Урок русского языка в 3 классе по теме: «Что такое приставка?»
Учитель I квалификационной категории Бутикова Ирина Владимировна
УМК: «Школа России»
Тема : Что такое присавка?
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова
Задачи:
Образовательные: формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова;
продолжать формировать умение определять однокоренные слова, находить в слове корень;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к учебе, родному языку.
Формируемые УУД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; проявление самостоятельности, личной ответственности; навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
планировать учебное сотрудничество: взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Познавательные:
умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение формулировать познавательную цель; выделять необходимую информацию; сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать по алгоритму
Планируемые результаты
Предметные:
учащиеся научатся находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
учащиеся ставят и принимают учебную задачу; планируют свою деятельность; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимают активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства, допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению; прогнозируют оценку своих возможностей, способны к саморегуляции и самооценке.
Личностные:
учащиеся овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивают внимание, мышление, навыки коммуникации; способность проявлять самостоятельность и ответственность.
Основные понятия: приставка, корень, окончание, однокоренные слова
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 3 класс, часть 1, авторы Канакина В.П, Горецкий В.Г; раздаточный материал(таблички с приставками), ММ – проектор, презентация
Организация работы: частично-поисковая деятельность; фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Время | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Дети произносят: «Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. К нам без опоздания приходи, старание. Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться» | 1 мин. |
Актуализация знаний | Минутка чистописания (фронтально) | -Сегодня на уроке вы поднимитесь на новую ступеньку знаний, а сначала минутка чистописания. Догадайтесь, какую букву будем писать сегодня на уроке? Эта буква стоит на 5 месте в алфавите и два раза встречается в слове «дрозд» Что вы знаете об этой букве? Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Отгадайте загадку. По каким признакам догадались? | Правильная посадка Записывают число, классная работа. Дети отвечают. Самостоятельно выполняют письмо по образцу Дети отгадывают загадку и записывают её после предварительного обсуждения орфограмм | 5 мин. |
Постановка учебной задачи | Формулирование темы и целей урока (фронтально) | 1. Знакомство с приставкой. На доске записаны слова: лес, лесной, лесник, перелесок. Прочитайте слова. Можно ли назвать их однокоренными? Докажите, что это однокоренные родственные слова. Спишите. Выделите корень. Как образовались однокоренные слова? А что за часть слова стоит перед корнем в слове перелесок? Можете ли вы ее выделить? Какую учебную задачу поставим перед собой на сегодняшний урок? | Читают слова. Ответы детей. Записывают слова в тетрадь, выделяют корень. Выполняют задание. Размышляют. (При помощи суффикса. А слово перелесок образовалось при помощи суффикса -ок и еще одной части, которая нам неизвестна) Формулируют тему и образовательную цель урока: Узнать, как называется часть слова перед корнем. | 5 мин. |
Открытие новых знаний | Работа с учебником. Сверка с образцом (учебник, с.84). | А как вы можете узнать, как называется часть слова перед корнем? – Послушайте стихотворение: Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. Ведь при помощи приставки Образуются слова. Попробуем сейчас при помощи приставок образовать новые слова с одним и тем же корнем Прочитайте слово, записанные на доске: летит летит летит летит летит летит Это слово повторяется несколько раз. Я выдала вам карточки с приставками, которые вы будете приставлять к словам и посмотрим, как изменится слово. Как изменилось слово? Что означает каждое слово? улетит влетит налетит залетит перелетит вылетит С изменением приставки меняется смысл (значение) слова. | Предположения детей (Из учебника, из объяснений учителя…) Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. Предполагают (От слова «приставлять», приставляется к корню) Дети получили карточки с приставками, которые они приставляют к словам, записанным на доске. Дети объясняют значение каждого слова. Выделяют приставку в словах. При помощи учителя формулируют вывод: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком | 5 мин. |
Динамическая пауза | 1 мин. | |||
Работа учебником С.84 | Откройте учебник на стр.84. Упр.153 | Рассмотривают рисунки. Читают слова и устно о отвечают на вопросы. Дети читают правило с. 84 Выполняют письменное задание к упр.153 | 7 мин. | |
Применение новых знаний. Закрепление изученного. | На электронной доске записаны слова: Нарисовал,поиграл,придумает, доехать,вырастить,подарить Найдите в них приставки и выделите их с использованием алгоритма: │ ↙↘ │ │ 2. Работа над упражнением 154. Прочитайте задание. Как пишутся приставки? Найдите приставки, которые пишутся с буквой –о. Прочитайте. Найдите приставки, которые пишутся с буквой –а. Прочитайте. Найдите приставки, которые пишутся с буквой –е. Прочитайте. Выполните письменное задание. Что нужно сделать? Проверка выполнения, самооценка. | Работают в тетради с использованием алгоритма (Несколько учеников работают у доски по очереди, каждый разбирает по одному слову с применением алгоритма) Работают по заданию в учебнике | 6 мин. 8-10 мин. | |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Справились ли мы с ней? Ответили ли на основной вопрос урока? Какие новые знания получили на уроке? Оцените успешность своей работы | Рассказывают, что узнали нового на уроке. Когда было интересно? Когда было трудно? Ответы детей. Оценивают работу на уроке. | 2 мин. | |
Учитель объясняет выполнение домашнего задания: стр.84 выучить правило, рабочая тетрадь №110. Выставление оценок детям за работу на уроке. Каждая оценка комментируется. | Внимательно слушают учителя, записывают задание в дневник. | 1-2 мин. |