Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 30 "Снегурочка" г. Альметьевска"
Выступление из опыта работы
на региональном семинаре-практикуме на тему:
"Экология в музыке с самых ранних лет"
Подготовила музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Тазетдинова И. Я.
Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать её грядущим поколениям во всём её многообразии и красоте, чтобы тёплым весенним днём много лет спустя, они смогли ощутить покой в море трав, полюбоваться пчелой, кружащейся вокруг цветка, прислушаться к пению жаворонка в небе и почувствовать радость жизни.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.
Дошкольный период является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами нашего дошкольного учреждения встает задача— формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
Развитие отношения к природе, как нашему общему дому, переживание себя как часть природы;
Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой .
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе. Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.
Уже в младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет во трубу».
Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде.
А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками!
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где много всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки — это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек — часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки — это более успешное и продуктивное воспитание.
Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля "общим домом"; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – использую на занятиях экотренинги. Кроме того, они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.
Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого на занятиях предлагаю детям вообразить себя в роли животного или растения. Человек для них — великан. "Представьте, что человек берет зайчика Сашу, кузнечика Дашу в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?"
Дети обычно отвечают так: "Я могу оглохнуть", "Мне очень больно".
Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к животным.
Для снятия агрессивности, психологического стресса у детей эффективную роль оказывает экологический уголок.
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах, поделках.
В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), которую я использую в своей работе, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов в младшей, средней группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают мышке спрятаться от злющего кота в ворохе бумаги, глупому птенчику найти среди множества птиц свою маму, показывают укутавшемуся «в сто одежек» зайчонку, как нужно греться зимой, объясняют собачке, что это за странный колючий зверь, о которого она уколола лапку, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними.
Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия, проводимые мною, организую по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы через различные виды музыкальной деятельности. Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки я широко применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи детских поэтов, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках.
На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Они между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой. Например:
Слушание + музыкально – ритмические движения
(услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц) Для воплощения этой задачи использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи.
Другой вид музыкальной деятельности - пение, может переходить в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценирование песен, игр. Например, игра «Музыкальный котик» - в которой сочетаются и пение и движение.
Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Например, песня Дубравина «музыка в лесу», в припеве дети подбирают шумовые инструменты и «озвучивают» песню, где каждый инструмент подражает своему персонажу: песня птицы (Чиви – чиви) - её можно озвучить на треугольники; песня пчелы (жу-жу) – обыграть её на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили на занятиях с воспитателями, я закрепила их на музыкальных занятиях с помощью музыки, шумовой записи «Звуки леса», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети смогли проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.
Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).
Слушая музыкальные произведения, изображающие животных, птиц
( «Улетают журавли» муз. Лившица, «Слоновый балет» муз. Чебакова) дети подготовительной группы находят в музыке характерные черты образа, опираясь на средства музыкальной выразительности ( темп, регистр, интонации звуковедения). Если слон большой и неуклюжий – то и звучит музыка тяжело в нужном регистре. А прощальное курлыканье журавлей передает мелодия нежного, печального характера с повторяющимся мелодическим рисунком в минорном ладу.
В средней группе, инсценируя песню «Приключение в лесу» муз. Филиппенко, дети не только различают оттенки настроений, характеры образов (зайчик трусливый, лиса хитрая, охотник храбрый). Они умеют передавать в образных движениях и интонацией голоса черты и характер персонажей, участвующих в музыкальном произведении, у них формируется положительно – эмоциональное отношение, т. е. любовь к живому существу и стремление его защитить.
В песне «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой формируются навыки пения и закрепляются знания детей о подготовке животных к зиме. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в природе, жизни и музыке, помогают другие виды искусств (поэзия, живопись).
Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, на музыкальных занятиях для лучшего восприятия и представления образа, как заинтересовывающий и обучающий момент, использую художественное слово, иллюстрации . На занятиях закрепляю знания детей народных примет, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью,; какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?..» - с этих вопросов зачастую начинается музыкальное занятие. Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.
В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна- красна», «День рождения Земли», «Здравствуй, мир!», «Все мы друзья природы и др.), где музыка играет ведущую роль. Окружающий мир, воплощенный в музыке - это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир.
Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!
Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!