Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста» опыт работы воспитателя Карамовой Ф.И

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Петровскозаводской детский сад» Сармановского муниципального района РТ

Тема:

«Использование нестандартного оборудования как средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

(опыт работы воспитателя Карамовой Ф.И)

2023 г.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого вниманиия педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы.

Ребёнок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие.

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.

Известен научно – обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают

такого положительного результата при выполнении двигательных заданий,

как оборудование и пособия.

Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

1. Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

2. Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

3. Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;

4. Повысить моторную плотность физкультурных занятий;

уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов;

5. Развивать чувство цвета и формы;

развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.

Один из путей решения данной проблемы – использование нетрадиционного спортивного оборудования, которое может:

- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-

оздоровительной работы;

- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах

движений;

- обогатить двигательный опыт;

- развивать творчество и фантазию;

- заинтересовать детей;

- изменить стиль работы воспитателей.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится

интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают

«двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы.

Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы

мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно.

Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий.

Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Цель:

Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.

ЗАДАЧИ:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Обогащать знания детей о мире предметов.

3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных

упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном

значении.

4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной

деятельности для повышения двигательной активности.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Формами проведения являются занятия, утренняя гимнастика, развлечения,

праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки,

самостоятельная игровая деятельность.

Успех физкультурных занятий, и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов,

индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия

необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побудили меня к поиску новых форм работы.

Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась следующих правил.

1. Соответствие гигиеническим и техническим требованиям:

2. Оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.

3. Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.

4. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.

5. Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.

В нашем спортивном зале и группе имеется необходимое стандартное оборудование,

спортивный комплекс, но изготовленное мною нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям, желание поиграть с новыми для них атрибутами.

Оно создает радостный, эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает

двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более

наглядными, понятными.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно- оздоровительной работы.

Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить

игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики

детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

- создать условия для проявления максимума самостоятельности,

инициативы, волевых усилий;

- приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного

оборудования в самостоятельной деятельности;

- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг

представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их

оздоровительном значении.

«Султанчики»

На деревянной палочке крепятся:

- полоски полиэтиленового пакета;

- тонкие атласные ленты;

Используются султанчики в общеразвивающих упражнениях, а так же на праздниках

Совместно с родителями старшей группы - из колготок были изготовлены «Косички» разных цветов.

Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию. Особое влияние они оказывают на укрепление кистей рук.

Используются в общеразвивающих упражнениях с детьми, начиная со среднего возраста.

Чтобы более отчётливо выделить в движении плавность, мягкость, стремительность изготовила «Ленты», которые вызывает у детей стремление выполнять упражнения красиво.

Ленты я использую в общеразвивающих упражнениях с детьми всех возрастов.

Так же ленточки можно использовать и в подвижных играх «Найди свой цвет», «Ловишка с лентами.

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться

овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования

– новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в

своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным

оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Приоритетной задачей детского сада является физкультурно-

оздоровительная работа, поэтому в систему по физическому воспитанию

детей включены коррекционно-профилактические упражнения для формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия, нарушения зрения, точечный массаж и самомассаж; фито чай.

Плоскостопия – самые распространенные заболевания детей. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение

таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки. Так что два этих патологических процесса тесно взаимосвязаны

Самая распространенная причина плоскостопия – это слабость мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей, ношение неправильной подобранной

обуви, чрезмерного утомления и излишнего веса тела. Поэтому плоскостопие

чаще встречается у ослабленных и тучных детей. Именно для этих детей была изготовлена искусственная тропа здоровья, которая сделана из дорожки

с пробками, массажными ковриками, камушками в ёмкости.

Для развития координации движений, ловкости, смелости были изготовлены «Туннели».

Занятия с «Универсальным бревном» помогают детям повысить физическую активность, стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, улучшить координацию движений..

В каждой группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные коврики для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мостики для перепрыгивания, султанчики, косички, колпачки и многое другое.

Чтобы выполнить программу по развитию движений, одних физкультурных

занятий недостаточно, надо обеспечить активную двигательную деятельность в течение всего дня.

Поэтому работа по физическому воспитанию немыслима без единства

взглядов и тесного сотрудничества всего коллектива.

Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте, верит, что все усилия пойдут на пользу, если ребёнок чувствует, что о нём заботятся, что он полноправный человек со своими желаниями и возможностями и у него всё обязательно получится. Я всегда с терпением, пониманием, любовью отношусь к своим воспитанникам, искренне, с радостью принимаю их успехи, и они мне платят тем же, благодарностью и любовью.

Используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес детей к занятиям физкультурой, улучшилась техника выполнения движений

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.

  Нестандартное спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготовлением нестандартного физкультурного оборудования.

К изготовлению такого оборудования привлекаю родителей, объясняя важность и нужность такой работы. Чтобы заинтересовать родителей к изготовлению нестандартного спортивного оборудования, в детском саду прошел смотр - конкурс такого оборудования.

Сколько выдумки и смекалки проявили родители, при его изготовлении, а самое главное, спортивный уголок  группы пополнился новым нестандартным инвентарем, с которым охотно играют и занимаются наши дети. Теперь в уголке можно увидеть различные массажные дорожки, следочки для профилактики плоскостопия, кольцеброссы, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики, маски и многое другое..

Таким образом, для сохранения здоровья воспитанников, необходимо создание условий для двигательной активности детей, как в группе, так и на участке детского сада.

В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования;

Продолжать оснащать спортивный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;

Литература

3. Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/

4. Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5

с. 10 – 20/

5.Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного

оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.

6.Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных

занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.

условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. –

С. 5-9.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области