Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка на тему «Работа над малыми фортепианными формами на примере изучения «Багателей» Людвига Ван Бетховена».

На чем строится процесс воспитание ученика-пианиста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка на тему:

«Работа над малыми фортепианными формами на примере изучения «Багателей» Людвига Ван Бетховена».

Преподавателя высшей квалификационной категории Энгаус Анна Михайловна ДМШ №6 «классика» г. Пермь.

«Сколько пьесы столько и разных способов работы» К.Н.Игунов

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитание ученика-пианиста. Согласно программным требованиям, ученик ДМШ или ДШИ изучает в течении одного учебного года 10-12 (младшие классы),6-8 (старшие классы) пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности.

Умение охватывать большой музыкальный материал, мыслить широко, чувствовать единство целого и его частностей, воспитывается постепенно и последовательно. Начинается это воспитание с изучения и овладения малой муз формой. Работа над миниатюрой воспитывает у учащихся понимание различных композиторских стилей и направлений, а также умение лаконично, ясно и выразительно излагать музыкальную мысль.

Огромное кол-во пьес ставшие классикой педагогического репертуара стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии целесообразно принять условное подразделение на основные типы пьес малой формы:

-Жанровые пьесы;

-Кантиленные пьесы;

-Программно-характерные пьесы;

-Клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов)

-Виртуозные;

-Эстрадно - джазовые пьесы;

А сейчас небольшой экскурс в историю становления фортепианной миниатюры.

Сколь широк и многосоставен круг жанров, образовавших явление, которые мы сейчас называем фортепианной миниатюрой, столь же различны были и пути его формирования. Одно из направлений, ведущих к романтической миниатюре представлен теми малыми формами, которые доромантической музыки носили прикладной характер или выполняли служебную роль. Это, во-первых, танцы и, во-вторых, пьесы инструктивно – технического характера. Менуэты, немецкие танцы, экосезы Гайдена, Моцерта, Бетховена, Вебера, Клементи, Диабелли и их многочисленных современников, представляют ту ветвь «Домашней» танцевальной миниатюры, художественные возможности которой в полной мере были раскрыты Шубертом.

Не менее важную роль в становлении романтической миниатюры сыграли малые формы инструктивно-технического предназначения , такие как этюды и прелюдии Клименте, Крамена, Гумелля и др. Назначение подобного рода прелюдии носило чисто инструктивный характер и писались они не только ради овладения определенным техническим приемом, но и служили учебными моделями для импровизации в любой тональности «Ведь в начале 19 века каждый пианист обязан был уметь импровизировать». С уходом импровизации из концертной практики надобность такого рода прелюдии отпала, и с Мендельсона и Шопена началась совершенно новая страница в истории жанра.

В 19 веке, уже в романтическую эпоху стало создаваться множество домашних пьес не для танцев и не для развития техники, а просто для приятного времяпрепровождения, для музицирования в часы досуга. Наилучшим образом этой задаче отвечали четырехручные пьесы для игры вдвоем. Впрочем, приятное могло сочетаться с полезным. Замечательным образцом четырехручной музыки, ставящей педагогические цели в условиях непринужденно-игрового общения, явились «Мелодические упражнения» ор.149 Диабелле, где от простейших, нейтральных в жанровом отношении пьес для начинающих музыкантов проходится путь к достаточно широкому охвату жанров и образов. В сборнике (встречается обозначения): Марш, Скерцо, Романц, Полонез.

Полным же примером чисто бытовой, неподверженной ни малейшей романтизации, миниатюры «Хотя и созданной в романтическую эпоху» были многочисленные двухручные пьесы Карла Черни, дававшие еще более широкую панораму жанров. Пьесы Черни – отнюдь не начало фортепианной миниатюры, но они представляют и развивают ее чисто бытовой вариант и, следовательно, способны дать дополнительное представление о той почве, на которой начала произрастать миниатюра романтическая. Другой путь возникновения фортепианной миниатюры- путь внутреннего облегчения, «миниатюризации» классических форм, в том числе сложившихся в рамках сонатного цикла. Наиболее интересные и яркие события в процессе формирования миниатюры доромантический период, связанный именно с этим путем. И здесь на первый план выходит гений Бетховен. И хотя произведения малых форм не могут дать полного представления о мире Бетховена, «они не стали его визитной карточкой»- все же эти формы на протяжении многих лет были предметом пристального вниманием композитора.

