствор, который будет склеивать кирпичи между собой. А для раствора нужен песок.

Хрюша:

Теперь я знаю все о песке. Он нужен не только детям, но и взрослым. Но это очень долго. А мне хочется построить быстро домики

Воспитатель:

Хрюша, только в сказке можно быстро все сделать, а еще в игре.

Предлагает детям пальчиковую игру «Строим дом»

Тук – тук, строим дом

Дом для Оли и для Коли

Дом для Миши,

Дом для Маши,

Дом для Саши, для Наташи.

Прочный дом, хороший дом,

Будем дружно жить мы в нём.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, песок используют только в строительстве.

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы правы. И я сейчас я хочу показать вам презентацию, в которой показано где и как человек использует песок. Внимание на экран.

Первый слайд.

Песок – такой простой, и такой уникальный природный материал. Недаром говорят, что все гениальное – просто. Добрый друг и верный помощник. Песок с радостью служит человеку, помогая в самых разных делах

Второй слайд.

Песок используется для производства стекла.

Третий слайд.

При изготовлении литейных форм.

Четвертый слайд.

Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В практике индейцев эти изображения и сейчас используются в церемониях и для предсказаний.

Пятый слайд.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику.

Шестой слайд.

Песок – прекрасный материал для творчества. Так появляются на свет замки, лабиринты, картины и скульптуры, созданные из песка.

После просмотра воспитатель задает детям вопрос.

Где люди используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям пройти вместе с Хрюшей в творческую мастерскую.

Воспитатель:

Вы можете песком сделать картины, которые называются фресками.

И приглашают детей сделать фрески из цветного песка.

После работы дети предлагают Хрюше подарить чудесные работы своим друзьям поросятам

Хрюша благодарит детей, прощается и уходит.

Составление небольшого рассказа по сюжетной картинке «Строим замок из песка», игры с песком

Программное содержание.

Познавательное развитие. Расширять представления о песке, его качествах и особенностях.

Речевое развитие. Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины по плану, предложенного воспитателем.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений. Развивать образность речи.

Социально коммуникативное развитие.Способствовать развитию любознательности.

Материал. Сюжетная картинка «Строим замок из песка». Игровой персонаж заяц Степашка

Ход НОД.

Степашка с грустью смотрит из окна.

- На дворе так долго зима, а как хочется поиграть в песочнице, после теплого дождя построить замки из влажного песка.

Воспитатель:

- Но зима рано или поздно кончится. И мы сможем погулять, построить замки, дороги, башни. А сейчас мы можем вспомнить о прошедшем лете, посмотрев на эту картинку.

Обратите внимание на то, кто нарисован на картинке. Что делают дети? Почему замок получился такой прочный, красивый.

Рассказы детей.

Воспитатель:

- Вы очень интересно рассказали об игре с песком. А сейчас я предлагаю вам превратиться в рыбок

Пальчиковая игра «Рыбки» МузыкаЖелезновой

(По методике пальчиковые игры Е. Железновой)

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! "

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала: "Мне хочется спать! "

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

Воспитатель:

-Давайте с вами поиграем в игру с песком, где спрятались рыбки.

Игра - забава «Найди рыбок»

Дети ищут ручками рыбок в песке и выпускают их в воду.

- Молодцы, ребята всех рыбок нашли!

-Ребята, какого цвета песок?

Поисково - творческий вопрос:

-Как сделать, чтобы он стал разноцветным?

-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.

Поделка "Радуга в бутылке"

1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаг. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.

Музыка «Радуга»

2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.

Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.

3. Закрутим крышку.

Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!

Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра

-Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.)

- Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)

Итог:

Песок – относится к неживой природе

Песок сыплется, движется, просеивается через сито

Смешивается с краской

 Большое спасибо, вы очень хорошо потрудились!

Наблюдение за работой дворника из окна.

(Обратить внимание на то, зачем Ирина Владимировна посыпает дорожку песком).

Программное содержание:

Познавательное развитие:

Продолжать знакомить детей с трудом дворника. Совершенствовать знания детей о свойствах снега. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Речевое развитие:

Способствовать развитию любознательности.

Помогать логично и понятно высказывать суждение.

Социально-коммуникативное:

Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения.

Ребята, послушайте загадку:

На асфальте, на дорогах
Очень скользкий есть налет.
Песком засыпан от порога 
Дворниками…(гололед)

Воспитатель задает детям вопросы.

- Какое сейчас время года?

