Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Русский язык 7 класс "Сочинение по картине Е.Широкова "Друзья"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки по картине Е.Н. Широкова «Друзья». 

Задачи:1)совершенствовать навыки описания произведений живописи;

2)развитие воображения учеников, навыков устной и письменной речи (коммуникативные компетенции);

3)развитие умения рассуждать на нравственную тему;

4) формирование и воспитание нравственных качеств учащихся: доброго и гуманного отношения к братьям нашим меньшим, умение ценить преданность, верность и дружбу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку. Настраивает на дальнейшую работу

Дети настраиваются на интересную , полезную работу

Актуализация знаний.

Объясняет. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Задаёт вопросы классу.

- Ребята, какие способы выражения чувств, эмоций, мыслей существуют?

- Какие виды искусства Вам известны?

- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?

- Вы совершенно верно догадались: над сочинением по картине Евгения Широкова «Друзья».

-

Задает детям вопросы, выслушивает ответы

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют ответы;

Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Какую цель поставим перед собой?

- Какие типы речи вы знаете?

-Вспомним, что обозначает каждый из этих типов речи.

- Хорошо, молодцы! Теперь вспомним, какие мы знаем стили речи? - А какой стиль речи мы с вами будем использовать при написании сочинения? (художественный)

3.Устная работа.

- А кто нам скажет, что такое живопись?

- Тема нашего урока связана с картиной. Что такое картина?

- А мы будем работать не с картиной, а с репродукцией. Репродукция-это? (Репродукция-картина, воспроизведённая в книге, учебнике путём фотографии.)

4.Эпиграф к уроку.

- Итак, мы с вами вспомнили типы и стили речи, вспомнили некоторые художественные термины, а сейчас посмотрим на доску и прочитаем строки из стихотворения «Врачеватели души», которые я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку.

на доске:

Когда собака с человеком рядом,
Уходит из души по каплям зло.
Она всегда поймет вас с полувзгляда,
Наполнит дом уютом и теплом.

«Врачеватели души» Оксана Пастухова)

- Эти строки выбраны мной неслучайно. Обратимся к нашему учебнику. На страницах, где расположены репродукции картин, находим репродукцию картины Е.Н. Широкова «Друзья».

-

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют ответы;

Совместно выдвигают вариант формулировки темы и задачи урока

Физминутка

Заботятся о своем здоровье

Открытие новых знаний

Словарная работа

Включает детей в открытие новых знаний. Организует выявление места и причины затруднения

Объясняет новый материал

Создает проблемную ситуацию

-5.Рассказ учителя о художнике.

- Пока вы внимательно рассматриваете картину ( в учебнике), я расскажу вам о художнике.

- Евгений Широков родился в 1931 году в Челябинской области, в 12 лет поступил на завод художественного литья. Закончил Свердловское художественное училище (Свердловск – ныне Екатеринбург), затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Веры Игнатьевны Мухиной. С 1958 года живет и работает в Перми. Евгений Широков писал пейзажи, натюрморты, им создана серия картин на тему Великой Отечественной войны, но всероссийскую известность художнику принес именно жанр портрета.

Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Художник награжден орденами «Знак почета» (1981 г.) и «Петр Великий» (2002 г.). С 1993 года — профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусства и культуры. С 1998 года — Почетный гражданин Перми.

История создания картины "Друзья" Широкова имеет жизненные корни. Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее.

-6. Название картины «Друзья»

(репродукция картины)

- Итак, вернёмся к нашей картине. Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? (потому что …)

- Что вы понимаете под словом «дружба»? Друзья? ((Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.)

- Прочитаем в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова определения этих слов: «Друг –

1) тот, кто связан с кем-то дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

7.Пословицы о дружбе.

- А сейчас давайте вспомним, какие мы знаем пословицы о дружбе.

- На самом деле пословиц о дружбе очень много. Прочитайте некоторые из них. Смысл всех ли пословиц вам понятен?

*Старый друг лучше новых двух.

*Без друга  в жизни туго.

*Без друга на сердце вьюга.

*Верному другу цены нет.

*Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

*Друга ищи, а найдешь – береги.

*Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

*Человек без друзей – что дерево без корней.

*Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

*Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.)

8.Беседа по вопросам к картине.

- Отлично, ребята. Теперь, когда мы с вами вспомнили пословицы о дружбе, поговорим более подробно о самой картине.

