Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАРСТА В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ РОДИТЕЛЕЙ

Цель исследование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в связи с особенностями эмоционального интеллекта их матерей. Задачи 1.Проанализировать литературу по проблеме формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. 2. Уточнить понятие эмоциональный интеллект. 3.Определить методы и план исследования. 4..Проанализировать результаты исследования. 5.Разработать цикл занятий для матерей «Эмоциональный интеллект и его роль в воспитании детей».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОРБУНОВА А.С.,

г.Пермь

руководитель: Черных Т.Е., ГБПОУ ПКК «ОНИКС»

специальность: «Дошкольное образование»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАРСТА В СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ РОДИТЕЛЕЙ

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

В области «Социально-коммуникативное развитие» стоят такие задачи как: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Исходя из этого, коммуникативная компетентность - это одно из условий развития ребёнка, формирования личности, его социализации.

Психолого-педагогические исследования подтверждают тот факт, что особенности родителей формируют некоторые качества ребенка. Существуют данные о том, что особенности общения ребенка также обусловлены личностными характеристиками его родителей: находясь к семейной среде, ребенок перенимает правила общения, способы взаимодействия с другими людьми, стратегии поведения в конфликте и др. Популярным направлением последних лет стало исследование эмоционального интеллекта и его возможностей в процессе воспитания детей.

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

В данном исследовании эмоциональный интеллект вызывает интерес в качестве возможного механизма, обуславливающего формирование коммуникативной компетентности ребенка в семье.

Объект - коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста.

Предмет – роль эмоционального интеллекта матери в формировании коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста.

Проблема: формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста может быть затруднено без анализа особенностей детско-родительских отношений.

Цель: исследование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в связи с особенностями эмоционального интеллекта их матерей.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по проблеме формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

2. Уточнить понятие эмоциональный интеллект.

3.Определить методы и план исследования.

4..Проанализировать результаты исследования.

5.Разработать цикл занятий для матерей «Эмоциональный интеллект и его роль в воспитании детей».

Гипотеза: коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста связана с эмоциональным интеллектом матери.

Многие отечественные педагоги и психологи занимаются исследованиями в области коммуникации и коммуникативных умений. Из них можно выделить М.И. Еникеева, М.И. Лисина, В.А. Тищенко.

М.И. Еникеев отмечает коммуникацию как акт общения между людьми при помощи знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции(передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [2].

Развитие коммуникативных умений приобретает большую значимость в старшем дошкольном возрасте, так как у детей быстрыми темпами развивается речь, общение со взрослыми и сверстниками становится значимой частью жизни ребенка, деятельность становится совместной.

Семья - это важнейший институт развития, воспитания и социализации ребёнка, семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений об окружающей жизни.

К сожалению, как отмечают Зверева О.Л. и Комиссарова С.Г. многие родители не уделяют сегодня достаточно времени общения со своим ребёнком, что в будущем может иметь серьезные негативные последствия. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения [3,4].

Эмоциональный интеллект в настоящее время рассматривается как способность к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы происходит в семье, проводя основную часть своего времени в родительской среде, ребенок черпает из нее определённые знания и усваивает приёмы по овладению собственными эмоциями. В семье впервые узнаются чувства, которые должны испытываться по отношению к себе.

В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы №4 и их матери. Всего в исследовании приняло участие 38 человек.

В качестве методов исследования были использованы: стандартизированное наблюдение и методика «ЭмИн» Д.В. Люсина.

Результаты исследования:

Прямые взаимосвязи обнаружены между общим эмоциональным интеллектом и знанием норм и правил, какими необходимо следовать при общении (r=0.7); умением слушать собеседника (r=0,61); умением эмоционально сопереживать (r=0,7). Также между межличностным эмоциональным интеллектом и знанием норм и правил, какими необходимо следовать при общении(r=0,66); умением слушать собеседника (r=0,58); умением эмоционально сопереживать (r=0,61). Внутриличностный эмоциональный интеллект напрямую связан со знанием норм и правил, какими необходимо следовать при общении (r=0,57); умением слушать собеседника (r=0,48). Прямые взаимосвязи также обнаружены между пониманием эмоций и знанием норм и правил, какими необходимо следовать при общении (r=0,69); умением слушать собеседника (r=0,58); умением эмоционально сопереживать (r=0,68). Управление эмоциями напрямую взаимосвязаны со знанием норм и правил, какими необходимо следовать при общении (r=0,49).

Дети матерей, умеющих понимать эмоции других людей и управлять ими, статистически чаще демонстрируют знания и навыки этикета общения; умеют слушать собеседника и эмоционально сопереживать. Если взрослый понимает собственные эмоции и эффективно ими управляет, его ребенок будет более способен слушать собеседника до конца.

Такие данные можно объяснить: умение управлять эмоциями приводит к тому, что взрослый становится более безопасным для ребенка, демонстрирует эффективные стратегии общения, что приводит к переносу такой модели коммуникации на сверстников. Понимая, что чувствует ребенок, матери проще этим управлять и это приводит к тому, что ребенок становится более уверенным и доброжелательным. Когда родители не идентифицируют эмоциональные переживания своего ребенка, он может стать более тревожным, агрессивным, чаще нарушать правила общения со сверстниками, проявлять безразличие к их чувствам.

Такие результаты подтверждают гипотезу настоящего исследования.

Список литературы:

1. Еникеев М.И. Психологоческий энциклопедический словарь/ М.И.Еникеев. М.: Проспект, 2010.-560с.

2.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений М.: Академия, 2000.-200с.

3.Комиссарова С.Г. Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dly-roditeley/ [дата обращения 11.06.2018г.]

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.:Просвещение, 2013.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области