Слово Багатель с французского переводится как «безделушка», но у Бетховена оно превратилось в жанровое определение пьесы. Багатели, созданные Бетховеном, объединены в три сборника: ор.33, ор19, ор126. Пьесы эти исключительно разнообразны. Здесь встречаются ариозно - песенная природа мелодии, импровизационно-виртуозный склад развития, тематические контрасты по фактуре и динамике, представлена и пасторальная образная сфера. сам же Бетховен рассматривал эти пьесы как инструктивный материал.

В малом жанре «багателии» Бетховен также проходит свой путь: поздняя багатели заметно отличается от ранних не только по языку, но и ощущением формы. Багатели ор.33 относится к раннему периоду творчества, некоторые эскизы помечены 1792 годом, а окончательный вариант и первое издание появились в 1803г. Их прообразы можно увидеть в отдельных частях ранних сонат это пока еще не столько миниатюры сколько уменьшенные облегченные крупные формы.

В поздних же багателях (ор119, 1821-22гг.; ор126 1823г.) речь идет уже о принципиально новом качестве. Любопытно, что в автографах они названы (KLEINIGKEiten мелочь, пустяк, безделушка) это соответствует французскому слову багатель, но, будучи производным от «klein»-маленький по сути дела представляет синоним термина-«миниатюра».

Багатель- небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Впервые название багатель появилась у Ф. Куперена в 1717 году в его втором сборнике клавесинных пьес, где одно рондо les bagatelles. Начиная с Бетховена композиторы применяют название багатель как обозначение жанра. богатели для фортепьяно Бетховена опус 33, 119 и 126 представляют собой серии разнохарактерных миниатюр. И, именно, Бетховена по праву можно считать основоположником этого жанра, в чьем творчестве установились основные особенности багатели: эта инструментальная миниатюра скромная по форме, легкая по содержанию и не очень сложная для исполнения (как казалось раньше). Но несмотря на кажущуюся легкость и простоту, багатель предъявляет композитору весьма высокие требования- в маленькой пьесе нужно сказать многое (и это ничуть не легче, а то и сложнее, чем в симфонии или сонате.) поистине создание богатели — это наглядное выражение известного принципа «краткость сестра таланта». В связи с этим хочется привести слова С.В. Рахманинова «Небольшая пьеса вполне может стать таким же шедевром, как и большое произведение. В самом деле я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной чем симфония или концерт. В Конце концов, сказать то, что вы имеете сказать и сказать кратко, ясно, немногословно — вот самая трудная задача, стоящая перед художником.

Обратившись к миниатюре, Бетховен открывает ее возможности как поле для эксперимента, поиска нового, он словно испытывает традиционный интонационный материал, ставит его в новые непривычные и неожиданные для этого материала условия.

В чем же состоит качественный скачек, совершенный Бетховеном в багателях, оставивший далеко позади его менуэты и экоссезы, и положивший начало фортепианной миниатюре в собственном смысле (хотя еще и не романтической). Благодаря чему «музыкальные моменты» Богателии обрели многомерность и самодостаточность? То, что это произошло именно в музыке Бетховена, глубоко закономерно и связано с тем новым, что он внес в ощущение формы, произведение становится единым целым. Бетховен окончательно изжил барочное понимание целого как суммы, «свода» и закрепил ощущение целого как цельно рожденного единства.

«Богатели» ор119 и 126- уникальный пример того, как средства старой формации ставятся на службу новой художественной идее. И здесь, как и в своих симфонических циклах, Бетховен достигает высочайшей степени единства и смысловой неделимости целого путем интенсификации динамической стороны. Его Богатели — это в полном смысле слова длящиеся моменты; однако, в отличии от романтической миниатюры, где момент длится и живет «Из себя самого», «дление» Багателии – это в первую очередь внутреннее движение, развитие, в результате которого воссоздается момент – состояние. Поэтому Бетховенские багателии оказались в чем-то ближе позднеромантической и постромантической миниатюре (Брамс, Регер, Мясковски, Прокофьев), утратившей непосредственную цельность момента и занятой его «реставрацией» или рефлексией.