- Итак, каким настроением проникнуты персонажи картины? (настроением грусти, задумчивости, погружённости в переживание, печали)

- Как вы это определили? (по выражению глаз мальчика и выражению глаз собаки)

- Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика? (он опечален)

Составление таблицы

- Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? (мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное)

- На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (лицо и глаза)

- Каким вам представляется четвероногий друг мальчика

(опишите собаку)? (В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга. Её взгляд серьёзный и умный. Мальчик положил руку на спину собаки – это жест ласкового хозяина и жест, передающий сходство внутреннего состояния персонажей.)

- Как вы думаете, что могло произойти до того момента, который изображен на картине? (может быть, собака заболела, или мальчик поссорился с кем-то, или произошло что-то грустное в его семье; «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»).

– Какова композиция картины? (пространство картины занято двумя фигурами. Фигуры мальчика и собаки образуют треугольник, являющийся композиционным центром картины.)

- Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать? (угловатые линии (плечи мальчика, его сандалии, жёсткие складки одежды и подстилки) и бордовый цвет коврика передают остроту переживаний, создают тревожное настроение.)

- Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? (Цвета глубокие, сдержанные, преобладают тёмные оттенки: тёмно-синий, тёмно-красный, чёрная спина собаки, серая стена.)

- Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему? (…)

- Каков художественный смысл картины? Для чего художник её написал?

Какой важной мыслью он делится со зрителем? (средствами живописи Широков утверждает мысль о красоте истинной дружбы, о том, что верными друзьями бывают не только люди, но и животные. Они сопереживают человеку, понимают и поддерживают его. А человек отвечает четвероногому другу тем же. Настоящая дружба – большая редкость. Чутких и преданных друзей надо беречь как особый дар.)

-Итак, ребята, мы с вами устно разобрали картину.

Ведут диалог

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы учителя, думают

Объясняют некоторые пословицы

Работают с таблицей в тетради

Ведут диалог

Отвечают на вопросы

Применение новых знаний

Рефлексия

Организует обучающихся на самостоятельное написание плана

- Вспомним план описания внешности и запишем

ключевые словосочетания. Что мы можем сказать о лице мальчика?

Лицо: грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое.

Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с

любовью, печальные.

Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку.

Одежда: спокойных тонов, сине-серая.

Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью

.- А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.

Порода: гладкая шерсть, черный окрас.

Поза: лежит, положив голову на лапы.

Глаза: грустные, добрые.

- Описанию чего вы уделите особое внимание? (взаимоотношениям  между человеком и собакой.)

10.Словарно-семантическая работа.

- Чтобы не повторяться, предлагаю записать синонимы к некоторым словам:
художник (мастер кисти, автор картины, живописец)
изобразил (показал, передал, запечатлел, создал, написал)

мальчик (хозяин собаки, он)

собака (пёс, четвероногий друг)

11.Повторение терминов.

- А сейчас предлагаю вспомнить термины, которыми мы будем пользоваться, описывая картину. Запишите, пожалуйста, в тетрадь:

передний план картины,  второй план картины, дальний план, фон.

- Устно разберём, что они обозначают.

передний  план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю;

второй план картины – то, что находится посередине картины;

дальний  план – зона, удалённая от зрителя;

фон – 1. основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке.

12.Моделирование текста

- Итак, ребята, мы подошли с вами к основной нашей цели – написанию сочинения.

- Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? В начале урока мы это уже выяснили. (художественный)

- Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении? (описание)

-Чтобы глубже  передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (рассуждение)

13.Составление плана сочинения.

- Но прежде, чем приступить к описанию, что мы должны составить? (план)

- Сколько частей будет в вашем сочинении? Запишите краткий план:

I.  Вступление (слово о художнике)

II. Основная часть:

- общее описание картины (передний и задний фон)

- описание главных героев

- значение цвета

III. Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных; настроение, которое оставляет картина.

14.Подведение итогов.

- Ребята, я считаю, что все необходимые материалы для написания сочинения по картине у вас теперь имеются, а сейчас давайте устно опишем картину. (1-2 ученика)

-Какое чувство вы испытали во время работы на уроке?

Явилось ли для вас творчество Е. Широкова открытием? Что нового узнали?

-Чему научились?

15.Домашнее задание.

- Открываем дневники и записываем домашнее задание. Написать сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья», используя материалы урока. В учебнике это упражнение №273. Писать вы можете как от своего имени, так и от имени мальчика, а может быть кто-то захочет написать и от имени пса.

- Желаю вам творческих успехов в написании сочинения. Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Выполняют работу

При затруднении работают с учителем

Оценивают качество и уровень усвоения знаний

Записывают домашнее задание

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области