- Почему вы так думаете?

- Как вы понимаете слово «гололёд»

- Что делает наш дворник Ирина Владимировна?

- Зачем она посыпает песком дорожки, может быть, чтобы их было видно вечером?

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять несколько одинаковых пластмассовых заводных автомобилей. Разделившись на две одинаковые подгруппы, одновременно пустить автомобили: одни по ковру, а другие по линолеуму. Выяснить, какие автомобили проедут дальше, почему?

Линолеум гладкий – автомобили едут дальше, а ковер ворсистый, колеса не могут далеко двигаться, быстро останавливаются, а когда их поднимаешь, то заводной автомобиль продолжает работать.

Если представить, что лед – это наш линолеум, то функцию песка выполняет ковер. Когда мы идем или едем на санках по льду, то сразу не можем остановиться, а по песку мы идем уверенно – наша обувь не скользит, а санки не могут ехать.

Напомнить детям правила поведения во время гололеда.

Справа лёд и слева лёд —
Гололёд, гололёд.
Осторожнее, народ!
Требует внимания лёд!

Воспитатель:

Чей труд самый важный в эти дни на территории детского сада, на тротуарах улицы. (ответы детей).

Труд дворников очень тяжелый, но важный для каждого человека, который выходит на улицы города, так как от трудолюбия дворников зависит жизнь и здоровье горожан.

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной форме

«Картинки из песка»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком;

Программное содержание.

Познавательное развитие:

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка,

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Речевое развитие:

Учить выслушивать сверстников, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Физическое развитие:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Предварительная работа: рассматривание фотографий «Игры с песком и водой летом». Беседа о летнем отдыхе.

Оборудование: листы бумаги пастельных цветов. Коробки с желтым и голубым песком, клеящие карандаши, клеенка.

Ход ООД

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение В. Шипуновой «Ладошки»:

Я глажу ладошками теплый песок.

Рисую кораблик, а рядом цветок

И мамина кошка, и деда гармошка,

Летящий журавлик и буква - Антошка.

Струятся песчинки…сижу - не дышу,

Ведь мира картинки в ладошках держу.

Воспитатель:

Ребята, какое сейчас у нас время года?

Ответы детей.

Правильно - зима. А в какие игры можно играть на площадке?

Дети перечисляют игры со снегом, подвижные игры.

Воспитатель:

Вспомнить с детьми, в какие игры играли они летом.

Дети перечисляют разные виды игр, включая игры с песком.

Воспитатель:

Конечно ребята, летом очень много игр можно придумать с песком, но зимой мы можем о них лишь вспоминать. Я предлагаю вам полюбоваться подарком лета – разноцветным песком. Как вы думаете, что можно с ним делать, ведь его гораздо меньше, чем в песочнице?

Ответы детей.

Воспитатель:

Можно пересыпать его, прятать в нем мелкие предметы, чтобы просеивая сквозь сито можно было их найти, а также рисовать на нем. Чем же можно рисовать на песке? (Палочками, или пальчиками).

Но у меня нет ни палочек, ни песочницы с песком, а того песка, который находится в ящиках, нам не хватит.

Посмотрите, какого цвета у меня песок находится в ящиках (желтый и голубой). Закройте глаза и представьте, какие картины можно нарисовать, используя только эти два цвета (солнце и небо; золотая рыбка и волны на море; цветок; золотое яблочко на голубом блюдце….)

Представьте, что мы с вами сидим на берегу моря или реки, гладим ладошками желтый песок и рисуем самые красивые на свете картинки.

Ребята, к нам приплыла золотая рыбка, которая очень хочет поиграть с вами.

Физкультминутка:

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Воспитатель предлагает детям бумагу пастельных тонов и вместо карандашей клей карандаш.

Показывает, как можно нарисовать сначала рыбку с помощью клея, затем нарисованной стороной опустить в ящик с песком желтого цвета и легонько прижать ее. Затем на листе нарисовать клеем волны и опустить лист в ящик с голубым песком

Располагайтесь как вам удобно, ведь мы с вами на пляже и рисуйте любую картинку. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать и обязательно придумайте название своей картинке.

Воспитатель спрашивает кто, что будет рисовать и записывает название картинки у каждого на листочке.

Дети изображают резвящихся рыбок.соблюдая инструкцию воспитателя,

осваивают новый способ, расположившись возле коробок с песком.

По завершению работы воспитатель с детьми оформляет выставку детских работ «Песочные картинки».

