Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы - формирование патриотических чувств у детей второй группы раннего возраста в разных видах деятельности в летний период

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачами воспитателя в работе с детьми раннего возраста являются • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу • формирование бережного отношения к природе и всему живому • воспитание уважения к труду взрослых.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Бронзова Э.И.

Опыт работы - формирование патриотических чувств у детей второй группы раннего возраста в разных видах деятельности в летний период

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. "

(В. А. Сухомлинский).

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачами воспитателя в работе с детьми раннего возраста являются:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду взрослых;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Не следует забывать о работе в данном направлении и в летний период. Так как образовательный процесс в это время в основном переносится на свежий воздух, то хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми раннего дошкольного возраста, решая вопросы нравственного - патриотического воспитания.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяем понятию «семья». Мы проводим этические беседы о семье, о близких родственниках («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой»).Ежедневно организуем пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка»). Подгоготовили с детьми подарки для родных и близких к празднику «День семьи, любви и верности», стенгазеты: «1 июня-день защиты детей», «День России».

В совместных играх воспитываются дружеские взаимоотношения. Дети очень любят кататься на машинках, качалках, горке. С удовольствием играют с кубиками, строительными наборами, машинками, куклами, наборами диких и домашних животных. Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры, такие, как: «Семья», «Больница», «Шоферы» и т.д.. Эти игры помогают формировать навыки общения и поведения, чувства взаимоуважения, любви, сочувствия, доброжелательность.

     Универсальным и очень эффективным средством для патриотического воспитания малышей считаем дидактические игры, которые можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную).

Рассмотрим дидактические (социально-нравственные) игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры подбираем те, что связаны с семьёй и детским садом.
Игра «Добрые слова»
Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Оборудование: картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям и т.д.).
Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра «Дружная семейка»
Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.
Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)
Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:
(пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)
Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём
    Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – это ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Ладушки-хлопушки», «Зайка, зайка, попляши!»; «Котик, котик, киска»; «У медведя во бору» и т. д.
В подвижных играх создаются такие условия, когда ребёнок может оценивать поведение своё и всех участников игры. Это помогает формировать дружеские отношения в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, взрослым, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности.
Не забываем и повторяем добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
     У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», я в доступной форме стараюсь научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Музыкальные театрализованные представления доставляют ребятам огромное удовольствие, вызывают у малышей массу эмоций, помогают развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров. Показы кукольного театра с привлечением сказочных героев доставляют ребятам огромное удовольствие. Игра на музыкальных инструментах для малышей является одним из любимых занятий.
Малыши любят проявлять свое творчество в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Большим спросом пользуются цветные мелки для рисования на асфальте. Также ребята предпочитают рисовать карандашами, пальчиковыми красками, восковыми мелками, а также мы внедряем техники нетрадиционного рисования. Для малышей все новое доставляет огромное удовольствие. Мы продолжаем формировать у дошкольников умение создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов в рисунках, лепке, аппликации.

В течение летнего периода не забываем и про организацию развлечений и досугов. Для создания веселого, радостного настроения мы насыщаем жизнь детей забавами, приятными сюрпризами, развлечениями. В развлечениях принимали участие сказочные герои, дети с удовольствием играли с ними, танцевали и получали много новых эмоций.
      Летний период – хорошее время для привлечения детей к трудовой деятельности. В ходе которой с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде. Убираем веточки и листья детскими граблями,та детскими лопатками сгребаем песок в горку после игр в песочнице,собираем камушки и т.д. В конце каждой прогулки дети вместе собирают игрушки, расставляют их по местам. Мы приучаем ребят к бережному отношению к игрушкам, воспитываем положительное отношение к труду. На нашем участке есть клумба, на которой растут цветы. Мы вместе с детьми ухаживаем за ними. Это приносит нам большое удовольствие

       В солнечную погоду так хочется, полюбоваться распустившимися красивыми цветами на клумбах. Во время таких наблюдений у детей формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности А сколько впечатлений дают простые наблюдения на прогулке летом даже на игровой площадке детского сада. Мы с детьми наблюдаем за жучками и бабочками, за плодами на деревьях. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру. Уточняют их форму и величину. Учим детей различать куст и дерево, различать березу и клен, рассматривать их листья. Дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.

В течение лета проводим работу с родителями. Согласно тематическим неделям с родителями проводились тематические беседы, раздавались памятки, такие, как «Безопасность на воде», «Родитель-водитель помни!», «Если хочешь быть здоров», «Правила ухода за цветами», «Удивительное рядом», «Любимые игрушки» и др.
      Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящих патриотов, любящих свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области