Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы «В поисках сокровищ».

Цель обогащение и активизация словаря. Задачи - формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, антонимов, сложными словами. -закрепить умение образовывать сложные слова путем сложения основ двух слов. - закрепить развитие понимания родовидовых отношений между предметами. - закрепить умение понимать и пользоваться многозначными словами. - закрепить умение выделять существенные признаки предмета. - умение подбирать несколько названий действий к названию предмета. - совершенствовать коммуникативные навыки. - воспитывать умение внимательно слушать собеседника.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы

«В поисках сокровищ».

Цель: обогащение и активизация словаря.

Задачи:

- формирование семантических полей, расширение словаря синонимов, антонимов, сложными словами.

-закрепить умение образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов.

- закрепить развитие понимания родовидовых отношений между предметами.

- закрепить умение понимать и пользоваться многозначными словами.

- закрепить умение выделять существенные признаки предмета.

- умение подбирать несколько названий действий к названию предмета.

- совершенствовать коммуникативные навыки.

- воспитывать умение внимательно слушать собеседника.

Предварительная работа.

Беседы на тему транспорт, виды транспорта; животные, виды животных и птиц, места их обитания. Дидактические игры «Анонимы», «Синонимы», «Многозначные слова». Отгадывание кроссвордов, загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по ним.

Оборудование:

Ход занятия

Ведущий: Ребята, садимся на свои места, у меня для вас сюрприз.

На доске появляется видео пирата.

Пират: «Здравствуйте, ребята, я наслышан какие вы умные, любознательные и решил вас проверить так ли это. Где то в группе я спрятал свой сундук и вам нужно его найти. На пути вас буду ждать сложные задания, нужно быть внимательным, применить все свои знания и только тогда вы найдете мой сундук. Я оставил для вас подсказки , которые вы будете получать выполняя задания, они и помогут вам найти сундук с сокровищами. Ну что готовы, тогда в добрый путь. А вот и первое задание для вас!

В. «Ребята, первое задание, нужно отгадать кроссворд».

На экране появляется кроссворд, а воспитатель зачитывает задания.

1. Гремящая игрушка для маленького ребенка (Погремушка)

2. Помещение для стоянки автомобиля (Гараж)

3 Лиственное дерево с белой корой (Береза)

4. Бывает манная, рисовая, гречневая (каша)

5. Это слово противоположное слову теплый (холодный)

В. «Отлично, ребята, мы разгадали кроссворд и вот на экране подсказка . Идем искать следующее задание (фото конструктора).

Ребята находят конверт с заданием.

В. «Что бы проходить задания пирата быстрее и веселее предлагаю разделится на две команды, выбрать капитана и придумать название команды».

Дети делятся на команды, выбирают капитана и придумывают название.

В. «А вот и задание. В конверте картинки, мы их сейчас разложим на столах для каждой команды. Нужно найти для каждой картинки пару и объяснить почему . Так же нужно придумать свою парочку. Чья команда справится быстрее, та первой отправляется на поиски нового задания.

Нос корабля и нос собаки

Шляпа головной убор и шляпа гриба

Ручка шариковая и ручка дверная

Молния явление природы и молния на куртке

Вилка столовый прибор и вилка у электрического прибора

Корзина плетеная и корзина баскетбольная

Ключ дверной и ключ скрипичный

Кисть рябины и кисть руки.

Дети ищут пары для картинок и придумывают свои ответы.

В. «С заданием справились, отправляемся по подсказке из конверта на поиски нового задания».

Ребята нашли конверт в уголке природы.

В. «Следующее задание это задание для капитанов».

Капитаны подходят к ведущему и слушают задание.

В. «Перед нами две картины, каждому игроку. Нужно назвать что на ней нарисовано и придумать слова подходящие по смыслу.

Тот капитан, кто придумает больше названий тот и победит, а значит эта команды и выиграет. И это даст право найти следующее задание используя подсказки.

Картины для капитанов

Битва (драка, турнир, соревнование, сражение и т.д)

Богатырь (солдат, воин, герой , защитник и т.д)

Дается минута на раздумье и капитаны по очереди дают свои ответы.