ООД «Поможем Крошу найти друзей»

Программное содержание.

Познавательное развитие:

Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.

Речевое развитие:

Рассказать, что есть такие места, где песок почти белый является почвой – это пустыня, она является родиной верблюдов.

Ход ООД.

 Организационный момент:

В группу к детям пришел Крош и принес сюжетную картинку «Жители пустыни»

Воспитатель обращает их внимание детей на эту картинку

- Крош, ты почему такой грустный?

Крош.

- У Лосяша много книг, в них можно узнать обо всем на свете, а вот увидеть никогда я не смогу таких интересных животных, потому, что не знаю где их искать. Где найти такую страну, чтобы вместо леса был везде песок, как будто в песочнице.

Воспитатель – Дети, давайте расскажем Крошу, где больше всего встречается песок. А ты внимательно слушай и запоминай. Дети, вместе с Крошем, подойдите к столам, наденьте фартуки и садитесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что перед вами на столе. (Дети – песок)

— Правильно! Давайте познакомиться с ними поближе. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос.

— Легко ли высыпается сухой песок?

— Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий. (Повторить с детьми)

— А сейчас возьмите лупу (увеличительное стекло) и давайте внимательно рассмотрим песок.

— Из чего состоит песок? (из отдельных зернышек-песчинок)

— Как выглядят эти песчинки?

(Они маленькие, круглые, полупрозрачные, цвет может быть и белый, и желтый и красно-оранжевый и серый).

— Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи? А чем отличаются?

-Помните, в сухом песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам».

Воспитатель — А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы. Крош, делай вместе с нами.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,
(Делают круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель — Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

— Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.

Какой же вывод можно сделать?

— Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра.

Воспитатель – Дети, где на планете больше всего песка?

Дети — В пустыне. (Уточнить и дополнить ответы детей)

Воспитатель — Движение песка в пустыне под натиском ветра надувает песчаные сугробы.

Крош – Я знаю, как они называются, видел в книге Лосяша — это «барханы». Барханы могут двигаться.

Воспитатель — Внешне они похожи на морские волны, потому часто пустыню называют песчаным морем.

Воспитатель — А теперь я приглашаю всех к другому столу, где мы проведем другой эксперимент.

— Посмотрите на эти емкости (3 бутылки, с обрезанным дном, перевернуты горлышком, заткнутым поролоном, вниз) и назовите, что в каждой из них находится. Правильно, в одну бутылку я насыпала песок, в другую мелкие камешки, в третью глину.

— В эти бутылки мы нальём воды, и мы понаблюдаем, где быстрее просочится вода.

Дети по очереди наливают в бутылки немного воды и внимательно смотрят, как вода просачивается в лоток под бутылками.

— Итак, в какой из бутылок вода просочилась быстрее всего и почему?

(Там где мелкие камешки, между ними больше свободного пространства, вода быстрее убегает).

— Как вы думаете, песок – это живая природа или неживая?

— Почему? (Живое рождается, растет, развивается, питается)

Воспитатель – А сейчас я вам вместе с Крошем предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

Подвижная игра « Песок и глина»

Воспитатель — Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

После 2х повторов команды меняются местами. Крош играет вместе с детьми.

Воспитатель – Дети, давайте напомним Крошу, где на нашей планете больше всего песка? (В пустыне) Давайте перенесемся, хотя бы ненадолго, в пустыню.

Дети присаживаются на корточки, закрываю глаза, звучит музыка. В это время выставить макет пустыни и верблюда с вьючными мешками на горбах. По окончании звучания музыкального фрагмента дети открывают глаза.

Верблюд (стоит у макета) — Дети подойдите ко мне. Я вспомнил, это моя страна, меня по праву называют «Кораблем пустыни», ведь я удивительный!

Кто может рассказать обо мне? (Дети рассказываю о верблюде)

Верблюд — Все правильно вы рассказали, мне понравилось. Вот хочу показать вам мою Родину.

Указывает на макет пустыни, а на нем фигурки разных животных.

— Кажется, не все животные попали сюда правильно, может быть кто-то, находится здесь по ошибке? Давайте поможем животным разобраться.

Оставим в пустыне только тех, для кого она является родным домом.

Воспитатель — Сейчас мы по очереди уберем, тех животных, кто не может жить в пустыне.

Дети по очереди подходят, показывают и называют животное, которое в пустыне не живет. Фигурку этого животного с макета убирают.

Оставшихся животных называют и показывают еще раз.

