Методическая разработка урока окружающего мира для учащихся 1-2 класса
по теме «Природа, воздух»»
Тип урока: урок комбинированный
Цели урока: -расширить знания детей о природе, учить детей различать природу не природу, называть объекты живой и не живой природы, познакомить детей с понятием воздух, его свойствами, ролью в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе.
Средства обучения:
Экранно-звуковые: презентация.
Технические: ноутбук, проектор.
Печатные: учебник «Окружающий мир» Плешаков 2 класс часть 1, тетрадь на печатной основе, Плешаков, часть 1.
Оборудование и материалы: материалы для проведения опытов: пластиковые стаканы с водой, коктейльные трубочки, воздушный шарик, бумажный веер.
1.Орг.момент
2.Самоопределение к деятельности. Учитель читает стихотворение Л. Дайнеко
-Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живет в нем солнце дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
-Предположите, о чем мы сегодня будем с вами говорить (о природе)
3.Работа по теме урока
Учитель: Ребята каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом-это наш обычный дом. Но как только мы переступаем за порог нашего обычного дома, мы попадаем в другой дом этот дом называется природа.
-Ребята скажите пожалуйста, что означает слово Природа (Дети высказывают своё мнение солнце, воздух вода, растения, животные» песок, камни и т.д.)
-Ребята Природа — это то что существует без помощи человека, -то что всегда было на Земле.
-Ребята, а что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)
-А машина — это природа? (дети объясняют свое мнение)
-А дом, а телевизор?
Учитель: Правильно всё, все что сделано руками человека это не природа
Проводим игру «Природа –Не природа»
Физминутка: «Вышел Мишка из берлоги»
Учитель: Всю природу можно разделить на 2 огромных мира. Мир живой и не живой природы.
Мир живой природы-это то, что движется, растет, размножается и умирает.
Не живая природа-это то, что не движется, не растет не развивается, не размножается (камни, горы, песок, солнце, звезды, горы. снег и т.д.)
-Ребята, а человек к какой природе относится? К живой или неживой?
(ответы детей, человек относится к живой природе).
-Правильно, а докажите мне это (человек движется, развивается, размножается, растет, у человек рождаются дети и т.д.).
П/и «Живая и не живая природа»
Учитель: Ребята в нашем обычном доме и в доме природы есть воздух?
-Чем мы с вами вдыхаем воздух? (носом и ртом)
-Давайте плавно и легко вдохнём носом, а выдохнем ртом.
-Что мы ребята вдыхали носом, а выдыхали ртом? (воздух)
-Воздух необходим для всего живого на земле, растений, животных и людей.
-Чем мы с вами видим? (Глазами)
-Давайте сейчас попробуем увидеть воздух
Гимнастика для глаз:
Вправо смотрим-ничего
Влево смотрим-ничего
Раз-два посмотри
Глаза шире распахни
Вверх глаза ты подними
Вниз скорее посмотри
Воздух в комнате найди
-Ребята мы увидели воздух? (нет)
-Значит какой мы с вами можем сделать вывод? (воздух прозрачный, не видимый
-Ребята, а у воздуха есть запах, (нет)
-Значит воздух прозрачный и без запаха
Учитель: Ребята, что же такое воздух? (в этот момент в класс забегает человек одетый в костюм Незнайки)
Незнайка: Здравствуйте! Привет ребята. Что это вы тут собрались? Почему меня знаменитого Незнайку не позвали? Ведь я столько всего знаю даже представить трудно.
Учитель: Оставайся у нас Незнайка, мы гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.
Незнайка: О воздухе, а кто его видел этот воздух то. Может его и вовсе нет, вот лично я не видел воздух.
Учитель. Погоди Незнайка я тоже воздух не вижу, но знаю, что он вокруг меня.
Незнайка: а я не верю! Вы мне докажите, что этот самый воздух находится сейчас в этой комнате
Учитель: Ребята давайте попробуем с помощью воздуха устроить ветер. Сейчас я всем раздам веера, и мы с вами помашем веером сначала на себя. Потом друг на друга.
-Что вы чувствуете (на нас дует ветерок)
-Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует легкий ветерок
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Физминутка «Ветер» (с помощью веера»)
-Ветер дует на меня-(машем на себя)
Ветер дует от меня (машем от себя)
Ветер дует высоко (встают на носочки)
Ветер дует низко-(садятся на корточки)
Ветер дует далеко (отводят руку в сторону0
Ветер дует близко (машут на себя).
Незнайка: Почему же тогда мы не видим воздух? (ответы детей-воздух прозрачный, невидимый).
Учитель: а теперь Незнайка мы с ребятами приглашаем тебя провести с нами опыты.
Ребята у каждого на столе стакан с водой и трубочка. Давайте все вместе подуем в свои трубочки. И что мы наблюдаем? (Ответы детей). Мы наблюдаем, что мы выдыхаем воздух в виде воздушных пузырьков.
-Ну что убедили мы с ребятами тебя Незнайка, что воздух прозрачный, но мы смогли его увидеть.
Незнайка: Может еще скажете, что воздух можно услышать?
Учитель.Конечно.Давайте ребята надуем шарики которое лежат у вас на партах
-Где сейчас воздух? (ответы детей) Чтобы услышать воздух спустите наши шарики. Что происходит? (ответы детей)
-Правильно воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
Вывод: воздух можно услышать
Физминутка
«Что мы узнали о воздухе»
Раз, два, три, четыре (сгибают пальцы)
Мы про воздух говорили
Легче он простой воды
Не увидишь его ты (волнообразные движения кистями)
Запахом не наделен
Человеку нужен он (машут кистями к лицу-делают ветер)
Рефлексия
-оцените пожалуйста свои достижения на уроке
Незнайка: Ребята вы молодцы, хорошо работали, я теперь много знаю о воздухе. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, а теперь мне пора возвращаться к своим друзьям. До свидания. (уходит)
Подведение итогов урока
-Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке
-Что нового вы узнали? Какие выводы сделали?
Домашнее задание: узнать у своих родителей, знают ли они какие меры принимаются в нашем крае для охраны чистоты воздуха.