«Речевой куб «Времена года» (дидактическое пособие)
(возрастная группа – старший дошкольный возраст)
Цель: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.
Задачи:
- учить определять время года по его характерным признакам
- закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;
- учить находить соответствующие картинки;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;
- развивать зрительную память, внимание, речь;
- воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдать и анализировать явления природы, любить природу в разное время года.
Дидактические игры с данным пособием:
Дидактическая игра «Подбери и расскажи».
Ход игры: Ведущий показывает картину с изображением времени года (например, лето)
Ребенок находит на куб с соответствующим изображением времени года. Объясняет, почему эта картинка подходит. Рассказывает, что изображено на ней.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о характерных признаках времен года.
Ход игры:
Дети должны угадать время года по описанию:
«Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»
«Его ждали и люди, и растения, и животные. Солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет - становится жарко. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет, улыбается, радуется теплу. Теперь можно ходить в легкой одежде и обуви (а то и босиком) и подолгу гулять. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом все с удовольствием купаются и загорают».
«С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»
«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает. Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.
«Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»
Дидактическая игра «Загадки»
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года картинку на кубе и показывает ее.
Загадки:
Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла.
Ответ (Весна)
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Ответ (Осень)
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Ход игры: Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают и находят соответствующий кубик.
Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.
Дети отвечают и поднимают куб стороной, на которой изображена зима.
Воспитатель: В это время года журчат ручьи, пригревает солнышко, появляются первые проталинки.
Дети отвечают и поднимают куб стороной, на которой изображена весна.
Воспитатель: А в это время года дети любят бегать босиком, купаться, загорать и солнышко ярко светит.
Дети отвечают и поднимают куб стороной, на которой изображено лето.
Воспитатель: В это время года становиться прохладнее, идут дожди, листья желтеют, птицы улетают в теплые края.
Дети отвечают и поднимают куб стороной, на которой изображена осень.
Дидактическая игра «Угадай-ка»
Цель игры:
Совершенствовать умение составлять рассказ по картинке.
Ход игры:
Воспитатель вращает куб и выбирает время года. Ребенку необходимо определить какое время года изображено на картинке и составить небольшой рассказ. Дети по карточкам составляют рассказ об этом времени года:
Дидактическая игра «12 месяцев»
Педагог просит ребенка показать на кубе определённое время года. После того, как ребенок справился с заданием, то:
– попросить назвать месяцы данного времени года.
Дидактическая игра «Времена года»
Педагог просит ребенка показать на кубе его определённое время года. После того, как ребенок справился с заданием, то:
– спросить, как он догадался, что это на картинке осень? (или другое время года);
– спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;
– предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.