Верблюд — В пустыне нам все нравится. Это наша Родина и мы ее любим, и не сможем жить в другом месте.

Воспитатель — Мы теперь много знаем про песок, и будем его беречь. Дети, давайте расскажем верблюду, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Верблюд — Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. Снимите вьючные мешки и достаньте подарки.

Воспитатель вместе с детьми снимет мешки и достает наборы для игр с песком.

Воспитатель — Спасибо большое тебе, Верблюд за подарки. Мы с ребятами много еще интересного узнаем о песке и его свойствах. А теперь нам пора возвращаться и попрощаться с твоим родным домом, который называется пустыня.

Верблюд –До новых встреч!

Дети дарят Крошу на память о их встрече мешочек с песком.

Беседа «Как люди используют песок»

Цель:

Формирование представлений об использовании песка в природе.

Задачи:

Речевое развитие:

Развивать коммуникативные способности; воспитывать любознательность.

Познавательное развитие:

Расширять знания детей представление об использовании песка человеком;

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова, употребляемые при строительстве дома (фундамент, раствор, кладка, штукатурка).

Используемый материал:

Иллюстрации,Домовёнок Кузя.

Ход беседы:

Домовенок Кузя:

- Доброе утро. Я к вам так долго добирался, очень устал. Целыми днями работаю и работаю, даже отдохнуть некогда. Слышал я, что вы изучаете свойства песка и решил вам поведать о том, где применяют песок люди. Хотите узнать?

Дети:

- Да.

Кузя:

- В зимний период песком посыпают дорогу, чтобы не было скользко.

- Песок очень широко используется в составе строительных материалов. На основе песка делается раствор для кладки кирпича.

- Песок находится и в основе вашего дома - фундаменте. И в отделке стен - штукатурке и ещё во многих местах. Поэтому при строительстве дома без песка не обойтись.

Домовенок Кузя:

-Вы, наверное, устали, давайте поиграем.

Физкультминутка «Дом»

Тук, тку молоток,

Строим , строим новый дом.

Этот дом - для Маши,

Этот дом – для Саши,

Этот дом – для Даши,

Этот – для Наташи.

Этот дом- для Ксюши

Этот – для Андрюши.

Все соседи, все друзья.

Жить без дружбы нам нельзя

- Песок является основным компонентом при изготовлении стекла.

- Песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи.

- На дно аквариума люди засыпают песок, чтобы рыбы чувствовали себя как в реке.

Вот, ребята теперь вы знаете где применяется песок и как он не обходим для людей.

Воспитатель:

- Спасибо тебе, домовенок. Ты так много знаешь, приходи к нам еще. Мы будем рады послушать твои рассказы.

Подготовительный этап для проведения сюжетно-ролевой игры «Больница»

Поисковая деятельность. «Использование песка для лечения больных».

Программное содержание.

Познавательное развитие:

Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развивать интерес к профессии доктора

Речевое развитие:

Способствовать развитию любознательности.Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о песке.

Социально-коммуникативная:

Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, опираясь на полученные знания о песке.

Материал: кукла Маша, халат доктора, мешочек с подогретым песком, песочные часы, ящик с сухим песком.

Ход работы:

К ребятам пришла кукла Маша

- Здравствуйте, ребята. Я решила стать доктором, давайте будем лечиться.. у меня есть халат, посмотрите, какой он беленький. Покажите мне свои ручки, коленки. Мальчик, посмотри, у тебя на коленке царапина.Значит, тебя нужно лечить

В течение веков люди снимали боль теплом. Его источником служили нагретые предметы - камни, вода, пар. Однако лучшей «грелкой» признан песок. Сейчас в медицине существует отдельное направление - «псаммотерапия». В ней используют нагретый до 50-70 градусов песок. Болит горло, ломит кости, нервничаете? Получите сеанс такой «грелкой» и боль постепенно утихнет.

Маша прикладывает «грелку» поочередно всем детям. И предлагает рассказать, что они чувствуют

Дети рассказывают о своих ощущениях.

Маша:

Вот видите, песок можно использовать вместо всяких там лекарств.

Помогает песок в медицине также фиксировать время. Вот, например, вы пришли погреть носик - врач сразу поставит возле прибора для прогревания носа песочные часы. Когда песок осыпется вниз- процедура закончена. Вот какой надежный помощник - песок.

