МБОУ Верхнеушминская начальная школа – детский сад
Галиахметова Оксана Васильевна.
Народный календарь – детям
Знакомство с народным календарем сочетается со всеми разделами образовательной программы: музыкальное развитие, физическое развитие, социально- нравственное развитие, художественно- творческая деятельность, экологическое развитие, речевое развитие.
Практически любая тема занятий с детьми по приобщению к истокам удмуртской народной культуры перекликается с народным календарем, поэтому одним из направлений нашей работы является ознакомление с ним. Работа с ними ведется по следующим направлениям:
- ознакомление с окружающими предметами, которые пробуждают душу ребенка, воспитывают любознательность, чувство красоты;
- использование фольклора, в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты удмуртского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о красоте, доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности; знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям;
- проведение народных праздников и следование традициям, в которых отражается труд и различные стороны общественной жизни, именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;
- широкое ознакомление детей с удмуртским народным прикладным творчеством и национальным изобразительным искусством.
Дни народного календаря посвящены памяти какого - либо святого. Особого внимания детей на этом не заостряется, а только рассказывается им о том, чем тогда занимались наши предки (какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д.
Крестьяне находили особый смысл в звучании имен святых. Так, например, христианского покровителя охоты Луку по звуковым ассоциациям соединили со словом «лук». Вот и пекли на Луку (20 сентября, 20 февраля, 5 мая) пироги с луком ( и святому оказано почтение, и хозяйке памятка). В день святого луки в нашем детском саду дети рассматривают лук, рисуют его, вспоминают о нем загадки, пословицы, поговорки.
Знакомясь с народным календарем, дети вместе с родителями принимают игровое участие в осенних работах по сбору урожая и заготовок впрок, что являлось предварительной работой к большому и веселому празднику Осенины. «Хлеб - всему голова»- это осенний праздник урожая, который в ДОУ отмечается совместно с родителями, они с удовольствием принимают на себя роли различных персонажей, участвуют в конкурсах и играх. Веселое торжество заканчивается праздничным чаепитием.
5 октября с детьми примечаем: если лист с березы не опал, то снег ляжет поздно; затем в группе отмечаем в календаре природы и заносим в дневник наблюдений, в очередной раз отмечается тесная взаимосвязь народного календаря и экологического воспитания.
Декабрь встречается веселым катанием на санях. Екатерина - санница. «Екатеринин день пришел, катанье привел». Рассказываем детям о том, что в этот день крестьяне запрягали лошадей и устраивали катание на санях.
Наступают морозы. Канун святок – день развлечений, гаданий, посиделок, вечеринок. Рождество Христово (Ымусьтон) – великий праздник, в этот день принимают гостей и приходят в гости сами. К этому празднику с воспитанниками разучиваем колядочные песни, совместно с детьми родители создают костюмы и атрибуты, затем веселой толпой отправляются в гости, желая друг другу счастья и раздавая подарки.
Не забываются в эти дни и святочные гадания, ведь этот обычай, гаданий и гуляний, остался в России еще с далеких времен. В этот день смеемся над кознями нечистой силы и просим ее приоткрыть покрывало судьбы.
Пришла пора зиму провожать, весну встречать. «Наша Масленица (Войдыр) годовая, она гостийка дорогая!». Провожая зиму, всегда устраиваем Масленицу, в красочных костюмах, с гармонистом и с песнями по деревням, запрягаем лошадей и устраиваем катание на санях, с блинами, играми, а в конце сжигаем куклу- Масленицу. Чтобы дети вдоволь повеселились на свежем воздухе в последние снежные дни, праздник проводится во дворе детского сада.
Особо отмечаются праздники Благовещения и Пасхи (Акашка). Организуются при помощи родителей выставки в детском саду расписных яиц и открыток. Устраиваем с детьми игры с расписными яйцами детям это очень интересно, и они очень довольны. В этот день организовываем экскурсии в церковь «Казанской божией матери и святого Пантелеймона», который находится в деревне Малые – Лызи, где отец Александр устраивает праздники для детей детского сада.
Отмечаем праздник Троица (Семык), в этот день традиционно обвязывается березка ленточками, организуются игры с детьми, песни, пляски вокруг березки. В нашем детском саду хорошей традицией стало отмечать красивые обрядовые праздники связанные с посевной это Гырон быдтон в этом празднике бывает очень много игр, песен, танцев детям это очень нравится.
На прогулках наблюдаем приметы сезона в разные периоды, знакомим с названиями месяцев, которые давались в старину. Наблюдая с детьми в конкретный день природу, и одновременно рассказывая им о том, что делали в этот день крестьяне в прошлом, знакомим детей с переносным значением слов, например, «солнце играет», «небо хмурится».
Сообщая о некоторых приметах дня, знакомим с народными песнями, разучиваем хороводы соответствующей тематики, знакомим с фольклором удмуртского народа, песнями, танцами, загадками и конечно же знакомим с героями удмуртских сказок: коварной Бабой-Ягой - Обыдой, злым Водяным- Вумуртом, добрым лесовиком- Нюлэс Кузё. Тем самым обогащаем знания о удмуртской культуре , о традициях удмуртского народа.
С помощью народного календаря закрепляем у детей знания об окружающей природе, привлекаем их к познанию фольклора и знакомству с обрядами, обычаями народа.