Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Задачи:1)совершенствовать навыки описания произведений живописи;
2)развитие воображения учеников, навыков устной и письменной речи (коммуникативные компетенции);
3)развитие умения рассуждать на нравственную тему;
4) формирование и воспитание нравственных качеств учащихся: доброго и гуманного отношения к братьям нашим меньшим, умение ценить преданность, верность и дружбу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. Настраивает на дальнейшую работу | Дети настраиваются на интересную , полезную работу |
Актуализация знаний. | Объясняет. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Задаёт вопросы классу. - Ребята, какие способы выражения чувств, эмоций, мыслей существуют? - Какие виды искусства Вам известны? - Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? - Вы совершенно верно догадались: над сочинением по картине Евгения Широкова «Друзья». - Задает детям вопросы, выслушивает ответы | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют ответы; |
Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность - Какую цель поставим перед собой? - Какие типы речи вы знаете? -Вспомним, что обозначает каждый из этих типов речи. - Хорошо, молодцы! Теперь вспомним, какие мы знаем стили речи? - А какой стиль речи мы с вами будем использовать при написании сочинения? (художественный) 3.Устная работа. - А кто нам скажет, что такое живопись? - Тема нашего урока связана с картиной. Что такое картина? - А мы будем работать не с картиной, а с репродукцией. Репродукция-это? (Репродукция-картина, воспроизведённая в книге, учебнике путём фотографии.) 4.Эпиграф к уроку. - Итак, мы с вами вспомнили типы и стили речи, вспомнили некоторые художественные термины, а сейчас посмотрим на доску и прочитаем строки из стихотворения «Врачеватели души», которые я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку. на доске: Когда собака с человеком рядом, «Врачеватели души» Оксана Пастухова) - Эти строки выбраны мной неслучайно. Обратимся к нашему учебнику. На страницах, где расположены репродукции картин, находим репродукцию картины Е.Н. Широкова «Друзья». - | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют ответы; Совместно выдвигают вариант формулировки темы и задачи урока |
Физминутка | Заботятся о своем здоровье | |
Открытие новых знаний Словарная работа | Включает детей в открытие новых знаний. Организует выявление места и причины затруднения Объясняет новый материал Создает проблемную ситуацию -5.Рассказ учителя о художнике. - Пока вы внимательно рассматриваете картину ( в учебнике), я расскажу вам о художнике. - Евгений Широков родился в 1931 году в Челябинской области, в 12 лет поступил на завод художественного литья. Закончил Свердловское художественное училище (Свердловск – ныне Екатеринбург), затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Веры Игнатьевны Мухиной. С 1958 года живет и работает в Перми. Евгений Широков писал пейзажи, натюрморты, им создана серия картин на тему Великой Отечественной войны, но всероссийскую известность художнику принес именно жанр портрета. Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Художник награжден орденами «Знак почета» (1981 г.) и «Петр Великий» (2002 г.). С 1993 года — профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусства и культуры. С 1998 года — Почетный гражданин Перми. История создания картины "Друзья" Широкова имеет жизненные корни. Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее. -6. Название картины «Друзья» (репродукция картины) - Итак, вернёмся к нашей картине. Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? (потому что …) - Что вы понимаете под словом «дружба»? Друзья? ((Дружба - это чувство доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.) - Прочитаем в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова определения этих слов: «Друг – 1) тот, кто связан с кем-то дружбой; 2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». 7.Пословицы о дружбе. - А сейчас давайте вспомним, какие мы знаем пословицы о дружбе. - На самом деле пословиц о дружбе очень много. Прочитайте некоторые из них. Смысл всех ли пословиц вам понятен? *Старый друг лучше новых двух. *Без друга в жизни туго. *Без друга на сердце вьюга. *Верному другу цены нет. *Дружба не гриб, в лесу не найдешь. *Друга ищи, а найдешь – береги. *Крепкую дружбу и топором не разрубишь. *Человек без друзей – что дерево без корней. *Не имей сто рублей, а имей сто друзей. *Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.) 8.