Воспитатель:

- Маша! У нас в группе есть всеми вами любимый ящик для игры с песком. Здесь мы можем не только играть. Здесь мы учимся, развиваемся, если кто-то набегался и хочет успокоиться или побыть в одиночестве, он тоже подходит к нашей маленькой песочнице: пересыпает песок руками, рисует орнаменты. Песок лечит душу... Попробуй сама.

Маша садится возле ящика с песком и начинает пересыпать его с руки на руку. Потом вздыхает.

- Если закрыть глаза, то можно представить, что находишься возле моря, и песок такой теплый, ласковый, будто бы и нет на улице зимы, а светит ласковое солнышко, поют птички, шумит море. Спасибо, ребята. Мне очень понравилось играть в вашей маленькой песочнице. Только мне пора спешить, потому, что меня ждет дома Миша. Я его попрошу, и он мне тоже сделает такую же песочницу. До свидания!

Маша убегает

Воспитатель:

- Оказывается, для лечения наших пациентов, кукол, мы сможем использовать не только лекарства, уколы, а еще доброе тепло песка.

Цель серии занятий: познакомить детей со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках), развить умение концентрироваться, планомерно и последовательно рассматривать объекты;

сформировать знания о важности песка в жизнедеятельности человека, использование его в различных сферах производства;

познакомить с архитектурными формами и отражением их в исторических зданиях, развить интерес к информации о художественно-декоративном и прикладном искусстве с использованием песка, к профессиям, связанным с изобретательством, рационализаторством (ландшафтного дизайнера и фотохудожника, дизайнера, скульптора, стеклодува, строителя);

расширить представление о песчаных пустынях с барханами и дюнами - крупнейшими местами скопления песка;

развивать воображение, умение сосредотачиваться, доводить до конца начатое дело, соотносить свои действия с действиями других, добиваться согласования; закреплять правила безопасности во время проведения экспериментов.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, миски (2), сито, вода, песчаные часы (3), пластиковые игрушечные ведерки (2), одноразовые пластиковые тарелочки и коктейльные трубочки (в количестве на каждого ребенка), литровые сухие пустые банки (3), пасочки для песка, стаканчики, листы бумаги; образцы картин из песка, фото картины, штамповки для песка, иллюстрации архитектурных сооружений, скульптур из песка; ТСО - компьютер, ноутбук, аудиосистема.

Подготовительная работа:

- теоретическая подготовка воспитателя (изучение литературы, инноваций, использование информационного пространства всемирной паутины);

- консультирование практического психолога по психопрофилактической ценности занятий с детьми по ознакомлению с песком, психологическое сопровождение занятий на данную тему;

- выявление знаний детей о песке в ходе наблюдений во время прогулки, чтение художественных произведений, беседы и рассматривание фотографий после летнего отдыха (возле моря, на реке);

- оформление плаката модели ЗХН (Что я знаю? Что я хочу знать? Чему я научился?) по теме «Песок» и анализ вопросов детей

- построение воспитателем алгоритма педагогических мероприятий, направленных на обогащение знаний детей, овладение ими навыками, умениями, необходимыми для реализации данного проекта;

- анализ возможностей родителей относительно участия в подготовке материалов.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Раз песчинка, два песчинка»

1. Утренняя встреча. Беседа воспитателя с детьми с целью выявления знаний и вопросов детей о песке

- Что такое песок? Нет, не сахарный, а тот, на котором так приятно поваляться в жаркую летнюю погоду, слепить пасочку, построить замок?

Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

- Из чего состоит песок? Речной, морской и другой песок состоит из кварца, полевого шпата и слюды (использование ИКТ)

- Оформление плаката ЗХН.

2. Учебная деятельность.

- Поисковая деятельность детей, управляемая воспитателем, по выявлению знакомых и неизвестных детям свойств песка.

Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

Опыт 2. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого и вязкость влажного песка.

Опыт 3. «Силач» - определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).

Опыт 4. «Волшебный материал» - слепить из влажного песка фигурки и пасочки, после чего проверить прочность изделия и сохранения его формы после высыхания.

Опыт 5. «Песочные часы» - посчитать сколько секунд сыпался песок (знакомство с песочными часами с различным содержанием песка, что соответствует определенному времени: 30 сек., 1 мин., 2 мин.). Наблюдения за песком, что пересыпается в часах, обмен ощущениями, которые возникают при этом завораживающем зрелище.

Песок существует миллионы лет, отражая геологическую историю Земли. Песочные пляжи расположены во всех частях мира. Песок образует естественную границу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивость, основу бытия - то, что поддерживает, питает и включает в себя все формы жизни.

