Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Краткосрочный логопедический проект Артикуляционная «Сказка о Веселом Язычке»

Цель проекта повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Задачи проекта Развивающие - развивать речевую деятельность - развивать фантазию, воображение. Воспитательные - вызвать желание творить и приносить радость другим - вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте. Обучающие - формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения - формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков - создать условия для знакомства детей с органами артикуляции. Коррекционные - вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Администрация ЗАТО г. Заозерска Мурманской области

Управление ОКСиМП

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 « Радуга»

184310 г. Заозерск, Мурманская область, ул. Строительная дом 24 тел/факс (81556) 3-16-39

Краткосрочный логопедический проект

Артикуляционная «Сказка о Веселом Язычке»

г. Заозерск

Актуальность проекта.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. 
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса. 
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.

Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. 
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
Задачи проекта:

Развивающие:

- развивать речевую деятельность;

- развивать фантазию, воображение.

Воспитательные:

- вызвать желание творить и приносить радость другим;

- вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте.
Обучающие:

- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.

Коррекционные:

- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

Предполагаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, коллективный. 

Тип проекта: краткосрочный.

Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Продукты проекта:

книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).

Предметно-пространственная развивающая среда: в группе, в кабинете учителя-логопеда: наглядные пособия.

Средства и оборудование:

Технические: ноутбук, интерактивная доска.

Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».

Организационные: столы, бумага, восковые мелки, цветные карандаши.

Используемая литература:

Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-6 лет с нарушением речи

Этапы проекта

Деятельность логопеда, воспитателей, родителей

Деятельность детей

1 этап. Поисковый.

Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу.

2 этап. Аналитический.

Сбор информации:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей к работе над проектом;

- подборка консультаций по теме проекта.

Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе.

3 этап. Практический.

Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение).

- разучить комплексы артикуляционных упражнений;

- провести занятие по рисованию;

- придумать сказку о Веселом Язычке;

- создать условие для практического применения полученных знаний.

Разучивают артикуляционные упражнения;

Рисуют домик Весёлого Язычка и картинки - обозначения артикуляционных упражнений;

Придумывают сказку о Весёлом язычке.

4 этап. Презентационный.

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказка о Веселом Язычке» 
Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказка о Веселом Язычке» 

Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-6 лет посещающих логопедическую группу

Дни недели

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность взрослого и детей.

Индивидуальная деятельность с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Понедельник

04.10.21

Знакомство с органами артикуляции

«Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…»

Отгадывание загадок о зубах, губах, языке

Подготовить набор иллюстраций

Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ.

Вторник

05.10.21

Беседа «Артикуляционные уклады звуков» 

Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции

Практическое применение в утренней гимнастке 

Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений

Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 

Среда

06.10.21

Разучивание стихов к упражнениям.

индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений

Рисование картинки «Весёлый язычок»

Оформление выставки рисунков

Помощь родителей в рисовании картинок.

Четверг

07.10.21

Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке 

Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций

Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы

Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. 

Пятница

08.10.21

Чтение сказки о «Весёлом язычке»

Дидактическая игра «Подбери картинку»

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказка о Веселом Язычке» 

Повторение придуманной сказки

Итоги проекта.

В октябре 2021 года была проведена работа по реализации проекта «Сказка о Веселом Язычке» с детьми, которые посещают группу компенсирующей направленности в ДОУ №2. Вид проекта был представлен, как информационно-практико-ориентированный, коллективный. Продолжительность проекта 1 неделя.

Совместно с воспитателями способствовали формированию положительных эмоций, активности в творческой и познавательной деятельности у детей. В течение всего проекта продолжали изучать строение органов артикуляции. Знакомились с различными артикуляционными упражнениями, учили стихи к этим упражнениям. Старалась вызвать у детей эмоциональный отклик. Продолжала активизировать словарный запас, формировать чёткую артикуляцию. Со всеми детьми была проведена индивидуальная работа. Для родителей были проведены консультации и мастер- класс.

Конечным продуктом проекта является: 
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. 
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. 
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

• Книжка – самоделка «Сказки о Весёлом Язычке».

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 

Приложение

Загадки про губы, зубы, язык.

Всегда он в работе, 
Когда мы говорим; 
А отдыхаем, 
Когда мы молчим.
Язык

Всегда во рту, 
А не проглотишь.

Если б не было его, 
Не сказал бы ничего.
Язык

Когда мы едим — они работают, 
Когда не едим — они отдыхают. 
Не будем их чистить — 
Они заболят.
Зубы

В хлевце два ряда барашков 
И все беленькие.
Зубы

Костяной порог, 
За ним красный говорок.
Зубы и язык

Маленький, красненький, 
А отпустишь его — заболтает.
Язык

32 собаки в пещере сидят, 
Кто зайдёт — того съедят.
Зубы

Красный зверь 
За белой стеной, 
Что о стену не бьётся — 
Зверю в пасть льётся.
Язык и зубы

Белые камни 
Друг о дружку бьются, 
Что меж ними прошло, 
Превратилось в порошок. 
Зубы

Вокруг проруби сидят белые голуби.
Рот и зубы

Стоят два брата, 
Кафтаны из бархата, 
Красные наряды, 
Живут рядом, 
То сойдутся, 
То разойдутся, 
Жарко обнимутся — 
Крепко подерутся.
Губы

На лице цветёт, 
От радости растёт. 
Улыбка

Беседа «Ознакомление с органами артикуляционного аппарата»

Цель: Познакомить детей с органами артикуляции и со способами ухода за полостью рта. Уточнить знания детей о том, как органы артикуляции помогают правильно произносить звуки.

Ход.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

«В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки».

Н.В. Новоторцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Артикуляционная «Сказка о Весёлом Язычке»

Жил на свете язычок.

(вытянуть язык вниз)

Жил в красивом домике.

(широко открыть рот)

Вокруг дома был забор

(упражнение «Заборчик»

(сомкнуть зубы, губы в улыбке))

Ровненький, прировненький.

Ещё было там окно,

Очень чистое оно.

(зубы сомкнуты, губы вытянуты вперёд)

Решил он пойти гулять.

Выглянул в окошко,

(упражнение «Змейка»

(вытягиваем острый язык вперёд))

Было холодно ему,

(убираем язык назад в рот)

Он замёрз немножко.

(выполняем несколько раз)

Потом всё-таки решил,

выйти прогуляться.

(широко открываем рот)

Очень нравится ему на качелях качаться.

(упражнение «Качели»

(кончик языка ставим, то за верхние,

то за нижние зубы))

Вот немного покатался,

По полянке прогулялся.

Ягод он собрал в ладошку,

И дома варенья сварил он немножко.

(упражнение «Вкусное варенье»

(языком облизываем поочерёдно

верхнюю и нижнюю губу))

Очень вкусное варенье,

А с блинами, просто объеденье.

Напёк он блинов румяных и сладких,

Больших и маленьких,

Круглых и гладких.

(упражнение «Блинчик»)

Достал свою чашку любимую он

И сел пить чай за круглым столом.

(упражнение «Чашечка»)

Вот день пролетел

И вечер настал.

Наш Язычок уж очень устал.

И часики вдруг объявили ему,

Что надо уже быть готовым ко сну.

(упражнение «Часики»)

Чтоб зубки у него никогда не болели

Он чистит их щёткой

И зубной пастой-гелем.

(упражнение «Чистим зубки»)

Почистил, умылся, оделся и лёг

В тёплую постельку он спать на бочок.

(закрываем рот)

А завтра наступит у нас день другой.

Историю новую расскажем с тобой.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области