Беседа по вопросам к картине. - Отлично, ребята. Теперь, когда мы с вами вспомнили пословицы о дружбе, поговорим более подробно о самой картине. - Итак, каким настроением проникнуты персонажи картины? (настроением грусти, задумчивости, погружённости в переживание, печали) - Как вы это определили? (по выражению глаз мальчика и выражению глаз собаки) - Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика? (он опечален) Составление таблицы - Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? (мальчик сидит, скрестив ноги, в углу, на подстилке собаки. Судя по опущенным глазам, чуть надутым щекам и губам, настроение у мальчика грустное) - На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (лицо и глаза) - Каким вам представляется четвероногий друг мальчика (опишите собаку)? (В собачьих глазах тоска. Одно ухо у лежащей собаки стоит торчком: она чутко улавливает настроение своего хозяина и друга. Её взгляд серьёзный и умный. Мальчик положил руку на спину собаки – это жест ласкового хозяина и жест, передающий сходство внутреннего состояния персонажей.) - Как вы думаете, что могло произойти до того момента, который изображен на картине? (может быть, собака заболела, или мальчик поссорился с кем-то, или произошло что-то грустное в его семье; «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»). – Какова композиция картины? (пространство картины занято двумя фигурами. Фигуры мальчика и собаки образуют треугольник, являющийся композиционным центром картины.) - Имеют ли значение для портрета мальчика его одежда и предметы интерьера? О чём они могут рассказать? (угловатые линии (плечи мальчика, его сандалии, жёсткие складки одежды и подстилки) и бордовый цвет коврика передают остроту переживаний, создают тревожное настроение.) - Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? (Цвета глубокие, сдержанные, преобладают тёмные оттенки: тёмно-синий, тёмно-красный, чёрная спина собаки, серая стена.) - Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему? (…) - Каков художественный смысл картины? Для чего художник её написал? Какой важной мыслью он делится со зрителем? (средствами живописи Широков утверждает мысль о красоте истинной дружбы, о том, что верными друзьями бывают не только люди, но и животные. Они сопереживают человеку, понимают и поддерживают его. А человек отвечает четвероногому другу тем же. Настоящая дружба – большая редкость. Чутких и преданных друзей надо беречь как особый дар.) -Итак, ребята, мы с вами устно разобрали картину. | Ведут диалог Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы учителя, думают Объясняют некоторые пословицы Работают с таблицей в тетради Ведут диалог Отвечают на вопросы |
Применение новых знаний Рефлексия | Организует обучающихся на самостоятельное написание плана - Вспомним план описания внешности и запишем ключевые словосочетания. Что мы можем сказать о лице мальчика? Лицо: грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое. Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью, печальные. Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку. Одежда: спокойных тонов, сине-серая. Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью .- А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку. Порода: гладкая шерсть, черный окрас. Поза: лежит, положив голову на лапы. Глаза: грустные, добрые. - Описанию чего вы уделите особое внимание? (взаимоотношениям между человеком и собакой.) 10.Словарно-семантическая работа. - Чтобы не повторяться, предлагаю записать синонимы к некоторым словам: мальчик (хозяин собаки, он) собака (пёс, четвероногий друг) 11.Повторение терминов. - А сейчас предлагаю вспомнить термины, которыми мы будем пользоваться, описывая картину. Запишите, пожалуйста, в тетрадь: передний план картины, второй план картины, дальний план, фон. - Устно разберём, что они обозначают. передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю; второй план картины – то, что находится посередине картины; дальний план – зона, удалённая от зрителя; фон – 1. основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке. 12.Моделирование текста - Итак, ребята, мы подошли с вами к основной нашей цели – написанию сочинения. - Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? В начале урока мы это уже выяснили. (художественный) - Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении? (описание) -Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (рассуждение) 13.Составление плана сочинения. - Но прежде, чем приступить к описанию, что мы должны составить? (план) - Сколько частей будет в вашем сочинении? Запишите краткий план: I. Вступление (слово о художнике) II. Основная часть: - общее описание картины (передний и задний фон) - описание главных героев - значение цвета III. Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных; настроение, которое оставляет картина. 14.Подведение итогов. - Ребята, я считаю, что все необходимые материалы для написания сочинения по картине у вас теперь имеются, а сейчас давайте устно опишем картину. (1-2 ученика) -Какое чувство вы испытали во время работы на уроке? Явилось ли для вас творчество Е. Широкова открытием? Что нового узнали? -Чему научились? 15.Домашнее задание. - Открываем дневники и записываем домашнее задание. Написать сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья», используя материалы урока. В учебнике это упражнение №273. Писать вы можете как от своего имени, так и от имени мальчика, а может быть кто-то захочет написать и от имени пса. - Желаю вам творческих успехов в написании сочинения. Спасибо за работу на уроке. До свидания! | Выполняют работу При затруднении работают с учителем Оценивают качество и уровень усвоения знаний Записывают домашнее задание |