Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Петровскозаводской детский сад» Сармановского муниципального района РТ
Тема:
«Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»
(опыт работы воспитателя Карамовой Ф.И)
2023 г.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого вниманиия педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.
Ребёнок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.
Известен научно – обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают
такого положительного результата при выполнении двигательных заданий,
как оборудование и пособия.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
1. Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
2. Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
3. Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
4. Повысить моторную плотность физкультурных занятий;
уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов;
5. Развивать чувство цвета и формы;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.
Один из путей решения данной проблемы – использование нетрадиционного спортивного оборудования, которое может:
- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-
оздоровительной работы;
- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах
движений;
- обогатить двигательный опыт;
- развивать творчество и фантазию;
- заинтересовать детей;
- изменить стиль работы воспитателей.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится
интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают
«двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы.
Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы
мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно.
Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий.
Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Цель:
Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.
ЗАДАЧИ:
1. Укреплять здоровье детей.
2. Обогащать знания детей о мире предметов.
3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных
упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном
значении.
4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной
деятельности для повышения двигательной активности.
5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.
Формами проведения являются занятия, утренняя гимнастика, развлечения,
праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки,
самостоятельная игровая деятельность.
Успех физкультурных занятий, и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов,
индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия
необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побудили меня к поиску новых форм работы.
Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась следующих правил.
1. Соответствие гигиеническим и техническим требованиям:
2. Оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.
3. Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
4. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
5. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
В нашем спортивном зале и группе имеется необходимое стандартное оборудование,
спортивный комплекс, но изготовленное мною нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям, желание поиграть с новыми для них атрибутами.
Оно создает радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает
двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более
наглядными, понятными.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно- оздоровительной работы.
Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить
игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики
детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
- создать условия для проявления максимума самостоятельности,
инициативы, волевых усилий;
- приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного
оборудования в самостоятельной деятельности;
- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг
представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их
оздоровительном значении.
«Султанчики»
На деревянной палочке крепятся:
- полоски полиэтиленового пакета;
- тонкие атласные ленты;
Используются султанчики в общеразвивающих упражнениях, а так же на праздниках
Совместно с родителями старшей группы - из колготок были изготовлены «Косички» разных цветов.
Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию. Особое влияние они оказывают на укрепление кистей рук.
Используются в общеразвивающих упражнениях с детьми, начиная со среднего возраста.
Чтобы более отчётливо выделить в движении плавность, мягкость, стремительность изготовила «Ленты», которые вызывает у детей стремление выполнять упражнения красиво.
Ленты я использую в общеразвивающих упражнениях с детьми всех возрастов.
Так же ленточки можно использовать и в подвижных играх «Найди свой цвет», «Ловишка с лентами.
Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться
овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования
– новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в
своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным
оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Приоритетной задачей детского сада является физкультурно-
оздоровительная работа, поэтому в систему по физическому воспитанию
детей включены коррекционно-профилактические упражнения для формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия, нарушения зрения, точечный массаж и самомассаж; фито чай.
Плоскостопия – самые распространенные заболевания детей. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение
таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки. Так что два этих патологических процесса тесно взаимосвязаны
Самая распространенная причина плоскостопия – это слабость мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей, ношение неправильной подобранной
обуви, чрезмерного утомления и излишнего веса тела. Поэтому плоскостопие
чаще встречается у ослабленных и тучных детей. Именно для этих детей была изготовлена искусственная тропа здоровья, которая сделана из дорожки
с пробками, массажными ковриками, камушками в ёмкости.
Для развития координации движений, ловкости, смелости были изготовлены «Туннели».
Занятия с «Универсальным бревном» помогают детям повысить физическую активность, стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, улучшить координацию движений..
В каждой группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные коврики для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мостики для перепрыгивания, султанчики, косички, колпачки и многое другое.
Чтобы выполнить программу по развитию движений, одних физкультурных
занятий недостаточно, надо обеспечить активную двигательную деятельность в течение всего дня.
Поэтому работа по физическому воспитанию немыслима без единства
взглядов и тесного сотрудничества всего коллектива.
Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте, верит, что все усилия пойдут на пользу, если ребёнок чувствует, что о нём заботятся, что он полноправный человек со своими желаниями и возможностями и у него всё обязательно получится. Я всегда с терпением, пониманием, любовью отношусь к своим воспитанникам, искренне, с радостью принимаю их успехи, и они мне платят тем же, благодарностью и любовью.
Используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес детей к занятиям физкультурой, улучшилась техника выполнения движений
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.
Нестандартное спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготовлением нестандартного физкультурного оборудования.
К изготовлению такого оборудования привлекаю родителей, объясняя важность и нужность такой работы. Чтобы заинтересовать родителей к изготовлению нестандартного спортивного оборудования, в детском саду прошел смотр - конкурс такого оборудования.
Сколько выдумки и смекалки проявили родители, при его изготовлении, а самое главное, спортивный уголок группы пополнился новым нестандартным инвентарем, с которым охотно играют и занимаются наши дети. Теперь в уголке можно увидеть различные массажные дорожки, следочки для профилактики плоскостопия, кольцеброссы, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики, маски и многое другое..
Таким образом, для сохранения здоровья воспитанников, необходимо создание условий для двигательной активности детей, как в группе, так и на участке детского сада.
В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования;
Продолжать оснащать спортивный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;
Литература
3. Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/
4. Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5
с. 10 – 20/
5.Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного
оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.
6.Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных
занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. –
С. 5-9.