Поподробнее мы остановимся на Багателях ор 119, которые чаще всего исполняются учениками фортепианного отделения ДМШ и ДШИ. Багателия ор119 — это цикл коротких фортепианных пьес. Этот опус сконструирован как бы из трёх частей написанных в разное время. Ор 119 — это сочинение невероятной избирательности. Титульный лист 1 венского издания гласит «Новые багателии простые и приятные». Но музыка в них не настолько проста, как кажется на первый взгляд. Здесь обилие полиритмии, порой парадоксальное движение голосов, пестрота и переменчивость характера. Сложности добавляет и то, что в данных багателях Бетховен задействует всевозможные варианты фактурного изложения, а это потребует от ученика достаточного пианистического опыта. Данных ор. Рекомендуется изучать в старших ДМШ и ДШИ.

Багатель №1 — это изящная пьеса в характере менуэта, но резко меняется - от холодной прозрачности двухголосного соль минора к теплой аккордовости ми-бемоль-мажорной середины. В репризе материал основной части развивается динамически и ритмически - постепенным уменьшением длительностей, появлением перебивок размера и нарастанием фактуры, затем все растворяется в краткой коде, основанной на начальном мотиве. Для ровного и ясного движения в теме очень важно мыслить «конструкцией», играя каждый аккорд чуть сверху, равномерно распределяя вес руки, чутко чувствуя крайние ноты, ориентируясь на них.

Багатель №2 — это жанровая зарисовка, где остинато одной руки, сочетается с перекличками двух «персонажей» в другой: один персонаж в нижнем регистре, а другой - в верхнем. Пианистическую сложность представляет выдерживание ровного по длительностям и плавного по динамике остинато на фоне перекрещивающейся второй руки, которая как бы «летает» между регистрами.

Багатель №3 снабжена ремаркой «a'lallemande» (в духе аллеманды) - яркий пример эволюции старинного немецкого танца, в это время во многом предвосхищающем вальс. Здесь главное показать туше - блестящее, «бисерное».

Багатель №4 снабжена ремаркой «cantabile». Это теплое лирическое высказывание, где главенствует мелодия верхнего голоса, чрезвычайно развитая, а прихотливо изгибающаяся линия баса требует особого внимания в соотношении нажатия и снятия. В этой пьесе следует избегать лишней педали. Багатель №5 решительная по характеру. Трели необходимо играть с основной ноты, a педалью пользоваться с осторожностью.

Багатель №6 — это центральная пьеса цикла, к которой Бетховен пишет небольшое импровизационное вступление. Основной раздел написан в духе народного танца. 2

Багатель №7 — это необычная по колористической задумке пьеса, где контрастируют мажорные и минорные части.

Багатель №8 — это возвращение характера простого и несложного. Основная задача этой пьесы - выразить наиболее слитное легато во всех голосах, пользуясь аппликатурными подменами: в автографе Бетховен поставил огромную лигу на пять тактов в верхнем голосе. Во втором разделе важен конструкционный подход к аккордам - прикасаться пальцами к клавишам, опуская их прямо чуть сверху, чутко чувствуя основу крайних голосов.

Багатель №9 - очень живая и немного сентиментальная пьеса. Сложность составляет четырехзвучный нисходящий ход во второй октаве - важно не дать потонуть ему в моторном аккомпанементе.

Багатель №10 — это совсем небольшая пьеса, которая как бы служит своеобразным преддверием сосредоточенного финала, внезапной вспышкой безразличного шутовства, которого мы до сих пор в этом цикле не встречали. Исполнение данной Багатели многие трактуют как игру с ножом и пальцами.

Багатель №11 — это пьеса истинно бетховенского духа. Главная задача - плотно-непрерывное cantabile во всех голосах первого раздела. Хрупкое беззащитное cantabile в верхнем регистре на фоне аккуратных «пиццикатных» басов во втором — это демонстрация одного из крупнейших завоеваний Бетховена - соединение крайних регистров фортепиано.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области