Утренняя встреча

-Мозговой штурм  «Зачем нужен песок?» - стимуляция творческой активности и производительности решения проблемы детьми

Учебная деятельность

1.Строительство

- Калейдоскоп зданий (просмотр детьми на компьютере иллюстраций простых сооружений, многоэтажных домов, памятников архитектуры с целью совершенствования знаний о роли песка в строительстве);

- Во время прогулки рассмотреть здания детского сада, предложить поковырять пальчиками стыки кирпичей, подвести к выводу, что для раствора, который скрепляет кирпичи нужен песок;

- Опыт «Песок-строитель». Слепить из мокрого песка два шарика, в одну из которых добавить цемент. После высыхания шариков обратить внимание на то, что песчаный шарик, в который добавлен цемент, не разваливается, стал твердым, как камень. Вот так песок работает при строительстве различных сооружений;

- Песок используется в строительстве асфальтных дорог;

- Песок используется для изготовления кровельной черепицы.

- Из нагретого и расплавленного при высоких температурах песка, известняка и соды изготавливают прозрачное стекло.

2.Медицина

- На песке, оказывается, можно не только лежать и загорать, но и довольно успешно лечиться.

В течение веков люди снимали боль теплом. Его источником служили нагретые предметы - камни, вода, пар. Однако лучшей «грелкой» признан песок. Сейчас в медицине существует отдельное направление - «псаммотерапия». В ней используют нагретый до 50-70 градусов С песок. Болит горло, ломит кости, нервничаете? Получите сеанс такой «грелкой» и боль постепенно утихнет.

- Помогает песок в медицине также фиксировать время. Вот, например, вы пришли погреть носик - врач сразу поставит возле прибора для прогревания носа песочные часы. Когда песок осыпется вниз- процедура закончена. Вот какой надежный помощник - песок.

- У нас в группе есть всеми вами любимый центр игры с песком и водой. Здесь мы можем не только играть. Здесь мы учимся, развиваемся, если кто-то набегался и хочет успокоиться или побыть в одиночестве, он тоже подходит к песочнице: пересыпает песок руками, перелистывает грабельками, рисует орнаменты. Песок лечит душу...

3.Ветеринария

- И здесь песок является надежным помощником.

- уход за мехом шиншиллы требует ежедневного купания этих зверюшек в «песочных ваннах». После такого купания их мех становится на удивление шелковистым и мягким;

- ветеринары советуют устраивать песочные ванны и для кур. Купаясь в них, куры освобождаются от кожных паразитов;

4. Хозяйство

- Песок используют для наполнения туалетов комнатных животных;

- Песок в небольшом количестве добавляют в корм для попугаев, канареек;

- Незаменим песок и в аквариуме для создания рельефного дна;

- Зимой песок работает во время гололеда на дорогах;

- Песок помогает тушить пожар;

- Песок является естественным фильтром воды

- В декоративных целях используют картины из песка;

- Игра в песочнице - неотъемлемая часть детства.

5.Растениеводство

- Во время пересадки комнатных растений песок добавляют в землю, здесь он помогает лучшему проникновению воздуха к корням растения, задержке влаги в почве, борьбе с вредителями;

- Зимой, когда земля замерзает, а на Новый год в дом приносят живую красавицу-елку, песком заполняют емкость, в которой елка простаивает долгое время, не сбросив иголочек.

- Виноградари заметили, что лишь в песке не развивается определенный вид вредителей, которые уничтожают виноградную лозу. Поэтому он и стал им надежным помощником. Сыпучий песок виноградари используют для укоренения слишком дефицитных сортов винограда.

- Хозяйки хорошо знают, что для того, чтобы сохранить свойства моркови в течение зимнего периода, ее следует положить в мешок с песком, а кочаны капусты лучше вообще прикапывать в погребе в песок.

6.Искусство.

- Креативное фото: песок мы любим только на пляже - и то, он забивается в обувь, одежду, скрипит на зубах... в Общем приносит всевозможные неудобства. Фотограф Митчелл Фейнберг смог увидеть необычные качества песка - а именно его способность сохранять отпечатки вещей и предметов;

- Скульптуры на песке. Ни один отдых на море не обходится без игр с песком, если такой есть. Как это не построить замок, или не закопать что-нибудь?;

Есть и те, кто относится к песку с большим трепетом и строит настоящие скульптуры - шедевры песочного искусства.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области