В. «Перед тем как отправится в путешествие за следующим заданием. Предлагаю немного отдохнуть».

«Физкультминутка»

В. «Ну что, отдохнули , снова в путь».

Отправляемся за следующим заданием» (оно находится в уголке изо).

В. «В конверте несколько картинок, давайте поделим их между командами. На картинке изображены разные предметы, нужно сказать, что изображено и назвать слова с помощью которых это слово образовано».

Кофеварка

Ледокол

Пылесос

Скалолаз

В. «Чья команда правильно ответит, тот и пойдет искать клад».

Ребята выполняют задание и та команда, кто правильно и первая ответит отправляется на поиски.

Задание находим в конверте в стиральной машине

В «В конверте очередное задание. Для каждой команды набор картинок (животные и транспорт). Каждая команда должна одним словом назвать свои картинки. Так же нужно разделить картинки на разные группы, объединённым общим признаком».

Ребята выполняют задание. Команда которая первая справляется получает право продолжить поиск. Задание находи в уголке природы.

В. «В конверте картинки, на них изображены животные (кошка, собака, мышка, змея). Вам нужно назвать слова обозначающие действия этих животных и назвать их как можно больше. Чья команда назовет больше всех слов та и победит в этом задании.

Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;

Кошка - Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);

Мышка - Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает

Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

Дети выполняют задания соревнуясь между собой.

В. «Ребята, это последнее задание в конверте подсказка где искать сундук.»

Дети находят сундук около доски.

В. «А вот и долгожданный сундук. Оказывается он всегда был рядом с нами. Что же там спрятал пират , какие сокровища ? Золотые монеты и что же сними нам делать? А тут записка от пирата»

Ребенок, который умеет читать читает письмо от пирата.

Ребенок «Я оставил вам конфеты поменяйте на монеты».

В. «Ах вот что это за конфеты, я нашла их утром на столе, подумала что это Ю.А. оставила нам чай пить , а это пират. Ну что , будем меняться?»

Получив конфеты дети садятся за столы и обсуждаем занятие. Понравилось, что понравилось больше всего,что было сложным, что было легким, что удивило.

«Горячий — холодный»

 «Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая  мяч, называет другое — с противоположным значением.

Взрослый: Горячий - Дети:  Холодный

Хороший - Плохой;

Умный - Глупый ;

Веселый - Грустный;

Острый - Тупой;

Гладкий - Шероховатый;

Легкий - Тяжелый;

Глубокий - Мелкий;

Светлый - Темный;

Добрый - Злой;

Радостный - печальный;

Быстрый-Медленный;

Частый- Редкий;

Мягкий - твердый;

Ясный- пасмурный;

Высокий-низкий.

Конверт с заданием найдем в театральном уголоке

3. «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

«Распознаем мы сейчас,

Что же лишнее у нас».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. На столе картинки

Например:

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Осень, лето, суббота, зима.

Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

День, ночь, утро, весна.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

Конверт с заданием найдем в книге Энциклопедия для детей

4. «Что бывает круглым?»

«Тут, конечно, каждый знает,

 Что каким у нас бывает».

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

         Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

Находим в конверте нотку (музыкальная пауза) и в коробке с пазлами.

Предлагаю нам немного отдохнуть и собраться с силами, а поможет нам музыкальная пауза.

5. « Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Ход игры: Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, быстро дать три ответа.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что можно сьесть?

Что можно сшить?

Что можно нарисовать?

Что можно построить?

Что может упасть?

Задание находим в конверте в стиральной машине

6 « Назови  одним  словом»

Цель: развитие словаря детей.

Ход игры: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать Картинки с двумя и тремя предметами

аиста, воробья, утку и галку?" (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб?  (деревья) и другие варианты.

Оса и майский жук (насекомые)

Кепка и шляпа (головной убор)

Свитер и юбка (одежда)

Окунь и щука (рыбы)

Тумбочка и шкаф (мебель)

Пушкин и Чуковский (писатели)

Автобус и велосипед (транспорт).

Задание находим в конверте в духовке

7 « Назови  ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Например:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Солнце теплое – солнышко тепленькое.

