муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59»
Методическая разработка по организации непрерывной образовательной деятельности по конструированию
с детьми старшего дошкольного возраста
Составитель: Запретилина Юлия Валентиновна, воспитатель, высшая квалификационная категория,
Каменск-Уральский городской округ
2023
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).
Тема: «Наш космодром».
Примечание: НОД проводится в рамках недели «Космос» календарно-тематического планирования рабочей программы педагогов.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: просмотр презентаций: «Первооткрыватели Космоса», «Неизвестная Вселенная», «Животные в космосе»; дидактические игры: «Солнечная система», «Найди лишнее», «Созвездия»; чтение художественной литературы: В.Бороздин «Первый в Космосе», П.Клушанцев «О чём рассказал телескоп», К.Булычёв «Тайна третьей планеты», стихов, загадок, пословиц по теме; художественное творчество: рисование «Этот загадочный Космос», лепка «Космонавты», аппликация «Космический коллаж», конструирование из бумаги «Ракеты», раскраски, шрафареты, тематические карточки по теме; просмотр мультфильмов «Фиксики» (сборник лучших серий про Космос), «Белка и Стрелка. Озорная семейка» («День космонавтики», «Из песочницы к звёздам»).
Цель: расширение представлений детей о космодроме, путем включения детей в конструктивно-модельную деятельность.
Планируемый результат:
Задачи познавательно-исследовательской деятельности | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: Развивающие задачи: Обучающие задачи: | Ерофей: воспитывать умение доводить начатое дело до конца; Настя: развивать коммуникативные способности. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, научности, деятельности.
Методы воспитания: мотивация к деятельности, поощрение.
Методы обучения: беседа, пояснение, инструкция, художественное слово, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация, упражнение, демонстрация, показ.
Оборудование: аудиоколонка, аудиозапись космической музыки, аудиозапись с мотивационным моментом, телевизор, презентация «Космодром «Байконур», разрезные картинки «Ракеты», куски фетра, наборы конструктора «ТИКО».
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Этапы | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность | Эмоциональ-ное стимулирова-ние, беседа | Включается колонка со светомузыкой, звучит космическая музыка… Включается аудиозапись от Дины, Рекса и Бублика (из мультфильма «Белка и Стрелка. Озорная семейка»): «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы слышали, что в вашем детском саду ко Дню космонавтики объявлен конкурс на лучший мини-музей «Летающие штучки». Вы хотите победить в этом конкурсе? Вы уже создали свой космодром? - Ребята, вы действительно хотите победить в этом конкурсе? - А что мы можем сделать, чтобы реализовать свои планы? - Молодцы, конечно, стать инженерами-конструкторами и инженерами-строителями, спроектировать и построить ракеты-носители, межорбитальные станции, космические корабли или другие космические аппараты, а затем создать свой космодром! | Дети слушают аудиозапись, воспитателя. Вступают в диалог, отвечают на вопросы | Дети проявляют интерес, готовность к общению со взрослым в совместной деятельности |
2.Организацион-ный вид деятельности 2.1.Беседа с просмотром детьми презентации «Космодром «Байконур» Задача: закреплять знания детей об космических аппаратах и объектах космодрома, их назначении 2.2 Планирование деятельности Задачи: воспитывать активность, инициативность, самостоятельность; формировать умение анализировать схему | Игровая ситуация, беседа, показ | Педагог предлагает детям просмотреть презентацию «Космодром «Байконур». - Давайте вспомним, чем занимаются инженеры-конструкторы и инженеры-строители? - Какие объекты находятся на космодроме? - А сейчас пофантазируем, какие космические аппараты могут быть построены для нашего космодрома? Педагог совместно с детьми анализирует этапы строительства. - Как вы думаете, какой конструктор мы можем использовать для создания космических аппаратов? - Замечательно! Тем более мы с вами уже умеем конструировать простые космические объекты из конструктора «ТИКО» по схемам, давайте их посмотрим и вспомним. - Из каких деталей вы будете строить свои космические аппараты? | Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, приходят к выводу о том, что конструктор «ТИКО» наиболее подходит для сегодняшней работы | Дети знают, чем занимаются инженеры-конструкторы и инженеры-строители, какие космические аппараты и объекты могут быть на космодроме, их назначение; умеют воспринимать информацию Дети проявляют активность, самостоятельность, инициативность. Демонстрируют умение анализировать схему |
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение | Художествен -ное слово, показ, упражнение | Физминутка «Космодром» (под космическую музыку): Всё готово для полёта (поднять руки вперёд, затем вверх), Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету). Мало времени для взлёта (маршируем на месте), Космонавты встали в ряд (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс). Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны). Отдадим земной поклон (наклоны вперёд). Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах), Опустел наш космодром (присесть на корточки, затем подняться). | Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу воспитателя | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности |
3.Содержательный этап Задачи: формировать умение создавать коллективные постройки и обыгрывать их | Беседа, игровая ситуация, инструкция, показ | - Я предлагаю разделиться на пары, стать настоящими инженерами-строителями и приступить к работе. Дети делятся на пары, согласно цвету вытянутой ракеты (разрезные картинки «Ракеты»). - Как вы думаете, каких объектов не хватает, чтобы у нас получился настоящий космодром? | Дети парами рассаживаются за столы, где для каждой пары приготовлен кусок фетра и набор конструктора «ТИКО», строят космические аппараты по замыслу Дети вступают в диалог, высказывают предположения; строят недостающие объекты по теме | Дети демонстрируют умение творческого конструирования; умение работать в паре, в команде; создавать коллективные постройки и обыгрывать их |
3.Подведение итогов Задачи: способствовать развитию у дошкольников умения анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности | Беседа | - Какой замечательный космодром у вас получился! Вы придумали много разных интересных космических аппаратов. Что показалось вам сложным? - Давайте посмотрим, какие еще объекты есть на нашем космодроме? | Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя | Дети участвуют в процессе рефлексии организованной деятельности |
4.Открытость Задачи: сориентировать детей на взаимодействие с родителями и детьми групп старшего дошкольного возраста Детского сада посредством организации экскурсии по мини-музею; дать возможность детям в индивидуальном темпе закрепить умение строить космические аппараты из деталей конструктора «ТИКО» | Пояснение, демонстрация | - Как вы думаете, с кем мы можем поделиться идеей создания нашего космодрома? - Правильно, можно пригласить наших родителей и детей из других групп нашего Детского сада и устроить им экскурсию по нашему мини-музею! Научить их строить космические аппараты и объекты из деталей конструктора «ТИКО». - Кто хочет выучить стихи о нашем космодроме и провести экскурсию? Конструктор «ТИКО» покорился дошколятам, Стал генератором космических идей! День космонавтики позволил всем ребятам Свои задумки воплотить в большой музей! | Дети слушают воспитателя, вступают в диалог | Дети сориентированы на взаимодействие с родителями и детьми групп старшего дошкольного возраста Детского сада посредством организации экскурсии по мини-музею «Летающие штучки» |