Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


« Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья

« Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Подготовила: Леденева Олеся Евгеньевна

воспитатель МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка - дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе - продуктивная.

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью» В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно - дидактических игр. Я предлагаю, такие игры как: «На что похожа?», «Волшебные кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и д. р. Творческие задания: «Смотри внимательно», «Живой натюрморт, портрет», «Портрет художника», «Краски букетов», «Интервью с акварелью», «Цветные сценки», «Кто самый белый» и д. р.

Так же пальчиковые игры, игры - релаксации, игры - имитации. Считаю, что обучение творчеству не возможно без обучения техническим навыкам. Знакомлю детей с тремя основными формами создание образа - линии, цветом композиции. Так же на занятиях дети используют разнообразные материалы и нетрадиционные техники рисования. Все это способствует развитию творческих способностей детей.

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. Опираясь на программу «Детство» первые встречи с изобразительным искусством начинаются в младшем дошкольном возрасте.

На третьем году жизни формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность ,величин (большой /маленький длинный/короткий, поверхности (пушистый, гладкий, шершавый).Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); образы знакомых предметов, живых объектов ребенок учится соотносить с рисунками, иллюстрациями. Развиваются любознательность ,интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им. Возникает умение соотносить образы-узнавать в пятнах, созданных с помощью двигательного и цветового ритма в разнообразных линиях образы падающих листьев, снега, дождя, следы зайчика и медведя. Умения использовать средства выразительности (двигательный и цветовой ритм, создавать образы из пятен и линейным контуром, формообразующими движениями. Формирование пространственного образного мышления, становление координации руки и глаза. Навыки и умения использования карандаша, фломастера, кисти и гуашевой краски. Также представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. На четвертом году жизни ребенок выражает интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивает представление о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно - прикладного искусства: глиняным игрушкам, игрушкам из дерева, из соломы. Испытывать радость от их яркости, нарядности. Уметь внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт - цветы, фрукты, овощи, анималистическую живопись. Чувствовать эмоциональную выразительность формы, линии, размера, фактуры поверхности, пространственного построения (на всем листе в центре на линии земли). Понимать настроение, ярко переданное в произведениях искусства. Делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте. В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление ,используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.

Как развивать творческие способности?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их , психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1) Развитие воображения. Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Второе - создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых - это пятое условие. Главное - не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Творческая деятельность влияет на развитие речи и воображения, эстетического вкуса, наблюдательности, мышления, памяти. Через разносторонние занятия ручным творчеством я стараюсь затронуть чувственность маленькой души, формировать эстетический вкус, приобщаю детей к прекрасному. Учу видеть красивое в обычных и малозаметных при поверхностном взгляде вещах. Например, нам полюбился природный материал. Мы используем в аппликации веточки, палочки, кору, предварительно внимательно рассмотрев их с детьми и найдя сходства с какими-нибудь животными, растениями, сказочными персонажами. А творческое воображение ребенка уже «рисует» недостающие детали и смело добавляет их в работу. В своей практике я чаще использую нетрадиционные техники с разными материалами, исходя из того, что это интересно, непривычно и дети с удовольствием подхватывают идеи поделок. Детям свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового. Причем, при создании одной поделки я предлагаю ребятам применять разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию, лепку, художественный труд. При этом мы используем различные материалы, помимо традиционных (бумага, краски, пластилин) и нетрадиционные (фантики, газетные вырезки, салфетки, крышки, колпачки, трубочки, косточки и так далее). Понимая, что навыки у детей образуются в результате регулярных занятий, чтобы поддержать интерес детей к творчеству, я ищу и внедряю все новые и новые формы деятельности. Нетрадиционные техники расширяют кругозор и возможности детей, помогают позитивно смотреть на мир вокруг. Я стараюсь формировать в душах эмоциональный отклик. Интересы у детей разные. Кому-то больше нравятся поделки из подручных материалов, кто-то увлекается рисованием, кто-то лепкой, кто-то аппликацией. Есть и такие дети, которым нравятся все виды творчества. Чтобы привлечь максимальное количество детей, я меняю и интегрирую досуговую творческую деятельность. Так и получается у нас в группе: одновременно делается несколько поделок, никто никому не мешает, а только подстегивается интерес и желание тоже поучаствовать и научится чему-то новому. В творческом процессе происходит познавательное развитие, понимание окружающего мира. Поделки я подбираю в соответствии с проходимой лексической темой, чтобы углубить и закрепить полученные знания. Например, мы с ребятами делали панно «Березка» из журнальных вырезок, панно «Морские обитатели», «Летняя лужайка», «Разноцветный клен» выполнили в технике «пластилинография». Это большие коллективные работы, в которых совершенствуется способность самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность и доводить начатое до конца. Много и небольших творческих работ: «Подарок маме», «Елочка». Особенно дети любят объемную аппликацию из салфеток или гофрированной бумаги: «Космос», «Скворец», когда можно присоединиться на любом этапе и поучаствовать в изготовлении чего-то общего. На практике очень хорошо зарекомендовала себя именно коллективная работа: «Африка», «Букет для мамы», когда каждый по чуть-чуть, а в целом получается что-то большое, объемное и действительно достойное для гордости всего коллектива. При этом дети понимают, что они сделали сообща, но не теряется и индивидуальность каждого, укрепляются межличностные отношения. На этапе дошкольного детства очень важен положительный личный пример, поддержка, показ, сопровождение и поощрение педагога. Я всегда с ними: показываю, подсказываю, подправляю. И дети чувствуют и ценят мою поддержку. Они уверены, что всегда могут получить помощь. А мне отрадно сознавать, что и мои дошколята вносят свою лепту в наше обоюдное творческое развитие: они предлагают, пробуют, импровизируют. Интеграция и смена художественной деятельности стимулируют творческую активность, раскрепощают мышление. Даже неуверенные в себе дети, видя, что у них получается, вдохновляются результатом и проявляют все больший и больший интерес к новым видам творчества. Это отличный способ выявить у юных талантов творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Кроме того, разнообразие творческой художественной деятельности является толчком к возникновению определенной деятельности ребенка. К совместной творческой деятельности я привлекаю и родителей через мастер-классы, конкурсы, выставки детских творческих работ. Родители - это наши помощники и поддержка, а не оценщики и критики. И радует тот факт, что все больше родителей включается в совместный творческий процесс с детьми и участвует в наших общих мероприятиях. Родители испытывают гордость за своих маленьких творцов. Создавая полезную, красивую вещь своими руками, ребенок чувствует себя ценным, нужным в этом мире. Дети испытывают радость и удовлетворение от творческих процессов. Учатся видеть и чувствовать красоту окружающей жизни. Мои маленькие творцы научились использовать разнообразные техники и материалы для выражения своих чувств и настроения. Творчество - это экспериментирование, познание, ошибки и удовольствие. Творите вместе с детьми, испытывайте радость от общения, наслаждайтесь творческим процессом и делитесь созданной красотой с окружающими!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области