Цветок алый – цветочек аленький

Конфета вкусная – конфетка вкусненькая.

Задание находим в конверте в около доски сундук (пират?)

А вот и долгожданный сундук. Что же там спрятал пират , какие сокровища ? Золотые монеты и что же сними нам делать? А тут записка я оставил вам конфеты поменяйте на монеты. Аах вот что это за конфеты, я нашла их утром на столе, подумала что это Ю.А. оставила нам чай пить , а это пират. Ну что , будем меняться?

Получив конфеты дети садятся за столы и обсуждаем занятие. Понравилось, что понравилось больше всего,что было сложным, что было легким, что удивило.

«Что происходит в природе?»

  «Человек легко находит,

Что в природе происходит».

           Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов  в предложении.

           Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»Взрослый: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

«Какие действия совершают животные?»

 или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый: Собака - Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Кто чем занимается?»

«Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди».

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Взрослый: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает), художник (рисует) и т.д.

«Горячий — холодный»

 «Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая  мяч, называет другое — с противоположным значением. Взрослый: Горячий - Дети:  Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро

«Из чего сделано?»

«Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Взрослый: Рукавички из меха... Дети:  Меховые (Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый;  Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

«Распознаем мы сейчас,

Что же лишнее у нас».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Чья голова?»

 «Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова».

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья , у рыбы — рыбья ;у кошки — кошачья;  у сороки — сорочья ;у зайца — заячья; у кролика — кроличья ;у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная ;у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья ;у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья ;у медведя — медвежья ;у тигра — тигриная; у курицы — куриная;  у голубя — голубиная; у орла — орлиная.

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.


«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

«Распознаем мы сейчас,

Что же лишнее у нас».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Чья голова?»

 «Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова».

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья , у рыбы — рыбья ;у кошки — кошачья;  у сороки — сорочья ;у зайца — заячья; у кролика — кроличья ;у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная ;у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья ;у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья ;у медведя — медвежья ;у тигра — тигриная; у курицы — куриная;  у голубя — голубиная; у орла — орлиная.

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

«Что бывает круглым?»

«Тут, конечно, каждый знает,

 Что каким у нас бывает».

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

         Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребе-нок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

«Утро, день, вечер, ночь»

«Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи».

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы взрослого или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?..» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)

« Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

« Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

«Назови  как  можно  больше  предметов»

Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход игры: Дети становятся в ряд, им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

«  Я  знаю много названий»

Цель: закреплять обобщенное значение слов.

Ход игры: Воспитатель  начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.

« Назови  одним  словом»

Цель: развитие словаря детей.

Ход игры: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб?  (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

« Назови  ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Например:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«Подбор прилагательных»

Цель: активизация словаря детей, пополнение словаря  признаками  предмета,  развитие внимания.

         Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов.

Ход игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Узнавание»

Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход игры:  узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка.

Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.

 « Добавь   слово»

Цель:  развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Ход игры: Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны". Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы Например:"В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" .

Игра «Посмотри и отбери картинку».

Цель: расширять словарь  малознакомых предметов.

Материал: набор картинок, на которых изображены предметы, встречающиеся в обиходе часто (помидор, кукла, кровать, ложка, носки, хлеб, машина, пианино, стол, бабочка, кошка, собака) и сравнительно редко (улей, рукав, фонтан, клумба, водопад, памятник).

Ход игры: Ребенку предлагалось найти картинки с известными ему изображениями. Затем взрослым отбирались картинки с изображениями малознакомых предметов, и ребенку предлагалось назвать их.

Инструкция: «Посмотри на эту картинку, скажи мне, что на ней изображено».

Игра «Где это бывает?».

Цель: развивать умение детей подбирать существительное по описанию предмета, без опоры на изображение.

Материал: предложения: Где читают или обменивают книги? Где смотрят спектакли? Где живет скворец? Где зимой спит медведь? Где работает повар?

Ход игры: Ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.

Инструкция: «Скажи, где читают или обменивают книги? А где смотрят спектакли? Где живет скворец? Где зимой спит медведь? Где работает повар?».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области