ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Нарастающие процессы информатизации современного общества ставят перед современной школой задачу – организовать подготовку обучающихся к осмысленному и творческому использованию информационных технологий в повседневной, учебной, профессиональной деятельности. Для того, чтобы реализовать такую подготовку, необходимо обеспечить совокупность благоприятных условий для обучения и развития каждого ребенка как индивидуальности. Раскрытие индивидуальности – процесс квалифицированного педагогического анализа особенностей личностного развития, проверки их устойчивости и вектора дальнейшего развития под влиянием социальных воздействий. Только после этого возможно определять методы и формы наиболее продуктивного дальнейшего обучения.
Согласно педагогическим концепциям, образовательная среда должна соответствовать трем основным образовательным принципам:
- вариативность (возможность для обучающихся самостоятельно выбирать средства и формы самовыражения из предложенных альтернативных вариантов);
- гибкость (возможность для педагога изменять ход урока и способы воздействия на обучающихся в контексте учебной ситуации);
Рис.1. Тактика педагога в проведении личностно-ориентированного урока
Технология блокчейн используется в образовательном процессе для создания единого реестра учебных достижений учащихся: результатов аттестаций (квалификационных работ, экзаменов), итогового оценивания, контрольных учебных мероприятий. Каждый блок реестра данных объединяется в цепочке транзакций с другими блоками. Блокчейн в образовании позволяет сохранять и в последующем демонстрировать результаты творческих работ, защищать их авторство, получать признание.
Обучающие программы, основывающиеся на искусственном интеллекте, во многом схожи с алгоритмами программируемого обучения. Суть подобной работы состоит в том, что учебный материал выдается порционно, разделяясь вопросами об усвоении предшествующего объема материала (рис.2):
Рис.2. Схема построения личностно-ориентированной обучающей программы
Модель организации подобного обучения информатике можно назвать не только личностно-ориентированной, но и адаптивной, поскольку учебный материал, задания, вопросы и др. направляются обучающимся с учетом индивидуальных особенностей, и программа анализирует поведение пользователя в ответ на данный материал.
Технология виртуальной реальности в личностно-ориентированном образовании позволяют сделать процесс обучения более активным и наглядным, упрощая и организовывая работу тех людей, которые находятся на расстоянии: позволяет им готовить документы, использовать средства виртуальных лабораторий, автоматизированного оценивания. Учитывая стремительность развития научно-технического прогресса, данные технологии составят в ближайшей перспективе основу личностно-ориентированного информационного образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